Травмы уха. Наружного, среднего.
Механотравма представляет собой наиболее частый вид повреждений как в мирное время, так особенно и в военное время.
Среди травм мирного времени различают спортивные и производственные травмы, а также травмы от случайных повреждений.
Травмы наружного уха, причиненные острыми предметами, имеют вид резаных ран и являются поверхностными, если не затрагивают хряща. Большое значение, естественно, имеют размеры повреждения и характер раны. Так, например, размозженные (при укусе, отрыве, тупом ударе) заживают хуже, чаще осложняются перихондритом, инфекционными процессами.
Ушибы уха наблюдаются при ударах, падении и т. д., при этом обычно повреждаются наружные части (раковина), однако при достаточной силе могут иметь место большие разрушения в глубине, например переломы височной кости с повреждением наружного слухового прохода, среднего уха, лабиринта и т. д.
Размеры повреждения раковины при ушибах зависят от силы удара и варьируют от небольших ссадин и кровоподтеков до полного отрыва и размозжения ее. Следует иметь в виду, что ушибы раковины нередко осложняются отгематомой (чаще это спортивная травма) и перихондритом.
Первичная обработка при ранах как резаных, так и с размозженными краями и при частичных и почти полных отрывах ушной раковины должна быть щадящей. После обработки краев, при которой удаляются только абсолютно нежизнеспособные части (некротизирующиеся), в поврежденную ткань впрыскивается раствор пенициллина с новокаином и накладываются швы, затем применяются влажновысыхающие повязки, а в дальнейшем — мази, физиотерапия. Лечение проводится на фоне общего применения антибиотиков. В последующем, если потребуется, производятся восстановительные операции.
Сильные удары по области уха или нижней челюсти, а также падение на голову могут вызвать перелом основания черепа (височной кости). Типичными являются продольные переломы пирамиды, при которых трещины проходят через крышу барабанной полости и, как правило, через верхнюю стенку наружного слухового прохода. Помимо общих симптомов, в этих случаях наблюдаются разрывы барабанной перепонки и кожи верхней стенки наружного слухового прохода, кровотечение из уха, нередко истечение также и спинномозговой жидкости; лицевой нерв повреждается при этих переломах редко, вестибулярная функция обычно не страдает, слух чаще понижается, но не до степени, глухоты.
При поперечных переломах пирамиды трещина почти всегда захватывает и лабиринт, причем повреждается, как правило, и лицевой нерв. Этот перелом почти всегда сопровождается полным угасанием как слуховой, так и вестибулярной функций. Барабанная перепонка обычно не повреждается, и кровотечения из наружного слухового прохода не наблюдается.
Переломы основания черепа нередко сопровождаются кровоизлияниями в мозговую ткань и повреждением черепных нервов, что вызывает ряд тяжелых общих и гнездных мозговых симптомов. Сознание вначале помрачено или полностью отсутствует. Патогномоничным признаком является истечение спинномозговой жидкости из наружного слухового прохода, частым симптомом — кровотечение из слухового прохода.
Ценным диагностическим методом является рентгенография. На обзорных снимках черепа, а также прицельных снимках уха удается не только подтвердить диагноз перелома, но и проследить расположение трещин. При падении на нижнюю челюсть обычно наблюдается перелом нижней стенки костного слухового прохода, однако иногда перелом захватывает также и верхнюю стенку и чешую височной кости, т. е. трещина распространяется до полости черепа.
Лечение переломов основания черепа при нарастании гипертензионных симптомов, продолжающегося кровотечения и т. д. требует, помимо общих мероприятий (покой, медикаментное лечение), применения нейрохирургических методов; широкого обнажения твердой мозговой оболочки, остановки кровотечения и т. д. Следует произвести осторожную очистку слухового прохода (без промывания) и при кровотечении из уха — тампонаду стерильным тампоном. Нередким осложнением является образование гнойного отита, который возникает при одновременном повреждении среднего уха.
Не меньшая опасность возникает в тех случаях, когда перелом основания черепа происходит у лица, страдающего хроническим отитом. Ввиду большой угрозы внутричерепного осложнения некоторые авторы предлагали при подобных обстоятельствах производить с профилактической целью трепанацию височной кости со вскрытием гнойного очага в ухе и обнажением трещин кости.
В настоящее время при широком использовании антибиотиков имеются все основания держаться выжидательной тактики и оперировать только при наличии прямых показаний (например, угрозы внутричерепного осложнения).
Сурдологическая помощь.
Сурдологией называется специальный раздел отиатрии, выделенный для всестороннего изучения и организации профилактики и лечения ряда патологических процессов, ведущих или уже приведших к стойкой форме тугоухости.
Одной из наиболее характерных особенностей стойкой тугоухости является ее связь с речевыми расстройствами, что особенно ярко выявляется в раннем детском возрасте, когда глухота или резкая тугоухость обусловливают невозможность развития нормальной речи. У ребенка, который не слышит речи окружающих, образуются только эмоциональные звуки без артикуляции.
Если уже научившийся говорить ребенок становится глухим, то, потеряв контроль над своим голосом, он не может корригировать те неправильные кинестетические импульсы, которые при этом возникают. Речь его теряет свою мелодичность, делается монотонной, неритмичной. Эти же изменения, но в несколько ослабленном виде, отмечаются и в речи поздно оглохших взрослых.
Помощь тугоухим заключается в применении фармакологических и физиотерапевтических средств, а также в использовании приемов, рассчитанных на воспитание слуха (реэдукация), в обучении оглохших чтению с лица. Наконец, большое место в оказании помощи тугоухим занимает так называемое «протезирование» их — подбор аппаратов, улучшающих слух.
Из изложенного видно, что в сурдологической помощи нуждаются главным образом лица с сильной формой тугоухости, т. е. те лица, которые не воспринимают разговорную речь на близком расстоянии.
Тугоухостью называется такая степень понижения слуха, при которой больной испытывает затруднения при обычном речевом общении с окружающими.
Практически глухим считается человек, который даже у самого уха не воспринимает громкую речь.
Практически в группу сурдологических больных включаются: 1) лица со стойкими последствиями гнойных и негнойных средних отитов, с сухими перфорациями барабанных перепонок, рубцами, сращениями слуховых косточек, слипчивыми или адгезивными катарами среднего уха, с образованием спаек между стенками барабанной полости и слуховыми косточками, а также с дефектами в цепи косточек, фиброзом слизистой оболочки, особенно в области окон, частичной или полной эпидермизацией полости, последствиями после РО, атрезией наружного слухового прохода и т. д.; 2) больные отоспонгиозом; 3) лица с дистрофическими изменениями в улитке; 4) лица с поражением слухового нерва, проводников и центров (невриты кохлеарной ветви, корковая глухота).
Диагностика тех заболеваний, которые могут вести к глухоте, изложена в предыдущих главах. Особое внимание следует обратить на точное исследование слуха и его динамику, для чего необходимо проводить повторные исследования слуха. Особенно важно проводить дифференциальную диагностику между заболеваниями среднего уха и дегенерацией кортиева органа, а также невритами кохлеарной ветви. Лица с выраженной перцептивной глухотой, безусловно, нуждаются в сурдологической помощи; наоборот, в отношении лиц с поражением звукопроводящего аппарата должны быть испробованы все виды консервативной и хирургической помощи, прежде чем заявить о необратимости или стойкости изменений в системе среднего уха. Особую осторожность необходимо соблюдать при наблюдении за детьми из-за трудности у них точной аудиометрии. Кроме того, важно иметь в виду, что заболевания лимфатического кольца (аденоиды), а также латентные синуиты у детей могут чрезвычайно неблагоприятно влиять на слуховую функцию.
Профилактика заключается в предупреждении воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и среднего уха, а также детских инфекций. Следует стремиться к устранению, по возможности, экзогенных и эндогенных источников интоксикации, звуковой травмы и т. д. Показано энергичное лечение острых и хронических средних отитов с целью предупреждения лабиринтитов и стойких последствий гнойных отитов.
Следует обратить внимание на возможный вред для слуха маскирующего действия антибиотиков, особенно при бесконтрольно проводимом лечении острых отитов и мастоидитов. Нередко при этом наблюдается затяжное течение воспалительного процесса с избыточным образованием грануляционной ткани с последующим фиброзом и рубцеванием. Функциональные результаты могут быть улучшены при активной комплексной терапии (парацентез, мастоидотомия, массаж, физиотерапевтические мероприятия, применение фармакологических и эндокринных препаратов — АКТТ и др.). Следует избегать у детей производства типичной РО, заменяя ее функциональными вариантами операции.
Важным мероприятием является диспансеризация детей с понижением слуха (массовые проверки слуха в школах и детских садах).