Пять Династий и Десять Царств (907–960)
После падения династии Тан Китай был раздроблен на ряд небольших государств, постоянно враждовавших между собой. Такое положение длилось более пятидесяти лет, пока страну не объединила новая династия.
Династия Сун (960-1279) Северная Сун(960-1127)
Южная Сун (1127–1279 н. э.)
В эпоху Сун возникло неоконфуцианство (ли сюэ), направление, представляющее собой синтез конфуцианского, даосского и буддийского мировоззрений. Знаменитый сунский ученый Шао Юн создал книгу «Числа превращений сливы мэй-хуа», содержащую методики предсказаний по фигурам гуа. Мастер Чэн Си-и(Чэнь Туань)создал комментарии к И цзин, написалмножество трактатов (среди них У-цзи – «Возникающие и уходящие в небытие вещи»), разработал систему гадания по небу Цзы вэй ту шу. Его последователь ученый неоконфуцианец Чжоу Дуньи написал трактат о Тайцзи (.Тайцзи ту шо),на который ученик последнего Чжу Си сделал комментарий.Благодаря ихстараниям и трудам ряда других прославленных мастеров того времени (Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И) И цзин стал считаться величайшим классическим
произведением, тесно связанным с гадательными искусствами. Ученые Сунской династии исследовали старинные классические тексты по Кань юй и написали к ним обширные комментарии . В конце Сунской эпохи фэншуй практиковали все: даосы, конфуцианцы и буддисты. Их усилиями было написано около пятидесяти трудов.
В те же времена неоконфуцианец Чжу Си (1130–1200) создал новую геомантическую школу, опираясь на так называемый Миньский метод (от княжества Минь, на территории провинции Фуцзянь). В нем особенно много внимания уделялось нумерологии, багуа, Небесным Стволам (тянь гань), Земным Ветвям (ди чжи), созвездиям (сю) и меньше конфигурациям земли. Главный представитель школы Ван Цзи (Чжао-цин или Кунь-джан) придал важнейшее значение учению о принципах природы (ли) и числовым пропорциям (шу) и настаивал на применении компаса как прибора для исследования состояния ци в пространстве. Фэншуй стал математической наукой, позволяющей рассчитывать циклы перемен. Была переработана и четко сформулирована теория Ба чжай о Восьми домах. Ученик Ван Цзи – Е Шу-лян опубликовал книги мастера «Канон Сердцевины [Центра]» и «Записи ответов [Учителя] на [поставленные ему] вопросы». Направление, развиваемое Ван Цзи
и его последователем Цай Юань-дином, стали именовать Фуцзяньской школой геомантии – Ли-щ пай, или Школой компаса, называемой также Метод жилых построек. Мастер школы Цзян Да Хун разработал метод Сюань гун, или Сюань кун фэй син — «Таинственная пустота Летящих Звезд»,широко применяемыйпо отношению к архитектуре и строительству
Ученые Сунской династии исследовали старинные классические тексты по каньюй и написали к ним обширные комментарии.Их усилиями было написанооколо пятидесяти трудов. Среди них: книги мастера Ван Цзи «Канон Сердцевины [Центра]» и «Записи ответов [Учителя] на [поставленные ему] вопросы», опубликованные его учеником Е Шу-ляном, работы У Цзинлуаня — Дао-фа игуан тань — «Общее обсуждение Дао и Закона»и Ван лун цзин — «Канон о созерцании драконов [гор]» и Юйсуй цзин — «Халцедоновый трактат» Чжан Цзывэя. Наиболее сильное влияние на последующую погребальную традицию оказали работы Ляо Юя: Цзанфа синьинь — «Методы захоронений, запечатленные в сердце» и Сеуцзи — «Разглашение [тайн] неорганического».
В Сунскую эпоху фэншуй и другие достижения китайской духовной культуры проникают в Японию, Корею и страны Юго-Восточной Азии.
Династия Юань (1271–1368)
В эпоху Юань в Китае правили монгольские императоры. Не прошло и столетия, как власть их рухнула, и в стране развернулась борьба за власть.
Династия Мин (1368–1644)
Императором Китая стал Чжу Юньчжан, приходу к власти которого способствовал даосский мастер Лю Бохунь. Достигнув цели, Чжу Юньчжан уничтожил всех своих более или менее талантливых сподвижников и приказал казнить всех практикующих прорицания. В результате в эпоху Мин исчезли все даосские практики гадания и были специально написаны ложные книги по фэншуй. В результате учение разделилось на течения и методы.Математик ЛюЦзи (1311–1375) обосновал и систематизировал их в энциклопедической работе Кань юй ман син — «Экспромты по поводу геомантии».
В эпоху Мин была принята календарная система Сань Юань, включающая Три эры и Девять циклов. Компас (лопань) был увеличен до 36 колец. Был создан справочник по фэншуй Дили иньцзы шуцзы — «Сущностные положения для определения ландшафтов». Также было написано множество произведений, уделявших внимание толкованию приемов фэншуй, изложенных учителями прошлого. Среди них наиболее известными был трактат братьев Сюй Шань-цзи
и Сюй Шань-шу «Что каждый сын должен знать о геомантии», работы Дин Жуй-пу «Решение запутанных вопросов в фэншуй», Люй Бинчжуна — Пинша юйчи цзин — «Трактат нефритовых мерок для ровной земли»,Чи Сун-цзы—
Циннан чжэнцзин – «Истинный канон зеленых покровов», Циннан чжэньюань чи– сун цзин — «Канон зеленых покровов,подлинно происходящий от ЧиСуна», Сюй Шикэ — Тяньцзи хуйчжи — «Овладение Небесным механизмом», Хуан Чжунсюя — Тянь-жэнь гун бао — «Небо и человек равно драгоценны», Се Шуанху – Каньюй гуань цзянь — «Скромное мнение о каньюй», Чжан Цзун– дао
— Дили цюаньшу — «Географическая энциклопедия», Сяо Паньфу — Каньюй цзин — «Канон каньюй»,Чжоу Цзиньи– Шань ян чжи ми — «Указание назаблуждения относительно гор и морей» и др.
Ученый Му Цзянцзэн, опираясь на труды ученого– неоконфуцианца Шао Юна, жившего в Сунскую эпоху, разработал собственную теорию времени в фэншуй. Согласно ей благоприятность отдельных мест,так же как и удачаотдельных людей, не является постоянной, а способна изменяться с течением времени.
В период правления династии Мин в Пекине по законам фэншуй был построен Запретный город, в котором проживали только члены императорской фамилии. В XVI в. в Китае окончательно утвердились христиане (итальянские иезуиты), повлиявшие на изменение градуировки геомантического компаса
лопаня.
Минская эпоха характеризуется тем, что секреты учения фэншуй стали общедоступными. Возросшее количество публикаций способствовало появлению большого количества «скороспелых» мастеров, не имевших нужных
знаний и опыта работы. В результате фэншуй приобрел дурную славу.
Династия Цин (1644–1911)
В эпоху Цин появился ряд критических текстов, где осуждалась и осмеивалась деятельность мастеров прошлой эпохи. В то же время Цинская эпоха стала периодом наивысшего расцвета геомантии, книг по этой теме в это время было больше , чем за все предыдущие эпохи. Наиболее значительный труд этого времени: Лo цзин шоу цзе — «Полное руководство по геомантическому компасу». Другие важнейшие труды: Сюй Цзюи — Дили дацюань — «Большая географическая энциклопедия», Е Цзюшэна — Шаньфа дацюань — «Большая энциклопедия методов [рассмотрения] гор», Цзян Дахуна — Дили бянь– чжэн
— «Выявление заблуждений в географии»,Инь Юбэ–ня— Дили сыми цюаньшу (12 томов) – «Энциклопедия всех [четырех] тайн географии», Цзян Шэньсюя — Хэло цзиньюнь (9томов) – «Хранилище сокровенного о реках»,Янь Лянь–куя
— Дили цю чжэнь — «Устремление к географической истине». На Западе появляются важные труды Э. Айтеля (1873) «Фэншуй – наука китайской древности» и Я.Я. де Гроота (1892–1906) «Фэншуй» в многотомном издании «Религиозная система Китая».