Духовные образы и прозрения, связанные с бпм-п
Так же как и первая перинатальная матрица, БПМ-И обладает богатыми духовными и мифологическими измерениями. Архетипические образы, выражающие качество переживаний, принадлежащих этой категории, можно найти в любых культурах мира. Мотив невыносимых духовных и физических страданий, которые никогда не прекратятся, находит свое выражение в образах ада и преисподней, присутствующих в большинстве культур. И хотя специфика этих образов в разных культурных группах может отличаться, большинство из этих образов обладает важными сходствами. Они являются негативными двойниками и полярными противоположностями различных раев, которые мы обсуждали в связи с БПМ-1. Атмосфера этой мрачной преисподней подавляюща. Природа там отсутствует, а если и имеется, то испорченная, зараженная и опасная. Это завалы и зловонные реки, дьявольские деревья с шипами и ядовитыми плодами, области, покрытые льдом, пламенеющие озера и реки крови. Человек может стать свидетелем, а иногда и участником пыток и претерпевать острую боль от ударов кинжалами, копьями и вилами демонов, кипеть в котлах или замерзать в холодных местах, ощущать, как его душат и давят. В аду есть только негативные эмоции - страх, отчаяние, безнадежность, вина, хаос и замешательство. и Мучительные архетипические образы представляют вечные страдания и проклятие. Особенно тесно соприкасались с этим измерением древние греки. Их трагедии, выстроенные вокруг тем, связанных с вечными проклятиями, с виной, переходящей из поколения в поколение, и невозможностью избежать своей судьбы, в точности отражают атмосферу БПМ-И. Персонажи греческой мифологии, символизирующие вечные муки, изображены почти что героями. Например, Сизиф, находясь в царстве теней, тщетно
пытается толкать огромный камень в гору, но, каждый раз теряя его, он вновь обретает надежду добиться успеха. Ик-сиона прикрепляют к горящему колесу, вращающемуся в преисподней целую вечность. Тантала изводят муками жажды и голода, когда он стоит в пруду с чистой водой, а над его головой свисают роскошные грозди винограда. Прометей же страдает, прикованный к скале и терзаемый орлом, который пожирает его печень.
В христианской литературе БПМ-И нашла свое отражение в «темной ночи души», предсказанной такими мистиками, как св. Иоанн Креститель, который видел в ней важную стадию своего духовного развития. Здесь особенно уместна история об изгнании Адама и Евы из рая и о происхождении первородного греха. В Книге бытия Бог особым образом связывает эту ситуацию с муками рождения, когда завещает Еве: «В болезни будешь рожать детей». Потеря божественной сферы описана в истории Падения Ангелов, которая привела к созданию полярности между небесами и адом. Христианские описания ада показывают особую связь с переживаниями БПМ-И.
В необычных состояниях у многих людей бывают прозрения по поводу того, что религиозные учения об аде резонируют с переживаниями БПМ-П, и это придает на первый взгляд неправдоподобным теологическим понятиям оттенок правдоподобности. Этой связью с ранними бессознательными воспоминаниями можно объяснить почему образы ада и преисподней воздействуют на детей так же сильно, как и на взрослых. Описание Библией мученических пыток Иова и страдания, отчаяние и унижения распятого на кресте Христа тесно связаны с БПМ-П.
В буддийской духовной литературе символизм БПМ-М обнаруживается в рассказе о «Четырех знаках непостоянства» из жизнеописания Будды. Это относится к четырем событиям, оказавшим влияние на Будду Гаутаму и предопределившим его решение оставить семью и свою жизнь в королевском дворце и отправиться на поиски просветления. Во время путешествия за пределами города перед ним предстали четыре сцены, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Вначале он увидел беззубого дряхлого человека,
у которого были седые волосы и сгорбленное тело, - так выглядела встреча Будды Гаутамы со старостью. Далее он столкнулся с лежащим в придорожной канаве человеком, тело которого было истерзано болью, и это представляло его встречу с болезнью. Третьей была встреча с человеческим трупом, давшая ему полное осознание существования смерти и непостоянства. И последним событием была его встреча с бритоголовым монахом, облаченным в коричневато-желтую робу и излучавшим нечто такое, что, казалось, превосходило все страдания, унаследованные плотью. Это явило собой мгновенное осознание непостоянства жизни, факта смерти и существования страдания, давшее Будде Гаутаме импульс к отречению от мира и к отправлению в духовное путешествие.
В эмпирической работе с БПМ-И люди часто сталкиваются с кризисом, сходным с тем, что пережил Будда после «Четырех знаков непостоянства». Во время таких эпизодов бессознательное снабжает человека образами старости, болезни, смерти и непостоянства, окончательно предопределяющими экзистенциальный кризис. Он видит пустоту бездуховной жизни, ограниченной искусственными удовольствиями и мирскими целями. Это откровение является важным шагом к духовному раскрытию, которое начинается с раскрытием шейки матки, когда безвыходная ситуация БПМ-И меняется.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ БПМ-П
Люди часто относят «ЛЗ» Данте к драматическому описанию БПМ-М. Всю «Божественную комедию» в целом они рассматривают как рассказ о преображающем путешествии и духовном раскрытии. К другим произведениям, передающим ощущения этой сферы, относятся романы и рассказы Франца Кафки, отражающие глубокую вину и мучения, работы Федора Достоевского, наполненные описаниями душевных страданий, безумия и бесчувственной жестокости, а также те места в очерках Эмиля Золя, где описываются самые мрачные и отталкивающие аспекты человеческой природы. Элементы второй перинатальной матрицы присутствуют в рассказах Эдгара По, например в «Колодце и маятнике».
Проклятие «Летучего голландца» и Вечного жида Агасфера, обреченных всю жизнь скитаться по миру, также является удачным примером из области литературы.
Живопись, отражающая атмосферу БПМ-И, включает в себя образы ада в христианском, мусульманском и буддийском искусстве, а также изображение Христа в терновом венце, восхождение на Голгофу и распятие. К этой категории определенно принадлежат кошмарные создания причудливого мира Иеронима Босха, образы ужасов войны Франсис-ко Гойи и многие другие образы, созданные сюрреалистами. Особенно впечатляющи полотна Гансруди Гигера, швейцарского художника, поистине являющегося гением в перинатальной сфере. Его образы чередуются между БПМ-И и БПМ-Ш (обсуждаемой в следующей главе), представляя символизм этих перинатальных матриц в поразительно явной и узнаваемой форме. Гигер был также награжден Золотым Оскаром за свои образы персонажей к фильму «Чужой», вызывающие ужас и содержащие в себе яркие перинатальные черты. Для фильма «Чужие», являющегося продолжением первого фильма, он создал фантастический ар-хетипический образ Пожирающей Матери - ужасной паукообразной самки неземного происхождения со своим дьявольским инкубатором. Многие из перинатальных тем можно также обнаружить в фильмах Федерико Феллини, Ингма-ра Бергмана, Джорджа Лукаса, Стивена Спилберга и многих других режиссеров.
БПМII И РОЛЬ ЖЕРТВЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Как и БПМ-1, эта матрица воссоединяет с воспоминаниями более поздних периодов жизни, обладающими качествами, похожими на описанные здесь переживания. Записанные в памяти события, которые тесно связаны с БПМ-П, -это различные неприятные ситуации, где мы ощущаем себя в опасности и лишенными надежды, где на нас наваливается чудовищная разрушительная сила и подчеркивается наша роль беспомощных жертв. Особенно значимы воспоминания тех случаев, в которых физическое здоровье и выживание находилось под угрозой, будь то хирургическое вмешательство, физическое посягательство, автомобильная
катастрофа, или увечье, полученное на войне. По причине их сходства с определенными аспектами родовой травмы эти воспоминания имеют тенденцию записываться в память таким образом, что стыкуются с БПМ-11.
Когда мы переживаем подобные травмирующие события, то событие, происходящее в настоящем, относит нас назад к соответствующему перинатальному материалу, активизируя тем самым нашу старую душевную и физическую боль.Теперь мы реагируем не только на настоящую ситуацию, но и на раннюю, коренную травму нашей жизни. Этим можно объяснить глубину психологического поражения, а также длительные негативные воздействия, такие, как последующие войны, стихийные бедствия, нахождение в концлагерях или захват террористами. Эти ситуации являются не только травмирующими сами по себе, что и без того достаточно серьезно, но и лишают жертв защиты, которая обычно ограждает их от болезненных элементов бессознательного материала, затаившегося в их психике. Для того чтобы эффективно работать с этими состояниями, необходимо создать поддерживающую окружающую среду и использовать методы, позволяющие людям переживать и прорабатывать не только относительно недавние травмы, полученные в зрелом возрасте, но и лежащие в основе первичные воспоминания о принесении в жертву, связанные с БПМ-П.
На более тонком уровне вторая перинатальная матрица может также включать в себя воспоминания о тяжелых психологических травмах, в частности о разлуке, отвержении, лишениях, событиях, подрывающих душевное равновесие, а также о ситуациях, где человека ограничивают и подавляют сначала в его родной семье, а потом и в жизни вообще. Таким образом, нахождение в роли жертвы в своей семье, в классе, в интимных отношениях, на рабочем месте и в обществе усиливает и закрепляет память о безвыходной стадии рождения и делает ее более психологически уместной и доступной для сознательного переживания БПМ-11 связана также с различными неприятными ощущениями и напряжениями в тех частях тела, которые Фрейд называл эрогенными зонами, или зонами удовольствия. На оральном уровне эти ощущения
могут выражаться в виде жажды и/или голода, в анальной области в виде неприятных ощущений в прямой кишке и заднем проходе, связанных с запором, колитом или геморроем, в мочеполовом тракте в виде сексуальных расстройств или боли, вызванной инфекцией или хирургическим вмешательством, а также проблемами с мочеиспусканием.