Внимательность и способность прощать

Еще одной из причин депрессии является неспособность про­щать. Подчас люди искренне пытаются найти выход из поло­жения, но при этом они никак не могут простить других. Как мы уже говорили ранее, ум влияет на тело, и гнев может приво­дить к тому, что тело будет причинять вред своим собственным клеткам. Развитие внимательности — еще один полезный вид практики, помогающей избавиться от депрессии и психологи­ческих проблем. Это поможет нам всегда помнить о том, что за всем происходящим стоит Бог. Мы также можем осознать, что Господь всегда с нами в трудные времена, и, оказываясь в оче­редной раз в трудной ситуации, будем вспоминать о том, как Он помог нам в прошлый раз. И, наконец, это укрепит веру в то, что в будущем Он будет нам помогать еще больше.

Самое главное — вера

Мы не сможем преодолеть трудности, если у нас нет веры, но не поможет нам и ложная вера. Когда в жизни человека что-то не ладится, его вера слабеет. Наша вера зависит от того, что с нами происходило в прошлом, что происходит в настоящем и еще больше от того, чего мы ожидаем от будущего. Если у нас тяжелое прошлое и трудное настоящее, наша вера в будущее будет слабой. Однако если мы видим, что вокруг нас происходит много положительных событий, дающих нам заряд бодрости, наша вера значительно окрепнет. Редкие лю­ди способны сохранять сильную веру, несмотря на трудное прошлое и тяжелое настоящее. Мы хотим создать в наших общинах такую атмосферу, которая наполняла бы нас энер­гией и укрепляла нашу веру.

Благодарность как образ жизни

Иногда мы увязаем в своих психологических проблемах пото­му, что не способны с благодарностью воспринимать про­шлое. Чем больше благодарности мы проявляем, тем более благоприятным становится наше будущее. Иногда Всевыш­ний Господь дает нам что-то, а иногда забирает. Преданный всегда должен быть благодарным. И когда Бог дает нам богат­ство, мы говорим Ему: «Спасибо». Когда же Бог все отбирает и делает нас нищими, мы благодарим Его за то, что Он изба­вил нас от ложной гордости. Мы благодарим Его за все, что помогает нам вести простую жизнь. Если Бог дает нам хоро­шее здоровье, мы можем сказать: «Спасибо Тебе, Господь, ибо Ты знаешь, как я ненавижу боль! Ты дал мне такое замеча­тельное, здоровое тело, чтобы я мог служить Тебе, поскольку если бы я испытывал боль, то постоянно проклинал бы Тебя». Если же Бог посылает нам болезни или страдания, мы гово­рим: «Спасибо Тебе, Господь, за то, что Ты погрузил меня в это состояние. Теперь у меня есть возможность замедлить темп своей жизни, больше читать и размышлять, а также больше ценить хорошее здоровье». Если Бог делает вас знаме­нитыми, вы можете сказать: «Спасибо Тебе, Господь! Ты зна­ешь, как мое эго нуждается в стимулировании. Спасибо Тебе за то, что Ты помогаешь мне оставаться хорошим преданным посреди всей этой славы». Если Бог посылает нам бесславие, мы все равно говорим: «Спасибо тебе, Господь, за то, что Ты сделал меня смиренным. Ты поставил меня в эту ситуацию, чтобы я не считал себя господином и повелителем».

Если нам удастся развить такой образ мыслей и постоян­но благодарить Бога в любой ситуации, мы сможем извлекать из этого полезные уроки для себя. Тогда благоприятные си­туации будут превращаться в еще более благоприятные, а не­благоприятные — в благоприятные. Мы будем учиться на своем опыте, и Кришна, видя нашу благодарность, естествен­но, устроит все для нас наилучшим образом.

Важность смирения

Ум является нашим злейшим врагом, но мы можем сделать его своим лучшим другом. Все зависит от нашей позиции. Мы хотим развить смирение, а не низкую самооценку. Рупа Госвами и многие другие великие ачаръи говорят о важности смирения, что вовсе не означает отсутствие чувства собствен­ного достоинства. Просто мы должны испытывать благого­вение перед духовными учителями, писаниями и Всевыш­ним Господом. Чем ближе мы к Всевышнему Господу, тем выше наш духовный уровень. Чем глубже мы осознаем вели­кодушие природы, красоту и могущество Бога, тем смирен­нее становимся. По мере духовного роста мы все больше по­лучаем от Господа, но при этом смирение наше возрастает. Мы начинаем понимать, что Всевышний Господь дает нам гораздо больше, чем мы того заслуживаем. Можно сказать, что мы становимся смиреннее благодаря тому, что соприка­саемся с величием Господа.

В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано, что нужно со­хранять веру, невзирая на страдания, вызванные нашей кар­мой. «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, пока Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, продолжая терпеливо сносить страдания, вызванные последствиями его прошлых грехов, при этом выражая Тебе почтение сердцем, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, ибо это стало его законным правом». Шрила Шридхара Свами в своем комментарии к этому стиху так объясняет смысл вы­ражения дайа-бхак: «Точно так же, как законному сыну доста­точно просто пережить своего отца, чтобы получить его на­следство, так и тот, кто просто остается в сознании Кришны, следуя регулирующим принципам бхакти-йоги, автоматиче­ски становится достоин обрести милость Бога. Другими сло­вами, он отправляется в Царство Бога» («Шримад-Бхагава­там», 10.14.8, комм.). Суть в том, что отец пишет завещание, в котором упоминаются его сын или дочь. Чтобы получить наследство, они должны просто дожить до этого момента. Все уже оформлено, им просто нужно остаться в живых.

Шридхара Свами говорит истину. Если несмотря на все трудности и испытания мы будем сохранять преданность и продолжать следовать садхане, то вернемся в духовный мир. С трудностями сталкиваются все — и организации, и се­мьи, и каждый из нас в отдельности, — но нам не следует впа­дать в депрессию или разочаровываться. Мы должны благо­дарить Господа и учиться на своем опыте, уповая на то, что Всевышний позаботится о нас лучше, чем мы сами сможем это сделать. Нам необходима твердая вера и стойкость. Мы можем вдохновлять друг друга, стараясь развить такую твер­дую веру, и тогда эта вера передастся и многим другим. Так все мы унаследуем Царство Божие.

Помогайте другим

Некоторые из вас работают в организациях, где могут ока­заться люди, страдающие от шизофрении, неврозов, психо­зов или депрессии. Как уже говорилось, некоторые из этих людей могут быть действительно одержимы, тогда как дру­гие просто страдают под натиском врагов ума. Как помочь этим людям? В первую очередь, мы должны позаботиться о том, чтобы они получили консультацию профессионалов.

В отдельных случаях лучшее, что мы можем сделать для них, — это угостить их прасадом (освященной пищей) или предо­ставить им возможность слушать святые имена Бога.

В других случаях мы можем помочь людям примером своей собственной преданности, особенно когда речь идет о родственниках. Занимаясь духовной практикой, они могут получить ощутимое благо. Даже просто благодаря тому, что в их семье есть преданный, они получают определенное бла­го. Шрила Бхактисиддханта говорил: «Когда в семье появля­ется великий святой, чистый преданный, сто поколений впе­ред и назад получают духовное благо. Если в семье появляется преданный среднего уровня (мадхъяма- бхагава-та), то четырнадцать поколений вперед и назад получают благо. Если же в семье появляется начинающий преданный, три поколения вперед и назад получают благо».21 Если кто-то из членов вашей семьи страдает от депрессии или даже от бо­лее серьезных психических нарушений, мы можем помочь им, усилив нашу духовную практику.

Мы можем также беседовать с ними, помогая избавиться от некоторых привязанностей, поскольку именно чрезмер­ная сосредоточенность на своих проблемах привела их к пси­хологическому кризису. Мы можем также помочь им стать более благодарными, а также проявлять к ним больше люб­ви, в которой они смогут найти прибежище. Иногда полезно объяснить им «выгоды», которые они получают от своей бо­лезни. Некоторые люди предпочитают оставаться в депрес­сии, поскольку хотят, чтобы им сочувствовали; они исполь­зуют болезнь, чтобы их меньше беспокоили; они хотят обратить на себя внимание или же используют депрессию как оправдание, чтобы не работать. Другие прячутся за депрес­сию, чтобы скрыть другие проблемы. В большинстве случаев люди не отдают себе в этом отчета.

Одержимость возникает вследствие низкого уровня созна­ния человека, поскольку именно нечистое сознание привлекает духов. Когда сознание человека возвышается, эти сущнос­ти не смогут в нем оставаться. Точно так же, как отбросы при­влекают крыс и насекомых, низкое сознание привлекает опре­деленных сущностей. Однако если мы укрепим свое сознание духовной практикой, это создаст психологический и духов­ный защитный барьер. Чем больше увеличивается число пси­хических заболеваний, тем большая защита понадобится нам и нашим семьям. Мы сможем обрести эту защиту благодаря сильной садхане и благоприятному общению.

Наши рекомендации