Упражнения по определению положения губ

1.Произнести звук (И) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

2.Произнести звук (У) перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

3.Произнести перед зеркалом сочетание звуков (ИУ), (УИ) и определить последовательную работу губ при их про­изнесении.

4.Произнести звук (И) без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

5.Произнести звук (У) без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

6.Произнести без зеркала сначала звук (И), затем звук (У) и определить, как работают губы при их произнесении.

7.Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У).

8.Определить по беззвучной артикуляции последователь­ность звуков, произнесенных один за другим (И... У, У... И) и произнесенных слитно (НУ, УИ).

9.Произнести слова (например: Ира, утро, иней, умный, игры и т. д.). Определить, произнесение каких слов начина­ется с растянутого (или вытянутого) положения губ.

10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй — вытягиваются впе­ред. Примерный перечень картинок: утка, иглы, ухо, ива.

11.По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например: Инна, У ля, искра, игры, улей и т. д.).

12.По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу губ при его произнесении (например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и т. д.).

13.По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ при его произнесении: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил и т. д.

Упражнения по определению положения кончика языка (поднят или опущен)

1.Произнести перед зеркалом звук (И) и определить мес­тоположение кончика языка.

2.Произнести перед зеркалом звук (Д) и определить мес­тоположение кончика языка.

3.Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И... Д) и определить, при произнесении какого звука кон­чик языка опущен (поднят).

4.Произнести звук (ЙГ) без зеркала и определить положе­ние кончика языка.

5.Произнести звук (Д) без зеркала и определить положе­ние кончика языка.

6.Произнести без зеркала сначала звук (И) затем (Д) и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.

7.Определить звук по беззвучной артикуляции (И или Д).

8.Определить по беззвучной артикуляции последователь­ность звуков (Я ... Д, Д ... И).

9. Произнести слова, например: дом, иволга, дыня, дача, ива, ил, дума и т. д. Определить, при произнесении каких слов кончик языка поднимается вверх (опускается вниз).

10.Рассмотреть картинки, назвать их, разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых кончик языка поднимается вверх, во второй — опускается вниз. Например: дым, иглы, двор, доска, Ира и т. д.

11.Придумать слова, произнесение которых необходимо начать с поднятия кончика языка.

12.Придумать слова, произнесение которых необходимо начать с опускания кончика языка.

Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках (Н) и (Л), так как при их произ­несении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при ар­тикуляции звука (Н) язык широкий, а (Л) — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упраж­нения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).

Работе по коррекции нарушений артикуляторной мото­рики предшествуют упражнения по формированию произ­вольных дифференцированных мимических движений, ко­торые включаются в структуру логопедических занятий и проводятся в игровой форме.

Логопед: «Сейчас мы с вами поедем на автобусе на про­гулку. (Дети ставят стулья перед зеркалом и садятся.) Мы едем, а с неба светит яркое солнышко, прямо нам в лицо. Его лучи очень яркие, слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш авто­бус повернул налево (дети поворачивают свои стулья), и солнышко ярко светит в правый глаз. Давайте его зажму­рим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети поворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее и солнышко нам больше не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик ото­брал у малыша игрушку. Малыш плачет (логопед показы­вает эту сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети нахмуривают брови). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (логопед показывает картин­ку). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Проглотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают глотательное движе­ние). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), за другую (дети надувают другую щеку), проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали обратно домой».

Упражнения по развитию статики артикуляторных движений

Эти упражнения направлены на активизацию:

1) двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц: открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5 или от 1 до 7, закрыть;

2) крылонёбной наружной мышцы: приоткрыть рот, выд­винуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком поло­жении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение;

3) квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 или 7, вернуть в исходное состояние; поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5 или 7, вернуть в исходное состояние;

4) мышц смеха и щечных мышц: растянуть губы в улыб­ку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; растя­нуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

5) квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы: поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

6) поперечных вертикальных мышц: высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги: па — па — па — па. После произнесения последнего слога оставить рот откры­тым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; высунуть кончик языка между зубами, «пожевать» язык зубами, произнося слоги: та — та — та — та. После произнесения последнего слога ос­тавить рот открытым, фиксируя широкий язык и удержи­вая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

7) шилоязычной мышцы: положить кончик языка на вер­хнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; по­ложить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вер­нуть в исходное состояние; прижать кончик языка за верх­ние резцы, удерживать заданное положение под счет от 1 до 7, вернуть в исходное состояние; движение «слизывания» сончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы;

8) подъязычно-язычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц: беззвучно, длитель­но, на выдохе тянуть звук (И); беззвучно произносить звук (И), одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расши­рению средней и задней части спинки языка, но и является своеобразным массажем при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза, в за­висимости от поражения, весь язык располагается вправо или влево и боковыми зубами «разжевывается» соответству­ющая боковая сторона языка); открыть рот, положить кон­чик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положе­ние, удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; открыть рот, положить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь рото­вой полости за нижние резцы;

9) продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним рез­цам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать за­данное положение языка под счет от 1 до 5—7, вернуть в ис­ходное состояние;

10) подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы: по­дуть на кончик языка, высунутого из ротовой полости (при этом можно использовать зрительный и тактильный конт­роль: поднести ко рту тонкую полоску бумаги, тыльную (на­ружную) сторону кисти руки для ощущения выдыхаемой цен­тральной холодной воздушной струи); высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.

Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений

1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой».

2.Оскалить зубы, а затем высунуть язык.

3.Оскалить зубы, высунуть язык, зажать его зубами.

4.Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

5.Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).

6.Сделать язык широким, затем узким (повторить это движение несколько раз).

7.Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.

8.«Построить мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя под­нята, образуя с твердым нёбом щель, задняя опущена, боко­вые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам), «сломать» его, снова «построить», снова «сломать» и т. д. несколько раз.

Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одно­временно организованных движений

1. Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.

2. Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кон­чик вниз.

3. Высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой».

4. Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо.

5. Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.

Последовательность речевого материала для автоматизации звука (С)

1.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочета­нии с гласным (У): (У... С), (УС).

2.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (УС) с ударением на нем (ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.).

3.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (УС) без ударения на нем (уснул, устал, успел, фо­кус, парус, автобус и т. д.).

4.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (УС) с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке и т. д.

5.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочета­нии с гласным (О): (О ... С), (ОС).

6.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (ОС) с ударением на нем (нос,рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.).

7.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (ОС) с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес и т. д.

8.Автоматизация звука (С) в обратных слогах в сочета­нии с гласным (.А): (А ... С), (АС).

9.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (АС) с ударением на нем (таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас).

10.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (АС) без ударения на нем (остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.).

11.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержащих слова с обратным слогом (АС) с ударением и без ударения на нем: Мы пили квас. На клумбе астры. У Вани громкий го­лос. Остатки доски кинули в костер.

12.Автоматизация звука (С) в слогах в сочетании с глас­ным (Ы): (Ы... С), (ЫС).

13.Автоматизация звука (С) в словах, содержащих обрат­ный слог (ЫС) с ударением на нем (мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.).

14.Автоматизация звука (С) в предложениях, содержа­щих слова с обратным слогом (ЫС) с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк и т. д.

Автоматизация звука (С) в сочетании с любым гласным осуществляется от слога к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст.

После автоматизации звука (С) в сочетании поочередно с разными гласными в структуре слога типа гласный — со­гласный звук также автоматизируется в речевом материа­ле, включающем структуру слога согласный — гласный.

Поскольку фонетическая сторона речи представляет со­бой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой формой дизартрии имеют место нарушения целого ряда про­содических элементов речи, мы разработали методику фор­мирования интонационной выразительности речи, учитыва­ющую современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей.

Работе по формированию интонационной выразительно­сти речи предшествуют ритмические упражнения. Они под­готавливают к восприятию интонационной выразительнос­ти, способствуют ее разлитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

Упражнения по развитию восприятия ритма

1. Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. Оп­ределить количество ударов путем показа карточки с запи­санными на ней соответствующими ритмическими струк­турами.

2. Прослушать серии простых ударов: // // // //; /// ///; //// ////• Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных ударов: / и ,и/; /ии, ии/; / и/и и т. д. Определить, сколько и какие удары были предъявлены путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

Упражнения по развитию воспроизведения ритма

1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное вос­приятие) предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное вос­приятие) предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное вос­приятие) серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для вос­приятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной кар­точке удары и их серии (простые и акцентированные).

Задания по формированию представлений об интонацион­ной выразительности в импрессивной речи

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ («Добрый лев» Н. Майбороды). Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонацион­ным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше нравится и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменить, что голосом можно передать воп­рос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средства­ми ее выражения и способами обозначения.

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествователь­ной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой вы­соты голоса на протяжении всего повествовательного пред­ложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически: ---». Затем дети при­думывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме такие предложения заканчиваются точкой. Показывается соответ­ствующая карточка, выучивается стихотворная строчка: «Про точку можно сказать: это точка — точка одиночка». После зна­комства со знаком проводится выделение из текста повество­вательных предложений путем показа карточки с точкой. При­мерный текст: «Два цвета. Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку». Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состо­яния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить (логопед задает вопрос). Затем предлагает сделать это де­тям. Далее логопед показывает, что в конце вопроситель­ного предложения голос повышается. Это повышение го­лоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически: . Для обозначения вопроса предлагается знак: «Вопрос будем обозначать таким зна­ком ? ». Показывается карточка и выучивается стихот­ворение про вопросительный знак:

«Это кривоносый вопросительный знак, Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросы, поднимая карточку с вопросительным зна­ком. Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Зна­чит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И приду­мал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении стихов, тек­стов выложить перед собой столько фишек, сколько вопро­сительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средства­ми ее выражения и способами обозначения.

Детям предлагается последовательно несколько карти­нок, которые можно соотнести с междометиями типа «Ой!», «Ax!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по содержанию каждой из картинок: «Девочке больно. Как закричала де­вочка? (Ой!) Девочка уронила чашку. Как она воскликнула? (Ах!) Мальчики играют солдатиками. Что они кричат? (Ура)», и т. д. Затем снова последовательно показываются те же картинки и дается задание: назвать слово, соответству­ющее картинке (Ой! Ура! Ах! и т. д.). Логопед задает вопрос: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, воскли­цая?» После этого логопед показывает, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко по­вышается или сначала повышается, а затем несколько по­нижается. Изменение голоса при воспроизведении воскли­цательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком (!)», выучивается стихотворение про восклицательный знак:

«Чудак — восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

— Я самый важный! Я всех бужу, — говорил будильник.

— Я важнее! Всех вожу, — говорил автобус.

— А я важнее вас! Я построил этот дом, — говорил подъемный кран.

Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:

— Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важ­нее всех человек!

Затем детям предлагается при предъявлении текстов, сти­хов выложить перед собой столько фишек, сколько воскли­цательных предложений встретится в речевом материале.

5.Дифференциация интонационной структуры предложе­ний в импрессивной речи.

С детьми повторяется, какие виды интонаций они зна­ют: «Вспомните, как мы можем произносить предложе­ния?» Затем уточняется, какими грамматическими знака­ми обозначается спокойное проговаривание, вопрос, восклицание. Повторяются стихотворения о вопроситель­ном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения дети поднима­ют карточку с соответствующим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

— Мышка-трусишка, ты треска боишься?

— Ни крошечки не боюсь!

— А громкого свиста?

— Ни капельки не боюсь!

— А страшного рева?

— Ни сколечки не боюсь!

— А чего же ты боишься?

— Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложе­ний, текстов, стихов различного интонационного оформле­ния.

Задания по формированию интонационной выразительно­сти в экспрессивной речи

В качестве подготовительных упражнений для формиро­вания интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазо­на голоса, развитие его гибкости и модуляции.

Упражнения по развитию силы голоса

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе го­лоса):

У ... У И ... И

о... о э... э

А ... А 3 ... 3

АУ... АУИ... УЗО...

АИ... ОУИ... УЗА...

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):

0000 ИИИИ

АААА ЭЭЭЭ

УУУУ

3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвуч­ная артикуляция).

Проводится, как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.

Упражнения по развитию высоты голоса

Проводятся путем подражания звучанию различной высо­ты с опорой на движения руки и графические изображения. 1. Повышение и понижение голоса при произнесении глас­ных.

Упражнения по определению положения губ - student2.ru

/А А

2. Повышение и понижение голоса при произнесении со­четаний из двух, трех звуков.

Упражнения по определению положения губ - student2.ru

4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).

Упражнения по определению положения губ - student2.ru

Упражнения по развитию интонационной выразительнос­ти повествовательного предложения

Наши рекомендации