Гигиеническая ванна детям первого года жизни.

Цель: профилактика заболеваний кожи, закаливание и воспитание гигиенических навыков

Противопоказания: острые заболевания, гнойничковые заболевания и жидкий стул ребенка.

Оснащение: ванна, кувшин, водяной термометр, губка или рукавичка из мягкой ткани, «Детское мыло», детский крем или растительное масло, тонкая пеленка, полотенце, комплект чистого белья и ватные шарики

Техника безопасности:

§ НЕ оставлять ребенка в ванне без присмотра.

§ НЕ забыть измерить температуру воды в ванне.

Гигиеническую ванну проводят через 1 час после кормления или за 10 – 15 минут до него.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

1. Вымыть и просушить руки.

2. Расстелить на пеленальном столе пеленки и распашонки для пеленания

3. Вымыть ванну горячей водой. Если купание проводится в детском учреждении, то ванночку обработать 0,5% раствором хлорамина, затем ополоснуть водой.

4. Поставить ванну в устойчивое и удобное положение.

5. Заполнить ванну холодной водой, затем разбавить горячей водой так, чтобы вода доходила до сосков ребенка. Горячую воду лить небольшими порциями, чтобы не было водяного пара.В

6. Измерить температуру водяным термометром.

7. Налить в кувшин воду температурой 38°.

8. Раздеть ребенка. После дефекации – ребенка следует подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для грязного белья. Вымыть руки.

9. Взять ребенка так, чтобы его голова опиралась на предплечье купающего, а левой кистью фиксировать левое плечо ребенка. Пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

10. Медленно погрузить ребенка в воду: сначала ягодицы, затем ноги и туловище. Во время первых гигиенических ванн новорожденного опускают в воду в пеленке, затем его разворачивают.

11. Ножки после погружения оставляют свободными, а голову и туловище поддерживают левой рукой.

12. Намылить руку и мыть голову ребенка от лба к затылку так, чтобы мыло не попало в глаза ребенка, сполоснуть водой из ванны.

13. Надеть рукавичку на правую руку, намылить ее и круговыми движениями мыть тело ребенка.

14. Снять рукавичку, извлечь из воды ребенка и перевернуть лицом вниз.

15. Ополоснуть ребенка из кувшина и вымыть лицо ребенка водой из кувшина.

16. Набросить на ребенка полотенце или пеленку, переложить на правую руку и отнести на пеленальный стол.

17. Осушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями, смазать все естественные складки детским кремом или маслом.

18. Новорожденному обработать пупочную ранку и запеленать или одеть ребенка.

19. Положить ребенка в кроватку.

20. Вылить воду из ванны и обработать ее.

Примечания:

Ребенка первого месяца жизни купают в кипяченой воде, продолжительность ванны 5 – 10 минут.

Температура воды детям до 6 месяцев должна быть 37° - 37,5°, а детям старше 6 месяцев 37° - 36,5°.

Антропометрия детей 1 – го года жизни.

Цель: оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения.

Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

Наши рекомендации