Функциональное становление выделительной системы

У новорожденного и грудного ребен­ка выделительная система является незре­лой. Ее окончательное созревание и функ­циональное становление происходит к по­ловозрелому возрасту, однако начинается этот процесс в период новорожденное™.

У человека функционирование по­чек и мочевого пузыря не хаотично, а упо­рядочено во времени и имеет хорошо вы­раженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологичес­кой активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна.

Эти ритмы отчетливо прослежива­ются уже у новорожденного. В первые три месяца жизни мочеиспускания происхо­дят только в стадии пробуждения и во вре­мя бодрствования. Примерно с месячного возраста у малыша появляются более про­должительные периоды бодрствования, в течение которых мочеиспускание проис­ходит через каждые 10—20 минут. Во вре­мя как дневного, так и ночного сна насту­пает мочеиспускательная пауза.

Ночные мочеиспускания связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш беспокоится, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. В течение ночного сна бывает 2—4 мочеиспу­скания. Перед опорожнением малыш обя­зательно подает маме сигнал, и только в том случае, если она этот сигнал проигнориро­вала, он опорожняется самостоятельно.

Функциональное становление и регу­ляция работы выделительной системы про-

Функциональное становление выделительной системы - student2.ru

исходят при наличии высаживания и мате­ринского контроля. Природа рассчитыва­ла, что после появления на свет работу не­зрелой мочеполовой системы и анального сфинктера младенца первоначально будет поддерживать мама. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать их работу. Для нормальной работы выделитель­ной системы, т. е. уретрального и аналь­ного сфинктеров, необходимо, чтобы ре­бенок чувствовал процессы мочеиспуска­ния и дефекации. В противном случае ра­бота сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец конт­ролирует работу сфинктеров, иными сло­вами он делает усилие и «ходит в туалет» вполне осознанно.

Функциональное становление выделительной системы - student2.ru

Функциональное становление выделительной системы - student2.ru Сегодня онанизм стали считать нормой только по той причине, что этим расстройством страдает большая часть населения. Однако плачевное состояние большинства не может служить основанием для того, чтобы причислить эта нарушение к норме. Распространенность детского онанизма лишь демонстрирует, насколько современный человек разучился воспитывать своих детей.




физиологические особенности новорожденного

Организация высаживания

Высаживание ребенка — это простое бытовое действие, которое легко органи­зовать. Прежде всего, надо позаботиться о том, куда высаживать малыша. Когда лю­ди жили в лесу, высаживать младенца можно было на травку или на землю, но условия жизни в городской квартире это­го не позволяют. Поэтому такое место на­до специально подготовить.

Удобнее всего для высаживания мла­денца использовать широкий таз с невысо­кими бортиками, чтобы его можно было ставить под кровать. Вместо таза можно ис­пользовать большую одноразовую пеленку или другое приспособление. Кроме этого, необходимо позаботиться о других местах, где может потребоваться высадить младен­ца. Как правило, мама высаживает малыша над тазом в спальне, где они вместе спят, а также носит его в ванну и держит над рако­виной. Если мама находится с малышом в комнатах, откуда ходить в ванну неудобно, она берет с собой таз или пеленку.

После того, как место для высажива­ния подготовлено, можно начинать осва­ивать этот навык. Научиться правильно

Функциональное становление выделительной системы - student2.ru

Перепеленывать младенца следует не сразу после сна, а после того, как он опорожнился. Когда малыш пробужда­ется, его следует развернуть, прило­жить к груди, высадить и только после этого запеленать.

высаживать младенца невозможно по фо­тографии или фильму, точно так же, как невозможно освоить правильное прикла­дывание к груди, холдинг, пеленание, ку­пание и т. д. В среднем, правильно выса­живать малыша мама обучается за четыре недели.

Кроме прямого обучения, для орга­низации высаживания необходимо на­блюдение за поведением ребенка. Мама должна точно знать, как малыш ведет себя перед тем, как сходить в туалет по малой и большой нужде, какие сигналы он подает. Также важно знать, с какой частотой он это делает в разное время суток, посколь­ку дневная активность малыша, как мы выяснили, отличается от ночной.

Функциональное становление выделительной системы - student2.ru

Поскольку младенец всякий раз «подает сигнал» (хнычет, плачет, совершает характерные телодвижения и т. д.), когда хочет «пи-пи» или «а-а», мама имеет возможность вовремя высаживать его и держать сухим с самых первых дней. Если взять малыша в удобную позу, приложитьего к груди и похлопать по половым органам, он замрет и спокойно опорожнится.

Прикладывание к груди и похлопывание по половым органам позволяет задействовать мочеиспускательный рефлекс и снять напряжение, возникающее в области сфинктеров. Таким образом, младенец получает возможность комфортно отправлять естественные нужды, что является основой его психосексуального здоровья

 
  Функциональное становление выделительной системы - student2.ru

физиологические особенности новорожденного


Наши рекомендации