Эмоциональное отношение к детям дошкольного возраста (в баллах)

Ситуации и суждения Мужчины Женщины
одно­детные двух- детные одно­летние двух-детные
Я очень люблю малышей 3,3 4,0 3,9 4,0
Я быстро привязываюсь к детям 3,3 3,7 3,7 3,8
Большинство маленьких детей мне симпатичны 3,8 3,9 3,8 4,0
Я умею проявить заботу о маленьких 3,6 3,9 3,4 4,2
Дети вызывают во мне чувство душевного тепла, доброты 3,5 4,3 4,1 4,3
В общении с детьми у меня появляется мягкость, внимательность 3,7 4,0 3,8 3,8
Малые дети чаще всего радуют меня своим присутствием 3,2 3,8 3,5 3,7
Общение с детьми вызывает во мне душевный подъем 3,3 3,2 3,8 3,5
С рождением ребенка у меня связано представление о чем-то светлом, радостном 4,1 4,2 3,9 4,2
Дети действуют на меня успокаивающе 3,0 3,3 2,7 3,4
Я с особой нежностью отношусь к малышам 3,7 4,0 4,0 4.3
Я обычно проявляю терпение в общении с детьми 3,0 3,5 3,3 3,6
Дети не могут вывести меня из себя 3,2 3,9 3,1 3,1
Я обычно ласков(а) с детьми 3,6 3,7 3,5 3,9
Современные малыши радуют своим отношением к родителям 3,3 3,4 2,8 3,4
В среднем 3,4 3,8 3,6 3,8

доброты, радости и более терпеливы в общении с детьми. Двухдетные женщины по сравнению с однодетными в боль­шей степени способны проявить заботу о малышах, более терпеливы в общении с ними, дети чаще действуют на них успокаивающе и вызывают чувство удовлетворения во взаимодействии со старшими членами семьи.

Те же ситуации и суждения были предложены рес­пондентам вторично, но в них уже фигурировали дети школь­ного возраста. Уровень эмоционального отношения к ним по сравнению с оценкой родителями малышей заметно снижа­ется у мужчин и женщин независимо or числа имеющихся у них детей. Однако неизменной остается уже отмеченная тен­денция: респонденты, у которых двое детей, имеют более высокие показатели чувств, проявляемых к подросткам (3 балла), чем однодетные (2,5 балла). Прежде всего это ска­зывается в таких ситуациях и суждениях: «нравится бывать в компании школьников», «современные подростки вызы­вают душевный подъем, радость за молодое поколение», «дети старших возрастов действуют успокаивающе», «обыч­но проявляю терпение в общении с подростками».

План интеллектуального отношения к детям, свиде­тельствующий о степени чадолюбия индивида, можно выра­зить, в частности, через понимание взрослым психологии ре­бенка, умение проникнуть во внутренний детский мир. Пред­полагается, что чем чадолюбивее личность, тем лучше и быстрее она способна понять причину поступков ребенка, почувствовать ложь, добиться взаимопонимания, наладить отношения, простить, предвидеть возможные реакции, выз­вать эмоциональный отклик в душе ребенка - успокоить, уговорить, заставить поверить и т. п. В анкете вспомогатель­ного опроса в этой связи задавался вопрос: «Легко и быст­ро Вы понимаете душевное состояние детей?» (вопрос от­носился к детям вообще, не только собственным). Затем давалось несколько утверждений на соответствующую тему, респондент должен был выразить степень своего согласия с каждым из них на шкале от 0 до 5 баллов. Преду­сматривался также вариант ответа «трудно сказать».

Полученные данные свидетельствуют о том, что люди, имеющие двоих детей, по собственному признанию, способны легче и быстрее понять внутренний детский мир, чем те, у кого один ребенок. Причем двухдетные женщины об­ладают несколько более выраженным чадолюбием в плане интеллектуального отношения к детям (3,9 балла), чем муж­чины (3,6 балла). В оценках суждений двух- и однодетных мужчин различий нет. Разница оценок у женщин, имеющих разное число детей, составляет 0,4 балла. Самые высокие оценки у всех мужчин и женщин наблюдались в следую­щих ситуациях: «быстро чувствую, когда ребенок лжет», «я близко к сердцу принимаю детскую обиду, неудачу, затрудне­ние». Самые низкие оценки даны однодетными мужчинами в ситуациях: «чаще всего я понимаю причину капризов, не­послушания детей», «я легко устанавливаю контакт с деть­ми - добиваюсь их расположения, доверия», «я чутко уга­дываю желания ребенка». Женщины независимо от числа имеющихся детей быстрее, чем мужчины, прощают ребен­ку нанесенную им обиду, скорее могут уговорить ребенка, убедить в чем-либо.

Таким образом, способность понять детей зависит не толь­ко от родительского опыта взрослого человека, но и от пола. Кроме того, величина условных показателей, несомненно, зависит от степени чадолюбия личности. Не случайно, гово­ря о любви к ребенку, А. Сент-Экзюпери отметил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

В плане практического отношения к детям при обсле­довании определялась готовность индивида откликаться на детскую беду, оказывать детям внимание, поддержку сове­том и делом, проявлять заботу о детях вообще, умение быть их другом и т. п., а также степень видимой отдачи со сторо­ны детей - чувства любви и симпатии по отношению к взрос­лому человеку. Респондентам предлагался вопрос. «Какие у Вас сложились взаимоотношения с детьми?» Затем сле­довал набор конкретных ситуаций и суждений типа «дети очень любят играть со мной», «среди детей у меня много маленьких друзей», «я терпеливо отвечаю на вопросы де­тей, даже если мне не до них» и т. п. С целью выявления практического отношения к детям респондентам предлагал­ся также набор суждений типа «нет ничего неприятного в том, чтобы стирать пеленки», «за маленькими детьми луч­ше всего ухаживать не бабушкам, а родителям» и т. п.

Таблица

Отношение к детям в практическом плане (в условных баллах)

Ситуации и суждения мужчины  
  одно­детные двух-детные одно- двух-
  3,5 3,9 3,3 3,8
У меня много маленьких друзей 1,9 2,6 2,4 2,4
увлекаясь их игрой, читая, рассказывая им 2.4 2,8 2,6 2,6
обещание, данное детям 4,1 4,0 4,0 4,1
игру, возню 3,1 3,7 3,5 3,6
  3.4 3,7 3,3 3,0
поведении старших ребят 2,7 3,1 3,0 3,2
когда я чем-нибудь занимаюсь 2,6 3,3 3,0 3,3
даже если мне не до них 2,6 3,6 3,4 3,5
капризам 2,7 2,9 2,8 2,9
ребятами о жизни, делах, литературе И Т.П. 2,7 3,5 2,8 3,2
сопровождения взрослого, надо непременно узнать, не заблудился ли он 4,2 4,0 4,5 4,6
улице, надо подойти и выяснить, в чем депо 4,6 4,6 4,7 4,8
относиться серьезно 4,4 4,3 4,6 4,5
стирать пеленки 2,4 2,4 2,8 2,8
своим внешним видом 3,8 4,3 3,6 4,0
ухаживать за больным малышом 3,3 4,2 3,4 3,6
кормить малыша по ночам 2,6 3,2 2,9 3,3
ухаживать не бабушкам, а родителям 2,7 3,2 3,4 4,0
нанимали кормилицу для грудного ребенка 3,2 3,5 3,8 4,2
Правильно поступают девушки, рожая ребенка в молодом возрасте - в 18-20 лет 3,2 3,5 2,9 2,8
Нельзя считать правильным, чтобы платные няни ухаживали за ребенком вместо родителей 3,2 3,5 3,5 3,5
В среднем 3,2 3,5 3,4 3,6

Опрос показал (табл. 2), что практическое отношение к детям как мужчин, так и женщин зависит от имеющегося у них числа детей. Большинство суждений и ситуаций оцене­но двухдетными респондентами несколько выше, чем однодетными. Мужчины, имеющие двоих детей, явно в боль­шей мере, чем однодетные, могут увлеченно играть с ма­ленькими и участвовать в спорах со старшими детьми, про­являть терпение к срывам в поведении детей и к детским вопросам, они менее пессимистично воспринимают ситуа­цию, когда надо ухаживать за больным ребенком и кормить его по ночам. Женщины, у которых двое детей, больше, чем однодетные, любят спорить с ребятами о жизни, делах, ли­тературе и т. п. Они увереннее считают, что за малышами должны ухаживать прежде всего сами родители, а не ба­бушки, что беременная женщина не может отталкивать сво­им внешним видом.

Следует отметить, что мужчины и женщины, имеющие дво­их детей, в большей мере, чем те, кто имеет одного ребенка, встречают ответные чувства со стороны ребят: дети больше любят играть с ними, чаще атакуют своими вопросами, пыта­ются помочь в делах, более вежливы.

Если в каждом из эмпирических планов, в которых изме­рялось чадолюбие, мы не обнаружили значимых различий между однодетными и двухдетными респондентами (возмож­но, в силу малой выборки), то по сумме средних оценок, полу­ченных в эмоциональном, интеллектуальном и практическом планах, такие различия зафиксированы. Двухдетные мужчи­ны и женщины более чадолюбивы (соответственно 13,9 и 14,3 балла), чем однодетные (соответственно 12,6 и 13,1 балла), значимость различий на уровне 0,05. Различия в зависимости от пола респондентов менее существенны.

Мы показали один из возможных путей определения чадо­любия средствами анкетирования. Однако для тех же целей можно применить иные методы (например, наблюдение, био­графический метод) или использовать при опросе другие ин­дикаторы, позволяющие судить о потребности в детях. На­пример, в описании практического к ним отношения могут фигурировать различные ситуации - реальные и проектив­ные, отнесенные к будущему или имевшие место в прошлом.

Одна из таких ситуаций - проведение летнего отпуска с детьми или без детей. Справедливо сделать допущение, что чадолюбивая личность предпочтет отдыхать совмест­но с детьми. В нашем основном исследовании был, задан соответствующий вопрос. Респондентам предлагалось выб­рать наилучший вариант проведения летнего отпуска: от­дых с детьми и супругом (й); с детьми, но без супруга (и) и самостоятельно.

Некоторые различия имеются в зависимости от со­циально-профессиональной принадлежности опрашивае­мых. Так, с детьми и с супругой чаще всего намерены от­дыхать квалифицированные рабочие-мужчины (18,9%), женщины из этой среды такой вариант отдыха предпочита­ют значительно реже (10,9%). Мужчины из числа неквали­фицированных рабочих, которые хотят отдыхать с детьми и супругой, составляют 13%, преподавателей - 10,2, слу­жащих госучреждений - 11,8 %. Женщины из этих групп реже, чем мужчины, предпочитают семейный отдых (соот­ветственно 8,0, 8,7 и 8,4%). Напротив, такой вариант летне­го отпуска в большей мере устраивает женщин, чем муж­чин, из числа ИТР (16,9 против 14,1 %), учителей и врачей (соответственно 12,1 и 8%).

С детьми, но без брачного партнера чаще других пред­почли бы отдыхать мужчины - творческие работники (20%) и квалифицированные рабочие (16,7%). Среди женщин, же­лающих отдыхать с детьми, но без супруга, более всего учителей, врачей (19,4 %) и ИТР (17,7%). Без детей, но с супругом(й) чаще намерены провести летний отпуск муж­чины - представители сферы обслуживания (17,1 %) и муж­чины из среды учителей, врачей (16%), а также женщины этой группы опрошенных (14,8%) и женщины творческих профессий (14,9%).

О чадолюбии, следовательно, и о потребности человека в детях в какой-то мере, по нашему мнению, свиде­тельствует также намерение обзаводиться первенцем сра­зу же после вступления в брак. Разумеется, рождение ре­бенка определяется различными жизненными об­стоятельствами, и свое решение супруги принимают о за­висимости от конкретных условий. Однако установка, сложившаяся по данному вопросу, прежде всего отражает от­ношение к детям, а затем уже - особенности жизни и се­мейные обстоятельства.

Лучше обзаводиться первым ребенком молодым суп­ругам сразу же после вступления в брак - такое мнение чаще других высказывают женщины из среды работников сферы обслуживания (15,6%), ИТР (15,5%) и домохозяйки (13,2%), реже - студентки (4,7%) и работницы неквалифицированно­го труда (4,9%). Среди мужчин этой точки зрения чаще при­держиваются квалифицированные рабочие (17 %), реже -студенты (5,2 %), учителя и врачи (7 %).

Определенная часть опрошенных считает, что первенцем лучше обзавестись спустя два-три года после брака. Таково мнение большинства мужчин[2] из числа квалифицированных рабочих, ИТР, работников сферы обслуживания (15-17% в каждой из этих групп) и большинства женщин из среды ИТР (17,2%). Это суждение неквалифицированные работницы и студенты поддерживают почти в 2 раза реже, чем женщи­ны, работающие в сфере обслуживания, квалифицирован­ные работницы, женщины - учителя и врачи.

Мужчины - представители сферы обслуживания (21,6%) и творческие работники (19,6%) значительно чаще, чем дру­гие социально-профессиональные группы высказываются за то, что первенцы должны появляться спустя значительное время после заключения брака. Среди женщин эту позицию отстаивают прежде всего учителя, врачи (19,6%) и творчес­кие работники (16,1%).

Таковы некоторые из возможных путей определения ча­долюбия личности при выявлении ее потребности в детях, точнее, тех сторон потребности, которые носят в большей мере субъективный характер.

Объективный мотив потребности в детях, т. е. стремление иметь социально приемлемое число и качество детей в се­мье, также фиксируется в нескольких эмпирических планах. Наиболее важными из них нам представляются престиж се­мьи с разным числом детей, трудности воспитания и ухода за детьми, функциональная ценность детей и «конкурирую­щие» потребности. Рассмотрим каждый из этих планов.

Наши рекомендации