Династия восточная хань (25-220)
При императоре У-ди (140—87 до н. э.) конфуцианство стало государственной религией Китая. Философ-конфуцианец Дун Чжуншу разрабатывает космогонические и натурфилософские представления, бытовавшие в Ханьскую эпоху в Китае.
В эпоху Хань государственные шаманы утрачивают свое влияние. Развивается религиозный сянь-даосизм (дао-цзяо). Его последователи фанши являются теоретиками и практиками в области искусства гадания, астрономии, географии, магии, целительства и долголетия. Они набирают социальную силу
и входят в окружение императора. Исследование взаимоотношений Неба, Земли
и Человека становится профессиональным. Развивается направление каньюй (букв. «Небо и Земля») – исток фэншуй. Лю Ан (179–122 до н. э.), внук первого императора династии Хань, составляет энциклопедию даосизма, трактат Хуайнанцзы. Фанши Цинь-у(Наставник–Синий Ворон)создает трактат Цзан цзин о выборе мест захоронения.Геомантические подходы мастера иногданазывают Школой Синего Ворона. Книги по каньюй вместе с трудами теоретиков школы иньян собраны в раздел Хань-шу («Книга об эпохе Хань»). Среди них известностью пользовались сочинения: «Канон жилища», приписываемый Хуан-ди, «Конфигурации земли для дворцов и жилищ в двадцать цзюаней», «Школа Пяти элементов», «Золотое вместилище каньюй в четырнадцать цзюаней».
В период правления династии Хань (206 до н. э. – 219 н. э.) существовали практики, владевшие искусством ту– гуйфа (Метод символа земли), занимавшиеся планировкой расположения домов в пределах городской черты, и практики туйфа (Метод пригодности земли), имевшие дело с загородными хозяйствами и садами. Их изыскания, производимые с применением знаний ландшафтов и астрономии, обязательно сопровождались гаданием на бараньей лопатке, без которого окончательный выбор места оставался недействительным.
Династии Троецарствия (220–280)
Вэй (220–265), Шу (221–263), У (222–280)
Мастер Чжугэ Лян включает в искусство гадания систему Цимэнь-дунцзя
— «Таинственные входы,скрывающие движение»,использующую багуа дляопределения благоприятных и неблагоприятных направлений географического пространства. Эта система оказала наибольшее влияние на развитие будущего учения фэншуй. Мастер Гуань Лу (209–256) создает трактат Гуань ши ди ли чжи мэн — «Геомантический учебник господина Гуаня».
Династия Цзинь (265–420) Западная Цзинь(265–316) Восточная Цзинь (317–420)
В эпоху Цзинь мастером мистических искусств, поэтом и ученым Го Пу (276–324) были написаны классические труды, посвященные правильному выбору мест захоронения (.Цзаншу) и изучению ландшафтов (Цинлун цзин). Го Пу считается основоположником учения фэншуй. Мастер превратил космогонию каньюй в даосское искусство, применив термин фэншуй для обозначения процесса движения ци. В III в. в Китае начинают проявлять интерес к буддизму, на китайский язык переводятся индийские сочинения. Возникает направление неодаосизма (сюань сюэ), где соединились идеи классических даосских сочинений с конфуцианскими. Самым выдающимся представителем направления был философ, алхимик, медик, астроном и историк Гэ Хун (283–363), написавший даосскую энциклопедию Баопу-цзы.
Северные и южные династии (420–589)
В Китае после падения династии Цзинь воцарился хаос. На короткое время возникали династии, обладавшие властью над небольшими участками страны. В 444 г. сянь-даосизм на некоторое время был объявлен государственной религией. К тому времени он видоизменился под сильным влиянием буддизма. Известным геомантом был Ван Вэй (415–443), сочинивший трактат Хуан-ди чжай цзин — «Канон жилища,завещанный Желтым императором»,сохранившийся до настоящего времени. На рубеже V–VI вв. в Китае начинается распространение буддизма (чань-на) во всех слоях общества.
Династия Суй (581–618)
В «Истории династии Суй» как канонические приводятся книги «Карты сопоставления мест для жилья» («Сянчжай ту»), «Суждения о благоприятных и неблагоприятных жилищах» (« Чжай цзи-сюн лунь»), но они до нас не дошли.
Династия Тан (618–907)
В период правления династии Тан каньюй становится отдельной наукой, изучающей состояние земной ци, меняющейся в зависимости от положения солнца (жи) и луны (юэ). Гадательные искусства становятся необыкновенно сложными. Мастер канью должен был в совершенстве владеть астрономией, географией, геодезией, нумерологией и архитектурой. Для облегчения задач исследования введен геомантический компас лопань, состоящий из 17–24 колец. Мастер Ян Кунь-сун развивал и разрабатывал методы использования компаса для изучения ландшафтов и выбора мест захоронения. Возник ряд
философских школ Каньюй, геомантов стали назначать придворными советниками. Появилась теория Бачжай — «Восемь домов».
В VII в. ученый Цзы Пин, автор трактата «Глубинные моря», установил основные правила толкования Судьбы Человека по Четырем Столпам (Сычжу миншу).
В 888 в. мастер Ян Юнь-Сун (Шу-моу), конфуцианец, долгое время возглавлявший императорское ведомство геомантии, впервые вместо каньюй применил название учения – фэншуй («ветер-вода»). Им были написаны многочисленные работы, ставшие популярными и наиболее важными учебными пособиями: Хань Лун цзин — «Канон приведения в движение Дракона», Цзин нан цзин — «Канон синего мешка»,то есть Вселенной, и Лун цзин — «Канонсомнительных Драконов», а также «Канон о тридцати шести Драконах» и «Метод двенадцати черт». Кисти мастера также приписывается сочинение «Цин нан ао чжи» — «Тайный смысл синего мешка».Мастером Ян Юнь-суном
и его учениками Чжэн Вэнь-шаном и Лай Вэнь-цзюном была основана Цзяньсийская школа геомантии — Син-ши пай (Луань тоу пай), или Школа формы, использующая приемы, преподанные ранее Го Пу (III–IV вв.), и обращающая особое внимание на дыхание природы (ци) и природные очертания (ин). Другой ученик Ян Юнь-суна–Цэнь Вэнь-чуань развивал идеи учителя.Онсоздал «Записи об отыскании Дракона» и «Инь и Ян в вопросах и ответах».