Критический период и наблюдение за ребенком

Через «высыпания новорожденности» проявляются и нейтрализуются инфек­ции, полученные младенцем от матери в период внутриутробной жизни и циркули­рующие в его крови. Отсутствие кожных высыпаний — тревожный знак. При их полном отсутствии есть высокая вероят­ность, что у малыша может наступить ухуд­шение состояния на 17—28-й день. При на­личии очистительных высыпаний новорож­денное™ такая вероятность значительно меньше. Период с 17-го по 28-й день являет­ся критическим, в течение которого необхо­димо следить за общим состоянием ребенка.

Если в течение критического периода самочувствие ребенка ухудшилось, следует немедленно сдать анализ мочи. Если ана­лиз свидетельствует о наличии воспали­тельного процесса, необходимо наблюде­ние врача, а возможно, и госпитализация.

Начиная со второй недели жизни, ногти на руках следует подрезать раз в неделю

Уход за ногтями

У ребенка первого года жизни ногти на руках растут гораздо быстрее, чем ногти на ногах. Ногти на руках отрастают уже в тече­ние первых двух недель жизни и нуждаются в подрезании примерно 1 раз в неделю. Ног­ти на ногах впервые понадобится срезать в 2—3 месяца, а затем их потребуется срезать с частотой примерно один раз в 2—4 недели.

Самый удобный и безопасный спо­соб стрижки ногтей — снимать надломив­шиеся ноготки зубами, если маме позво­ляет прикус. Этим способом можно поль­зоваться до трех месяцев, пока ногти не ороговеют. Если у мамы это не получает­ся, то лучше воспользоваться маникюр­ными ножницами с зауженными конца­ми. Ножницы с очень узкими, похожими на иглу концами использовать нельзя.

Не волнуйтесь, если малыш, разма­хивая ручками, оставит 2—3 царапины на лице. Ребенок не может нанести себе се­рьезную травму. Гораздо опаснее прятать ручки малыша в распашонку с зашитыми рукавами. Это может привести к возник­новению на ладони или между пальцами опрелости или гнойника, который мама сразу не заметит — ведь ручки закрыты! Кроме того, закрывание ручек младенца мешает ему научиться координировать движения рук и головы.

В течение критического периода следует обращать внимание на:

- цвет кожи;

- температура тела (не выше 37,5°С);

- активность и поведение (бодрый или вялый, плачет, постанывает);

- взгляд (блестящий или тусклый);

- цвет мочи (прозрачная или насыщен­ная желтая, мутная).

 
  Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru

уход за новорожденным ребенком

ПЕЛЕНАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Довольно часто молодые родители слышат советы отказаться от пеленания новорож­денного, дабы сохранить его свободу и возможность развиваться. Существует мнение, что пеленание препятствует моторному развитию ребенка и развитию его осязания. Пе­ленание постоянно описывают как процедуру насилия над личностью, эдакого «связы­вания» младенца, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что малыш уже бегает и прыгает, а его все пеленают и пеленают... Этот миф создан людьми, которые не имеют опыта бытования с маленьким ребенком, поэтому их представления о его потреб­ностях и особенностях поведения являются весьма смутными.




Что помнит новорожденный

Чтобы понять, какова роль пеленки в уходе за новорожденным, надо вернуться к самому началу. Еше на третьем месяце вну­триутробного развития у ребенка появляет­ся осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются скоординированные движения рук и голо­вы. Благодаря этому малыш может найти свой рот и начинает сосать палец или кула­чок. Пока вес ребенка не очень велик, он относительно свободно двигается в око­лоплодных водах и наталкивается на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая ося­зание. К 28-й неделе внутриутробного раз­вития ребенок уже не может свободно дви­гаться — тельце значительно подросшего малыша попадает в тесные объятия матки. Периодически стенки матки сокращаются

и дают малышу опыт более сильных телес­ных впечатлений, плотных объятий, кото­рые становятся неотъемлемой частью его воспоминаний о внутриутробном комфор­те. На последних неделях внутриутробного развития руки ребенка чаще всего переста­ют сгибаться и разгибаться в плечевом сус­таве из-за недостатка свободного простран­ства. Теперь они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внут­риутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребе­нок получает основную тактильную инфор­мацию ото всей поверхности кожи, кото­рую обнимает и стимулирует матка.

После рождения младенец оказыва­ется в огромном для него свободном про­странстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него

Физиологическое пеленание с ручками: шаг за шагом

Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru

Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru

уход за новорожденным ребенком

нет другого опыта, он сохраняет свои вну­триутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных явля­ются резкие некоординированные двига­тельные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жиз­ни. Эти специфические движения назы­вают «вскидываниями». Вскидывания мо­гут вызывать у ребенка тревогу и даже па­нику — ведь он привык упираться в стен­ки матки, а теперь его руки и ноги лише­ны опоры. Если понаблюдать за новорож­денным, хорошо видно, что он пугается при всяком движении своих рук и ног, и успокаивается, если его прижать к тепло­му телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки и ножки своей рукой. Именно поэтому на малыша так благо­творно действуют тесные материнские объятия и пеленание, которое помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденного спеленыва-ют, придав ему внутриутробную позу, он успокаивается, чувствуя привычный огра­ниченный объем. В свое время пеленание младенцев было изобретено именно как средство для смягчения перехода из одно­го пространственного объема в другой.

Пеленание и осязание

Помимо того, что после появления на свет малыш нуждается в привычной внут­риутробной позе и тесных объятиях, он также нуждается и в развитии своих орга­нов чувств, в частности, осязания. После рождения развитие осязания новорожден­ного происходит за счет накопления и диф­ференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе мате­ри, для ребенка развивающее значение имеют прикосновения ко всей поверхности его тела, и особенно к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития его осязания яв­ляется абсолютно все, к чему он может при­коснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем раз­нообразнее стимулы и чем чаще они воз­действуют на малыша, тем активнее идет развитие осязания. Если конечности мла­денца оставлены свободными и их движе­ния не ограничены тесными объятиями ма­мы или пеленки, то он будет «вскидывать­ся», переживая испуг. Сильный испуг и по­следующая паника являются доминирую­щей реакцией, которая заглушает все ос­тальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскиды­ваниях» развитие осязания существенно за­медляется. Таким образом, для того, чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы его руки и ноги посто­янно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.

Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru Критический период и наблюдение за ребенком - student2.ru У пеленания нет цели связать ребенка. Это всего лишь средство для возвраще­ния комфортного внутриутробного со­стояния. Именно потому, что новорож­денный привык к внутриутробной тесно­те, пеленание с руками, когда ему прида­ют привычную, физиологически обуслов­ленную внутриутробную позу, успокаи­вает его. Если спеленатый с руками ре­бенок подтянул ручки к лицу и положил их под щечку — это не означает, что он выбирается из пеленки, это означает, что он принял наиболее удобную эмбрио­нальную позу. Кроме того, физиологичес­ки обоснованное пеленание способствует адаптации младенца к новому простран­ственному объему и позволяет ему приоб­рести чувство опоры.

уход за новорожденным ребенком


Наши рекомендации