Критический период и наблюдение за ребенком
Через «высыпания новорожденности» проявляются и нейтрализуются инфекции, полученные младенцем от матери в период внутриутробной жизни и циркулирующие в его крови. Отсутствие кожных высыпаний — тревожный знак. При их полном отсутствии есть высокая вероятность, что у малыша может наступить ухудшение состояния на 17—28-й день. При наличии очистительных высыпаний новорожденное™ такая вероятность значительно меньше. Период с 17-го по 28-й день является критическим, в течение которого необходимо следить за общим состоянием ребенка.
Если в течение критического периода самочувствие ребенка ухудшилось, следует немедленно сдать анализ мочи. Если анализ свидетельствует о наличии воспалительного процесса, необходимо наблюдение врача, а возможно, и госпитализация.
Начиная со второй недели жизни, ногти на руках следует подрезать раз в неделю
Уход за ногтями
У ребенка первого года жизни ногти на руках растут гораздо быстрее, чем ногти на ногах. Ногти на руках отрастают уже в течение первых двух недель жизни и нуждаются в подрезании примерно 1 раз в неделю. Ногти на ногах впервые понадобится срезать в 2—3 месяца, а затем их потребуется срезать с частотой примерно один раз в 2—4 недели.
Самый удобный и безопасный способ стрижки ногтей — снимать надломившиеся ноготки зубами, если маме позволяет прикус. Этим способом можно пользоваться до трех месяцев, пока ногти не ороговеют. Если у мамы это не получается, то лучше воспользоваться маникюрными ножницами с зауженными концами. Ножницы с очень узкими, похожими на иглу концами использовать нельзя.
Не волнуйтесь, если малыш, размахивая ручками, оставит 2—3 царапины на лице. Ребенок не может нанести себе серьезную травму. Гораздо опаснее прятать ручки малыша в распашонку с зашитыми рукавами. Это может привести к возникновению на ладони или между пальцами опрелости или гнойника, который мама сразу не заметит — ведь ручки закрыты! Кроме того, закрывание ручек младенца мешает ему научиться координировать движения рук и головы.
В течение критического периода следует обращать внимание на:
- цвет кожи;
- температура тела (не выше 37,5°С);
- активность и поведение (бодрый или вялый, плачет, постанывает);
- взгляд (блестящий или тусклый);
- цвет мочи (прозрачная или насыщенная желтая, мутная).
уход за новорожденным ребенком
ПЕЛЕНАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО
Довольно часто молодые родители слышат советы отказаться от пеленания новорожденного, дабы сохранить его свободу и возможность развиваться. Существует мнение, что пеленание препятствует моторному развитию ребенка и развитию его осязания. Пеленание постоянно описывают как процедуру насилия над личностью, эдакого «связывания» младенца, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что малыш уже бегает и прыгает, а его все пеленают и пеленают... Этот миф создан людьми, которые не имеют опыта бытования с маленьким ребенком, поэтому их представления о его потребностях и особенностях поведения являются весьма смутными.
Что помнит новорожденный
Чтобы понять, какова роль пеленки в уходе за новорожденным, надо вернуться к самому началу. Еше на третьем месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются скоординированные движения рук и головы. Благодаря этому малыш может найти свой рот и начинает сосать палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он относительно свободно двигается в околоплодных водах и наталкивается на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 28-й неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться — тельце значительно подросшего малыша попадает в тесные объятия матки. Периодически стенки матки сокращаются
и дают малышу опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью его воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства. Теперь они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения младенец оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него
Физиологическое пеленание с ручками: шаг за шагом
уход за новорожденным ребенком
нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие некоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Вскидывания могут вызывать у ребенка тревогу и даже панику — ведь он привык упираться в стенки матки, а теперь его руки и ноги лишены опоры. Если понаблюдать за новорожденным, хорошо видно, что он пугается при всяком движении своих рук и ног, и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки и ножки своей рукой. Именно поэтому на малыша так благотворно действуют тесные материнские объятия и пеленание, которое помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденного спеленыва-ют, придав ему внутриутробную позу, он успокаивается, чувствуя привычный ограниченный объем. В свое время пеленание младенцев было изобретено именно как средство для смягчения перехода из одного пространственного объема в другой.
Пеленание и осязание
Помимо того, что после появления на свет малыш нуждается в привычной внутриутробной позе и тесных объятиях, он также нуждается и в развитии своих органов чувств, в частности, осязания. После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, для ребенка развивающее значение имеют прикосновения ко всей поверхности его тела, и особенно к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития его осязания является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются доминирующей реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется. Таким образом, для того, чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы его руки и ноги постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.
У пеленания нет цели связать ребенка. Это всего лишь средство для возвращения комфортного внутриутробного состояния. Именно потому, что новорожденный привык к внутриутробной тесноте, пеленание с руками, когда ему придают привычную, физиологически обусловленную внутриутробную позу, успокаивает его. Если спеленатый с руками ребенок подтянул ручки к лицу и положил их под щечку — это не означает, что он выбирается из пеленки, это означает, что он принял наиболее удобную эмбриональную позу. Кроме того, физиологически обоснованное пеленание способствует адаптации младенца к новому пространственному объему и позволяет ему приобрести чувство опоры.
уход за новорожденным ребенком