Два похода к клинико-психологической диагностике.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

98. Предмет и структура клинической психологии.

Клиническая психология – это часть психологии.

Предмет клинической психологии:

- изучение расстройств и нарушений психика и поведения человека

- изучение личностных и поведенческих особенностей людей, страдающих различными заболеваниями

- изучение психологических факторов, которые определяют возникновение, развитие и лечение расстройств

- изучение особенностей взаимодействия больных с микросоциальной средой

Основные методы клинической психологии: беседа, наблюдение, анализ и т.д. В клинической психологии не может быть естественнонаучного эксперимента.

Разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психосоматическая медицина. Психопатология оперирует клиническими понятиями, а патопсихология – психологическими.

99. Междисциплинарный статус клинической психологии.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь клинической психологии с психопатологией. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов — восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз иисход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины — психоневрология.

Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

100. Психология здоровья как проблема, аспект клинической психологии.

Психология здоровья — раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946), психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья.

Это отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. П. з. больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией; Это междисциплинарная область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984); объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.

В рамках первого подхода П. з. большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.

Проблемы здоровья и болезни описываются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая рассматривает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия (неспособность трудиться, прикованность к постели, пр.) нарушения здоровья (заболеваемость — показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах).

Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с точки зрения социальной. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ — для абсолютно здорового человека) (С. Мейес, Т. Элдерен, 2002). Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.

101. Задачи, решаемые клинической психологией.

Задачи клинической психологии:

· понимание причин нарушения психики

· изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие психических и поведенческих

· изучение специфики и характера нарушений развития психики ребёнка

· изучение характера отношений аномального ребёнка с окружающими.

102. Методы клинической психологии.

Диагностические методы

Цель клинико-психологического обследования: психологическая оценка личностной или поведенческой проблемы для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Задачи обследования:

· диагностика

· анализ структуры и установление степени нарушений

· определение уровня психического развития

· выявление основных особенностей личности пациента

· оценка динамики психических нарушений, решение экспертных задач.

Диагностический процесс – это работа, направленная на разграничение нормы и патологии.

Медицинский диагноз направляется на соотношение психологической проблемы и конкретной классификации.

Постановка психологического диагноза – это психологический анализ проблемы, описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для данного пациента.

Клинико-психологическая диагностика:

1. описание проблемы – главные сопутствующие признаки: продолжительность, интенсивность, частота проявления, глубина, анализ актуализирующих проблему обстоятельств.

2. формальная классификация проблемы.

3. попытки объяснить возможные причины или условия возникновения проблемы.

4. прогноз развития проблемы в тех или иных ситуациях.

5. план действий по редукции состояния.

4 метода клинико-психологического обследования:

1. беседа, интервью

2. эксперимент

3. наблюдение

4. сбор анамнеза


Принципы проведения клинико-психологического интервью:

1. однозначность вопросов

2. доступность – пациент должно правильно понять вопрос

3. ответы должны быть проверяемы

4. интервью строится на принципе беспристрастности

Определение психического статуса пациента:

А) оценка внешности

Б) коммуникабельность и поведение во время беседы

В) настроение и эмоции

Г) оценка интеллекта и общего развития

Д) особенности восприятия себя, времени, реальность воспрития окружающего мира

Е) сбор анамнеза

Анамез – анализ истории жизни. Этапы сбора анамнеза:

1. протекание беременности.

2. протекание родов.

3. периоды развития: когда начал ходить, говорить, приучился к туалету.

4. медицинская история: травмы, в том числе черепно-мозговые травмы, несчастные случаи, отравления, операции, сопутствующие заболевания, медицинские препараты, которые человек массивно принимал.

5. анализ истории и характеристики семьи, выявление наследственных заболеваний.

6. социальные навыки ребёнка, отношения с родителями, сибсами, родственниками, педагогами, друзьями. Какие игры предпочитал в детстве.

7. род деятельности.

8. история образования.

9. досуг; если подросток – особое внимание уделить взаимоотношениям со сверстниками.

10. обращался ли к психологу ранее.

11. уровень ожидания окружающих по отношению к человеку, особенно к ребёнку и подростку.

В клинической психологии используется множество методов , позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Терапевтические методы

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

103. Современные подходы к понятию «норма» в клинической психологии.

Состояние человека можно представить как точку в двухмерном пространстве: норма-расстройство, болезнь-здоровье.

Понятие нормы. Выделяют норму:

1. статистическую (норма – наиболее типичный вариант для данной популяции). Этот подход хорош для витальных показателей, но не для психики.

2. нормативную (нома устанавливается обществом – традициями, идеалами).

3. индивидуальную.

Модели болезни:

1. биомедицинская (с 17 века). Сконцентрирована на изучении фактов, которыми являются клеточная концепция; теория возбудителя; концепция трех взаимодействующих сущностных характеристик – возбудителя, окружения и биологической предрасположенности; механистическая концепция – любое заболевание имеет материальную основу. В этой модели нет места личности больного и психолога.

2. биомедикосоциальная (биопсихосоциальная). В основе ей находится диада: диатез + стресс. Диатез – генетически детерминированная предрасположенность к развитию данного расстройства. Стресс – психосоциальные факторы, актуализирующие предрасположенность. В этой модели есть место больному и психолога.

104. Критерии общего и психического здоровья.

Подходы к пониманию здоровья:

§ негативный (здоровье – отсутствие болезней)

§ позитивный – определение здоровья ВОЗ.

(здоровье: 1. сохранены структурные и функциональные характеристики организма

2. имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде

3. сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья (ВОЗ):

1. имеется осознание и чувство непрерывности своего «Я».

2. отмечается чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях.

3. критичность к себе и к результатам своей деятельности.

4. соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий.

5. способность управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

6. способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы.

7. способность изменить поведение в зависимости от внешних ситуаций и обстоятельств.

Правило 4-D для определения психического здоровья:

· Deviance – отклонение

· Distress – душевные страдания

· Dysfunction – психические дисфункции

· Danger – опасность для себя или окружающих

Психическое здоровье – сохранение способности социальной адаптации.

105. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

Психопатология – отдел психиатрии, который занимается изучением симптомов и синдромов.

Симптом – строго фиксированное по форме описание признака, соотнесённое с определённой патологией.

Симптомы:

1. позитивные (продуктивные). При их развитии в результате болезненного процесса в психике человека появляется что-то новое – галлюцинации, иллюзии.

2. негативные – признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, возникшего в результате болезненного процесса, например, амнезия, афазия и т.д.

Продуктивная и негативная симптоматика может проявляться в единстве.

Симптомокомплекс – совокупность симптомов.

Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом.

Синдромы:

I. продуктивные

1. эмоциональные расстройства

2. аффективные расстройства: депрессивные и маниакальные

3. неврастенические расстройства: навязчивости, истерические и ипохондрические радикалы

4. паранойальные расстройства: вербальные галлюцинации (человек видит тексты)

5. галлюцинаторно-параноидные – все галлюцинации, кроме вербальных

6. синдромы помрачённого сознания: делирий, аменция, сумерки.

7. судорожные синдромы

8. психоорганические синдромы

II. негативные

1. истощаемость психической деятельности

2. субъективно-осознаваемая изменённость «Я»

3. объективно определяемая изменённость личности

4. нарушения гармоничности в личности

5. пониженный энергетический потенциал

6. регресс личности

7. амнестические расстройства

8. тотальное слабоумие

9. психический маразм

Расстройства могут быть психотического и непсихотического уровня.

Критерии психотического расстройстваа:

- грубая дезорганизации психики

- полное исчезновение критики

- исчезновение или понижение способности произольно руководить своими действиями (пограничные, невротичные)

Непсихотические, пограничные расстройства:

- адекватность психических реакций реальности по содержанию, но несоответствие по силе и длительности.

- сохранение критичности

- сохранение способности регулировать свой поведение в соответствии с законами психологии и реально сложившейся ситуации, которая может быть в разной степени ограниченной.

106. Диагностические принципы-альтернативы.

Зрительная модальность.

· Снижение/повышение остроты зрения

· Нарушения цветового восприятия

· Искажения пространственного восприятия

· Выпадение отдельных полей зрения

· Зрительные агнозии – потеря способности к узнаванию

· Зрительные иллюзии и галлюцинации

Слуховая модальность.

· Нарушения тембра, высоты, темпа, громкости звука

· Слуховые агнозии

· Интерорецептивные шумы

Тактильная модальность.

· Расстройства способности локализации очага раздражения

· Тактильная агнозия – астреогнозия

· Тактильные галлюцинации

Обонятельная модальность.

· Обонятельные галлюцинации

· Общее нарушение обоняния – аносмия

· Инверсия привычных запахов и вкуса

Парастезии – качественные нарушения ощущений. Например, пульсации, боль, ощущения на поверхности тела без раздражения извне.

Проблема интероцепции.

Ощущения внутреннего состояния организма возникают только при болезненных состояниях.

Ипохондрия – представление человека о наличии у него заболеваний. В19 веке причиной ипохондрии считали нарушения работы рецепторов – теория нервизма. Затем ипохондрию стали считать проявлением психического заболевания.

1. психогенная ипохондрия. Возникает, когда у человека вследствие реальной психотравмирующей ситуации ослабляются связи с окружающим миром.

2. органическая ипохондрия. Связана с нарушением нервной системы на периферическом, стволовом или кортикальном уровне.

a. На периферическом уровне: изменение активности рецепторов вегетативной нервной системы; поражения внутренних органов, вызывающие суммацию нервных стимулов в таламусе. Меняется самоощущение, восприятие. Нарушения в таламусе вызывают нарушения в коре.

b. На стволовом уровне. Нарушения восходящих путей или клеток ретикулярной формации ведут к изменениям в лимбической системе, следовательно, формируется тревожность.

c. На кортикальном уровне. Нарушаются системы височных долей, следовательно, происходят нарушения оценка своего состояния.

Боль радикально отличается от других ощущений тем, что передает в нервный центр сигнал тревоги. Модальность «боль» объединяет два типа соматических болей и висцеральные боли.

Если соматическая боль имеет кожное происхождение, ее называют поверхностной болью. Если источник боли находится в мышцах, суставах или соединительной ткани, она называется глубокой болью. Таким образом, поверхностные и глубокие боли это два подкласса соматической боли. При реальном ощущении боли выделяют начальную боль, ощущаемую человеком как вспышку боли, которая исчезает с прекращением стимуляции. За этой резкой и легко локализуемой начальной болью часто следует отставленная боль, имеющая ноющий тупой характер, она начинает ощущаться через 0,5-1 с.

Таламус является высшим центром болевой чувствительности, при его раздражении возникают болевые ощущения.

По месту нахождения боли бывают:

1. Проекционные. Например, взяв тяжёлое, мы не оценили своих сил, в результате – боль в конкретном месте.

2. Кардиальные. Например, боль в желудке может отразиться болью в сердце.

3. Фантомные. Боль в ампутированном органе.

Сенестопати́я (греч. koinos — общий, aisthesis — чувство, ощущение, pathos — страдание, болезнь) — тягостное, неприятное телесное ощущение, локализуемое на поверхности тела или во внутренних органах, лишенное предметности (чем отличается от висцеральных галлюцинаций), возникающее в отсутствии объективного патологического процесса в месте ее локализации. Сенестопатии — частый симптом психических заболеваний, входят в структуру ипохондрического бреда, депрессивного синдрома, синдрома психического автоматизма и др.

111. Расстройства восприятия.

· Психосенсорные расстройства и дисморфофобические расстройства

· Агнозии

· Иллюзии и галлюцинации

Дисморфофобия – нарушение восприятия схемы собственного тела.

Психосенсорные расстройства – нарушения восприятия предметов внешнего мира.

Аг­но­зия — это рас­стройство уз­на­ва­ния при со­хра­не­нии элемен­тар­ной чувствительно­сти и со­з­на­ния. Аг­но­зия ча­сто со­че­та­ет­ся с апрак­си­ей.

— Зрительная агнозия

— Слуховая агнозия

— Тактильная агнозия

— Аутотопагнозия

У боль­ных с аг­но­зи­ей может быть на­ру­ше­но уз­на­ва­ние раз­драже­ний, по­ступающих из внеш­ней сре­ды, а та­кже соб­ствен­ного те­ла — ау­то­топаг­но­зия. К пер­вой группе от­но­сит­ся зри­тель­ная, слу­хо­вая, так­тиль­ная, обо­ня­тель­ная и вку­со­вая аг­но­зия.

Зрительная агнозия. Воз­ни­ка­ет при па­то­логи­че­ских процес­сах в зад­них от­де­лах ле­вой темен­но-за­ты­лоч­ной об­ла­сти (по­ля 18, 19, 33) у правшей. Боль­ной не уз­на­ет пред­ме­тов или их от­дель­ных ка­честв (цвет, форма), не­смо­т­ря на со­хра­не­ние зре­ния, не уз­на­ет зна­комых улиц, домов, лю­дей. В других слу­ча­ях пред­ме­ты могут быть опо­з­на­ны, од­на­ко форма и ве­ли­чи­на их воспри­нимают­ся не­пра­виль­но. Ме­таморфоп­сия — на­ру­ше­ние воспри­я­тия кон­ту­ров пред­ме­та: пред­ме­ты кажут­ся уве­ли­чен­ными в разме­рах (ма­к­роп­сия) или уменьшен­ными (ми­к­роп­сия). К чис­лу зри­тель­ных аг­но­зий от­но­сит­ся и алек­сия — част­ный вид зри­тель­ной аг­но­зии, за­клю­чающей­ся в на­ру­ше­нии уз­на­ва­ния тек­ста (букв, цифр, нот­ных зна­ков). Раз­ли­чают вер­баль­ную алек­сию, ког­да на­ру­ше­но по­нима­ние при чте­нии це­лых слов и пред­ложе­ний, и ли­те­раль­ную алек­сию, ког­да на­ру­ше­ние ка­са­ет­ся от­дель­ных букв. Изо­ли­ро­ван­ная алек­сия встре­ча­ет­ся при процес­сах в ле­вой уг­ло­вой из­ви­лине (у правшей); ей ча­сто сопут­ству­ет пра­во­сто­рон­няя геми­а­ноп­сия.

Слуховая агнозия. Па­то­логи­че­ский процесс в этих слу­ча­ях ло­ка­ли­зу­ет­ся в верх­ней ви­соч­ной из­ви­лине сле­ва (у правшей). При со­хра­не­нии слу­ха боль­ной не уз­на­ет раньше зна­комые зву­ки и шумы (ча­сы, гу­док), му­зыкаль­ные мо­ти­вы (аму­зия), сло­ва (афа­зия сен­сор­ная).

Так­тиль­ная аг­но­зия — это на­ру­ше­ние уз­на­ва­ния пред­ме­тов при ощупы­ва­нии их (ас­те­реог­ноз) при со­хра­не­нии так­тиль­ной чув­стви­тель­но­сти (ис­сле­до­ва­ние про­во­дит­ся при за­крытых гла­зах). Па­то­логи­че­ский очаг ло­ка­ли­зу­ет­ся в пе­ред­них от­де­лах темен­ной об­ла­сти (по­ле 40 сле­ва у правшей). Аг­но­зия может воз­ник­нуть не только в ре­зульта­те раз­ру­ше­ния опре­де­лен­ных кор­ко­вых зон (опу­холь, энцефа­лит, со­су­ди­стый процесс и т. д.), но и вслед­ствие нейро­ди­нами­че­ских на­ру­ше­ний при ло­ка­ли­за­ции очага па­то­логии вне ука­зан­ных зон, что на­блю­да­ет­ся от­но­си­тель­но ред­ко.

Ау­то­топаг­но­зия— это част­ный вид аг­но­зии, за­клю­чающий­ся в на­ру­ше­нии уз­на­ва­ния соб­ствен­ного те­ла.Од­ной из форм ау­то­топаг­но­зии яв­ля­ет­ся та­кже ано­зог­но­зия: от­сут­ствие осо­з­на­ния сво­его дефек­та (двига­тель­ного, зри­тель­ного, слу­хо­вого и т. д.). Ау­то­топаг­но­зия чаще на­блю­да­ет­ся при по­раже­нии пра­вого по­луша­рия (у правшей), сопро­вож­дая ле­во­сто­рон­ний гемипа­рез. При ано­зог­но­зии об­на­ружи­вают­ся очаги в темен­ной до­ле. Ау­то­топаг­но­зия, как пра­ви­ло, яв­ля­ет­ся след­стви­ем кор­ко­вых рас­стройств в ре­зульта­те со­су­ди­стого или опу­хо­ле­вого процес­са.

Боль­ной не уз­на­ет ча­с­тей сво­его те­ла. пу­та­ет пра­вую и ле­вую сто­ро­ну, утверж­да­ет, что у него не­сколько рук или ног (по­лиме­лия) При от­сут­ствии ко­неч­но­с­тей они ощущают­ся как ре­аль­но суще­ствующие (яв­ле­ния фан­то­ма). Иног­да ко­неч­но­сти кажут­ся изме­нен­ными по ве­ли­чине и по форме. Аг­но­зия пальцев, за­клю­чающа­я­ся в не­возмож­но­сти раз­ли­чать глав­ным об­ра­зом II, Ill и IV паль­цы, та­кже от­но­сит­ся к этой группе.

Иллюзии.

Иллюзия – это неадекватно отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету.

Классификация: 1) аффективные иллюзии 2) модально-связанные иллюзии

Физиологические иллюзии – это не патология, а следствие законов физики (например, излом карандаша в стакане воды).

· Аффективные иллюзии – возникают при сильных эмоциональных состояниях. Особенно распространены у детей.

· Вербальные иллюзии – вместо шумов человек воспринимает осмысленную речь. Чаще всего это брань, угрозы, обвинения, связанные с реальными поступками из жизни человека. + Иллюзорное восприятие значения речи другого человека.

· Бред толкования – верная передача текста речи, но неверная трактовка, чаще всего также неприятного содержания. То есть, сосуществуют два потока информации: реальный и иллюзорный.

· Слуховые иллюзии: искажения звука (громче/тише, ближе/дальше, выше/ниже).

· Тактильные иллюзии – неадекватное восприятия силы, любые прикосновения вызывают болевые ощущения. Парастезии – нейтральное тактильное ощущение воспринимается как щекотка, зуд, жжение, ползание насекомых и т.д. Формикации – ощущения ползания муравьев. Синдром чужой руки – появление третьей руки, способной ощущать и двигаться.

· Вкусовые иллюзии – инверсии вкуса и запаха, приятный запах кажется зловонным.

· Зрительные иллюзии – парейдолии. Если при парейдолии возникает чувство искусственности – псевдопарейдолии.

· Дереализация – искажённое восприятие окружающего мира (цвета, освещённости,в сложных вариантах мир становится мертвым, нарисованным, сделанным, мир кажется сценой).

· Микропсия– всё вокруг кажется маленьким. Макропсия – изменение размера и протяжённости в сторону увеличения, гигантизма мира.

· Деперсонализация– изменение восприятия собственной личности. Осознание себя как «Я» остаётся, но человек утверждает, что стал другим. Деперсонализацию могут демонстрировать и здоровые люди в тяжёлых жизненных ситуациях как форму защиты от них. Чаще всего встречается после актов перенесённого сексуального насилия.

Галлюцинации.

Галлюцинации – возникновение в сознании чувственного образа, обладающего всеми критериями реальности и воспримаемого как реально существующего без объективного воздействия раздражителя.

Если галлюцинация возникает по одной модальности, она считается простой,если по нескольким – сложной.

Галлюцинации:

1. истинные

2. ложные (псевдогаллюцинации). Тесно связаны с гневом.

a. Отмечается неполнота реальности: проекция галлюцинации не во вне, а внутрь тела больного или за пределы горизонта.

b. Критерий чувственной яркости. Псевдогаллюцинации лишены реальности, объема, пластики и т.д.

c. Критерий сделанности, навязанности извне.

d. Критерий актуальности поведения (псевдогаллюцинации почти не влияют на поведение).

e. Критерий социальной уверенности есть только в истинных галлюцинациях, а в псевдогаллюцинациях его нет.

112. Расстройства памяти.

Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами.

· Органические (в частности, травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами)

· Психологические (например, вытеснение воспоминаний о психической травме). Такие амнезии называют психогенными.

В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

§ Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

§ Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский).

§ Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого(конфабуляции)

Амнези́я — заболевание, с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях.

Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых. Воспоминания о последних событиях, предшествовавших амнезии, зачастую не возвращаются никогда.

Причины амнезии:

  • Органические (в частности, травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами)
  • Психологические (например, вытеснение воспоминаний о психической травме). Такие амнезии называют психогенными.

Типы амнезии

Ретроградная амнезия — больной не помнит события, происходившие до начала амнезии.

Антероградная амнезия — больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания (спровоцированного, например, травмой или стрессом). При этом он может помнить всё, что было раньше. Больной может страдать одновременно ретроградной и антероградной амнезией из-за повреждения средних темпоральных зон и особенно гиппокампа.

Фиксационная амнезия — нарушение памяти на текущие (больше, чем на несколько минут) события. Составной элемент синдрома Корсакова.

Травматическая амнезия — амнезия в результате травмы головы (удара, падения на голову). Травматическая амнезия часто временная.

Синдром Корсакова — тяжёлая антероградная и ретроградная амнезия из-за недостатка витамина B1 в мозгу, в сочетании с другими симптомами. Причиной чаще всего является алкоголизм, хотя и другие причины, например сильное недоедание, могут приводить к тому же синдрому.

Диссоциированная амнезия — амнезия, при которой забываются факты из личной жизни, но сохраняется память на универсальные знания. Диссоциативная амнезия обычно является результатом психической травмы.

Локализованная амнезия — больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени.

Селективная амнезия — больной забывает некоторые из событий, которые произошли в течение какого-то ограниченного периода времени.

Генерализованная амнезия — больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени и некоторые события, происходившие до того.

Непрерывная амнезия — больной перестаёт запоминать новые события, а также забывает часть из старых. При диссоциативной амнезии такое встречается крайне редко.

Диссоциативная фуга — более тяжёлое заболевание, чем диссоциативная амнезия. Больные диссоциативной фугой внезапно уезжают в другое место и там полностью забывают свою биографию и личные данные, вплоть до имени. Иногда они берут себе новое имя и новую работу. Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше, после чего больные так же внезапно вспоминают своё прошлое. При этом они могут забыть всё, что происходило во время фуги.

Детская амнезия — неспособность всех людей вспомнить, что происходило с ними в младенчестве и раннем детстве. Причины, вероятно, в неразвитости соответствующих областей головного мозга.

Постгипнотическая амнезия — неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза.

Психогенные амнезиине имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов.

Истерическая амнезия. Согласно концепции Шарко и Брейера, при переживании травматической ситуации у некоторых людей возникает так называемое гипноидное состояние — состояние самогипноза. В этом измененном состоянии сознания присходит кодирование элементов памяти, соответствующих переживанию данной ситуации. В некоторых случаях впоследствии эти воспоминания, образуюшие самостоятельную структуру, у которой отсутствуют ассоциативные связи с остальной системой автобиографических воспоминаний, не могут быть воспроизведены произвольно. Доступ к ним оказывается возможен только в измененном состоянии сознания, которое достигается при помощи гипнотических и трансовых техник. Амнезия, вызванная действием вытеснения, может быть преодолена, согласно психоаналитическим концепциям, посредством осознания вытесненного материала. Последнее достигается через применение метода свободных ассоциаций в аналитической работе.

Фуговая амнезия — амнезия, имеющая диссоциативную природу. Этот вид психогенной амнезии возникает при диссоциативной фуге — реакции бегства в ситуации психической травмы или экстремального стресса. Основной чертой диссо

Наши рекомендации