Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сок, сук, суп, сыт, сам, нос, лес, лом, сон, сыр и т. д.), со стечением согласных (сто, сталь, сеет, страх, стук, стоп, старт, мост, лист, куст и т. д.);в струк­туре нераспространенных предложений (Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Снег скрипит. И т. д.).

2. Произнесение пар слов с гласными (У, Ы, Я), находя­щимися в ударной и безударной позиции:

— слова с гласным в ударном и предударном слогах (суп — супы, лист — листы, куст — кусты, лис — лиса, зуд — зу­дит и т. д.);

— слова сгласными в ударном и заударном слогах (сам — сами, сок — соки, соль — соли, зуб — зубы и т. д.);

— слова с различной слоговой структурой и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове (ум­ный, устный, улицы; удар, урюк, уроки, изучать, музыкант; август, градус, выпуск и т. д.).

3. Произнесение пар слов с гласными (Э, О, А), находя­щимися в ударной или безударной позиции:

гласный (Э):

— в первом предударном слоге (цвет — цветы, смех — смешной, взгляд — глядеть, стены — стена, взял — взяла, связь — связать и т. д.);

— во втором предударном слоге (серый — серебро, белый — белизна и т. д.);

— в других предударных слогах (перенести, перевести, переезжать и т. д.);

— в заударном слоге (занять — занятый, девятый — де­вять, смотреть — просмотренный и т. д.);

— в различной структуре слов (веселый, зеленый, секрет, певец, светла, среда, месяц, палец, мастер, повесть, выве­сить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.);

гласные (А, О):

— в первом предударном слоге (сам — сама, стар — ста­рик, стол — столы, мост — мосты, дом — дома и т. д.);

— во втором предударном слоге (сама — самолет, со­здать — создавать, сказать — рассказать, балет — ба­лерина и т. д.);

— в других предударных слогах (сопровождать, прополос­кать, заболевание и т. д.);

— в заударных слогах (мороз — заморозки, золотой — золото, слова — слово, сказать — высказать и т. д.).

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различ­ными комбинациями по месту ударения:

— с ударением на первом слоге (Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах и т. д.);

— с ударением на одном из средних слогов (Домашнее за­дание. Последняя остановка. Строительство завода и т. д.);

— с ударением на конечном слоге (Задать вопрос. Само­лет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин и т. д.);

— в различных комбинациях по ударению (Новый рас­сказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы и т. д.).

Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

1. Отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения: Это мой стол. Его зовут Саша.Я спешу домой. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая пого­да. Мне понравилась новая сказка.

2. Отработка конструкции с передвижением интонацион­ного центра в неконечную позицию: Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в ком­нате сестры стоит стол.

Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения

1. Резкое повышение тона в односложном слове: твой (?) — твой сок (?); стол (?) — там стол (?); дом (?) — твой дом (?); сам (?) — ты сам (?); суп (?) — твой суп (?); нос (?) — твой нос (?) и т. д.

2. Резкое повышение тона в многосложном слове с уда­рением на среднем слоге: солдаты (?) — там солдаты (?); в столовой (?) — он в столовой (?); старушка (?) — идет старушка (?); снежинка (?) — летит снежинка (?) и т. д.

3. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге: этот (?) — этот сад (?); очень (?) — очень вкусно (?); весело (?)

— вам весело (?); ласковый (?) — ласковый кот (?) и т. д.

4. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударени­ем на последнем слоге: письмо (?) — вам письмо (?); хорошо (?)

— здесь хорошо (?); далеко (?) — тебе далеко (?); коньки (?) — твои коньки (?) и т. д.

5. Выделение интонацией вопроса слова в начале, середи­не и конце предложения: Можновзять санки! Всеиграют!

Долго нам спать? Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу? Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

6. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения: Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы спите? И т. д.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Методика преодо­ления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу. — М.,ОПб., 1994. — С. 8—27.

Л. В. Лопатина

Наши рекомендации