Стратегии поведенческого анализа

Поведенческий анализ – один из наиболее важных и сложных для применения комплексов стратегий в ДПТ. Многие (если не все) терапевтические ошибки – это ошибки в оценке, т. е. это реакции терапевта, основанные на неверном понимании и оценке определенной проблемы. Поведенческий анализ – первый шаг в решении проблем. Лечение любого нового пациента или любого нового проблемного поведения данного пациента требует соответствующего поведенческого анализа, который будет основанием для выбора адекватного терапевтического вмешательства. Кроме того, появление (или исчезновение) целевого проблемного поведения в промежутках между психотерапевтическими сеансами, а также неудачи самоконтроля (например, безуспешные попытки усилить позитивное и ослабить негативное поведение) либо проблемы в самом терапевтическом процессе требуют прежде всего применения поведенческого анализа.

Цель поведенческого анализа – выяснить, в чем состоит проблема, что ее вызвало, что мешает ее разрешению и какие вспомогательные средства, способные помочь в ее разрешении, имеются в наличии. В некоторых случаях эта информация может быть отчасти известной или логически выводимой. Поэтому процесс поведенческого анализа может быть кратковременным и включать всего несколько вопросов либо достаточно продолжительным и требовать целого психотерапевтического сеанса или даже нескольких сеансов. И в первом, и во втором случае самое главное – эмпирическая проверка либо догадок терапевта, основанных на опыте общения с данным пациентом, либо гипотез, основанных на определенных научных концепциях; в определенном смысле это противовес предубеждениям терапевта. Поэтому небрежность или поспешность при проведении поведенческого анализа недопустимы. Исключениями могут быть лишь случаи, когда необходимо срочное вмешательство, даже не обоснованное предварительной оценкой; когда другие виды деятельности очевидно более приоритетны или когда терапевт полностью уверен в своей оценке данной ситуации.

Как уже упоминалось, поведенческий анализ обсуждается отдельно от стратегий инсайта исключительно для удобства описания. В действительности он всегда включает стратегии инсайта; в свою очередь осознание определенной проблемы и поведенческих паттернов пациента зависит от умелого использования поведенческого анализа. В большинстве пособий по поведенческому анализу сочетаются два набора стратегий, и весь этот комплекс называется «поведенческим анализом» или «функциональным анализом». Для удобства рассмотрения два упомянутых набора стратегий можно разделить следующим образом. Поведенческий анализ в ДПТ подразумевает глубинный анализ определенного проявления проблемы или комплекса проявлений проблемы либо целевого поведения. Таким образом, поведенческий анализ означает осознанную и направленную попытку терапевта (и, будем надеяться, пациента) установить факторы, которые предшествуют данному поведению, сопровождают и «контролируют» его либо влияют на него. Терапевтический инсайт – обратная связь, получаемая пациентом от терапевта относительно паттернов поведения, возникающих либо в контексте взаимоотношений или обсуждений во время психотерапевтических сеансов, либо в контексте нескольких отдельных курсов поведенческого анализа.

Наиболее важны три аспекта процесса поведенческого анализа: 1) проведение поведенческого анализа требует сотрудничества терапевта и пациента (что обусловливает необходимость одновременного применения других стратегий – в частности, валидации и управления стрессовыми ситуациями); 2) анализ должен быть достаточно подробным для того, чтобы предоставить точную и достаточно полную картину последовательности внутренних и внешних событий, связанных с данным проблемным поведением; 3) выводы должны предлагаться таким образом, чтобы можно было отказаться от них в случае их последующего опровержения. Конечная цель – научить пациента самостоятельно проводить полный поведенческий анализ. Он включает несколько стадий, которые обсуждаются ниже и представлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Стратегии поведенческого анализа

Помощь пациенту в ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

• терапевт помогает пациенту сформулировать проблему в поведенческих терминах;

• терапевт помогает пациенту дать конкретное описание проблемного поведения с точки зрения следующих его аспектов:

– частота;

– продолжительность;

– интенсивность;

– содержание;

• терапевт сопровождает это описание валидацией.

Проведение ЦЕПНОГО АНАЛИЗА:

• терапевт и пациент выбирают один из аспектов проблемы для последующего анализа;

• терапевт занимается небольшими единицами поведения (звеньями цепочки), обращая внимание на выявление начала цепочки (антецедентов), середины (проблемное событие как таковое) и конца цепочки (консеквентов) с точки зрения следующих аспектов:

– эмоции;

– телесные ощущения;

– мысли и образы;

– внешнее поведение;

– средовые факторы;

• терапевт по мере необходимости проводит краткий цепной анализ происходящих во время сеанса событий;

• терапевт поддерживает настроение сотрудничества у пациента (и у себя);

• терапевт помогает пациенту разрабатывать методы отслеживания его собственного поведения в промежутках между психотерапевтическими сеансами.

Совместная с пациентом ВЫРАБОТКА ГИПОТЕЗ относительно переменных, воздействующих на поведение или контролирующих его:

• терапевт использует результаты предварительного анализа для уточнения текущего анализа;

• терапевт руководствуется принципами ДПТ.

Тактика, противоречащая ДПТ:

• терапевт потакает тенденции пациента избегать поведенческого анализа целевого поведения;

• терапевт необъективно собирает информацию, чтобы доказать собственную теорию поведения пациента.

Можно по-разному разбить процесс проведения такого анализа. Постоянно используются далеко не все аспекты анализа, обсуждаемые ниже, их последовательность также может варьироваться. Однако терапевт должен, как минимум, получить всю необходимую информацию.

Наши рекомендации