Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии, мы разработали методику коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных условиях произношения.
Основное внимание в данной методике уделялось формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривала одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение. При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые упражнения, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.
Упражнения по развитию кинестетической основы движений рук
1. Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
3. Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.
4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.
6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) прислонить к ней вертикально.
7. Слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.
8. Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
9. Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы правой и левой рук отведены от кистей и располагаются горизонтально.
10. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
11. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.
12. Сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым, остальные пальцы при этом вытянуты.)
13. Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный (или наоборот).
14. Положить перед собой сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.
15. Воспроизвести графическую схему с закрытыми глазами.
Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений
1. Поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.
2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.
3. Выполнить два предыдущих задания одновременно двумя руками в обычном и максимальном темпе.
4. Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).
5. «Пальчики здороваются» (поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук).
6. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.
7. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
8. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.
9. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца.
10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.
11. Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку (не переворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).
12. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
13. Нанизать бусы на нить и завязать концы нити бантиком.
Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений
1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками (большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).
2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расставления точек произвольный).
3. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
4. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой — соединены в кольцо.
5. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении.
6. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
7. Отбивать (в удобном темпе) правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений