Термоадаптация и основы закаливания
Новорожденный появился на свет из матки, где постоянная температура не опускалась ниже 36 градусов. На земле ни о такой температуре, ни о ее постоянстве мечтать не приходится. Поэтому процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям должен проходить мягко и постепенно.
Термоадаптация
Маме следует помнить, что малыш нуждается в тепле, потому что его система терморегуляции еще несовершенна, и он быстро замерзает. Но он нуждается также и в постепенном знакомстве с новым миром. Для новорожденного термоадаптация является своеобразной экскурсией в мир новых температур окружающей среды. Этому знакомству помогают подмывания, купание и воздушные ванны при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.
Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мама. С одной стороны, она должна продлить для ребенка условия внутриутробного комфорта, а с другой — дать ему возможность встретить-
Для мягкой термоадаптации и нормальной работы всего организма новорожденного ему необходимо биологическое тепло матери. Правильно организованное грудное вскармливание, совместный сон и полноценный холдинг в целом обеспечивают малыша нормой материнского теша. В то время как недостаточное согревание материнским теплом может привести, например, к нарушениям в работе пищеварительной, мочеполовой и других систем.
ся с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мама носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, в это время он принимает кратковременные воздушные ванны. Она также регулярно 4—5 раз в день подмывает ребенка. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать малыша следует водой разной температуры. Для этого мама, не регулируя кран, подмывает его то прохладной, то теплой водой. Через некоторое время ребенок начинает реагировать совершенно спокойно на воду любой температуры и просто терпеливо ждет, когда закончат его подмывать.
По мере адаптации ребенка к новым условиям жизни вне утробы созревает его система терморегуляции. Для того чтобы этот процесс шел успешно и в нужном темпе, необходимо, чтобы воздействие внешней среды чередовалось с согреванием теплом матери. По мере взросления ребенка и созревания его системы терморегуляции необходимость в согревании материнским теплом постепенно сокращается. Более независимым в этом отношении малыш становится к 6—8 месяцам, т. е. к началу периода ползанья.
физиологические особенности новорожденного
Переохлаждение и перегрев
Новорожденный не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мама должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Наиболее чувствителен к охлаждению животик ребенка. Недостаточное согревание живота младенца нарушает работу его кишечника, чтогрозит вспучиванием. Кроме этого, охлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.
Чтобы определить, не холодно ли ребенку, мама в первую очередь должна ориентироваться на субъективное восприятие внешней температуры. Для этого она должна быть одета чуть легче, чем малыш, потому что новорожденному всегда будет холоднее, чем взрослому. Например, если мама ходит в футболке и шортах, то ребенок должен быть одет в футболку или хлопчатобумажную распашонку, а если на маме свитер, то на ребенке должна быть распашонка, теплая кофточка и фланелевая пеленка.
Малыш первого месяца жизни может лежать голеньким при t воздуха +24 "С. Чтобы мама могла понять, как он при этом себя чувствует, ей следует раздеться до набедренной повязки
Перегрев не менее опасен для организма ребенка и может привести к тепловому удару. Поэтому, если малышу жарко, с него следует снять лишнюю одежду, обмыть прохладной водой, чтобы ему стало комфортнее, а на улице его можно спрятать в тень. Мама должна следить за температурой окружающей среды и при возможности регулировать ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.
Как понять, что ребенок замерз?
Если малыш не замерз, то его кожа должна быть ровного розового цвета, она не должна становиться синюшной или мраморной. При этом синюшность стоп и кистей рук младенца не является признаком охлаждения. При прикосновении кожа должна быть теплой wiu прохтдной, но не холодной. Теплыми должны быть подмышечные впадины, а также ас-гадки под коленями, в локтях, в паху. Хаюд в этих сгибах говорит об охлаждении ребенка. Если ребенок лежал отде>1шо от матери 20 минут, во избежании охлаждения его отдует взять на руки, чтобы согреть материнским теплом.
физиологические особенности новорожденного
Закаливание
Многие российские родители считают закаливание младенцев частью прогрессивного воспитания и хотят непременно выработать у детей устойчивость по отношению к Холодовым воздействиям. Однако понятие «закаливание» более широкое. Под закаливанием понимают выработку устойчивости организма к воздействиям внешней среды, включая перепады температуры, давление, влажность и т. д. Переносить жару вовсе не легче, чем холод.
Тем не менее, мамы и папы северных широт боятся холода и пытаются начать закаливание своих детей с самого раннего возраста, не соотнося свои желания с физиологическими особенностями и возможностями ребенка. А это очень опасно и может вместо пользы нанести детскому организму непоправимый вред. Чтобы уберечь родителей от ошибок, приведем некоторые правила закаливания младенцев.
Благополучная термоадаптация является основой для дальнейшего закаливания ребенка. Она начинается с момента рождения и продолжается до 11 — 12 месяцев. Если процесс пройдет мягко, создадутся наилучшие условия для созревания системы терморегуляции и сохранения нервно-психического здоровья малыша, что чрезвычайно важно для формирования его физической выносливости. Если родители хотят вырастить ребенка выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками.
Народы Аляски и Сахалина специально закаливалидетей, так как мальчики в определенном возрасте должны были вместе с отцом выходить в море для ловли рыбы и китобойного промысла. Эти занятия были сопряжены с риском упасть в холодное море, температура воды в котором могла составлять -5°С. В шесть лет детей начинал тренировать дядя, который специально приходил из соседней деревни. Он загонял мальчиков в холодное море и купал их в ледяной воде. Родителям нельзя было участвовать в подобной экзекуции, поскольку от них ребенок должен был видеть только хорошее.
Необходимость в закаливании должна быть обусловлена образом жизни. Если человек ходит по снегу, потому что ему необходимо каждый день выбегать за дровами, — это и есть самые оптимальные условия для закаливания. Все искусственные меры не дают устойчивых результатов и даже могут подорвать здоровье.
Для закаливания чрезвычайно важен пример родителей. Если они не ходят босиком по снегу и не ныряют в прорубь, то вряд ли можно ожидать, что их дети будут делать это с удовольствием. Довольно странно смотрится тепло укутанная в шубу мамаша, которая окунает голого орущего младенца в прорубь.
Для успешного закаливания немаловажно сознательное желание ребенка испытать свою выносливость, поэтому начинать закаливающие процедуры следует не ранее чем в 5—6 лет. Именно в этом возрасте дети готовы испытать свой организм на выносливость.
физиологические особенности новорожденного