Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье

Выраженные нарушения движений и речи у больных с церебральным параличом отражаются на особенностях их психического развития. В силу двигательной недостаточ­ности формирование восприятия предметов окружающего мира может быть нарушено на самом раннем этапе разви­тия ребенка. Длительное, вынужденное положение в посте­ли, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие пред­метного восприятия может зависеть от отсутствия у боль­ных детей предметных действий. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво си­дит. По мере действий с предметами у него развивается активное осязание, возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с церебральным па­раличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Для развития восприятия предметов окружающего мира и познавательной деятельности важное значение имеет со­гласованность движений руки и глаза. Вначале ребенок, дви­гая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее вни­мания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а затем и направлять движения руки. Постепенно направляющая роль взгляда становится все более выраженной в любом целевом движении. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппа­рата глаза согласованные движения руки и глаза развива­ются недостаточно. Ребенок часто не следит глазами за движениями и действиями своей руки, что препятствует позна­вательной деятельности, выработке навыков самообслужи­вания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушения зрительного и слухового восприятия также ока­зывают неблагоприятное влияние на психическое развитие.

Нарушения зрительного восприятия у детей с церебраль­ным параличом зависят от недостаточной зрительной фик­сации, прослеживания предмета, сужения поля зрения и снижения остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечается косоглазие, двоение в глазах, недостаточность согласованных движений глаз, опускание верхнего века (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Некото­рые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большем поражении мотор­ного аппарата левого глаза ребенок может выработать при­вычку игнорирования левого поля зрения. При конструиро­вании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне ли­ста, при рассматривании картинок видит также только изоб­ражение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо прово­дить специальные занятия по развитию движений глазных яблок. <...>

... Для развития пространственных представлений у здо­рового ребенка наряду с двигательной системой и зрением большое значение имеет слух. Значение слухового воспри­ятия становится более очевидным с 3 месяцев, когда поле зрения ребенка делается устойчивым и объемным, а после 3—4 месяцев жизни слуховая ориентировочная реакция уже является важным стимулом зрительного восприятия пространства.

При церебральном параличе в силу недостаточности слу­хового восприятия и недоразвития общей моторики прояв­ляется недостаточность пространственно-различительной Деятельности слухового анализатора. Так, у детей может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюда­ется при наличии гиперкинезов. В таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, кото­рый не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, щ) затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. У некоторых детей отмечается недостаточность так называ­емого фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза — коса, дом — том и т. д. В некоторых случаях, когда нет сни­жения остроты слуха, может иметь место недостаточность слу­ховой памяти и слухового восприятия.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к за­держке речевого развития, а в тяжелых случаях — к недо­развитию речи. Очень важно рано выявить нарушения слу­ха у ребенка с церебральным параличом. Большую помощь при этом врачу и педагогу могут оказать родители: наблю­дая за ребенком, они должны отмечать, любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли знакомым звукам (гудку машины, паровоза) или играет беззвучно, узнает ли шаги и голоса близких, любит ли музыку, предпочитает громкие или тихие передачи, как понимает обращенную к нему речь.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствитель­ность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при лю­бом неожиданном звуке, поэтому дифференцированное вос­приятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх на неожиданные зву­ковые раздражители.

Повышенная утомляемость характерна для больных де­тей. Они быстро становятся вялыми или раздражительны­ми, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утом­ления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начи­нает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с боль­шим трудом.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, не­решительными и неуверенными в себе, они теряются в но­вых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заи­кание или появляются насильственные движения. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это пре­пятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, страх смерти, возможно неправиль­ное развитие личности. Чаще это отмечается у детей, кото­рые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее из­менение в состоянии ребенка вызывает у родителей не толь­ко тревогу, но и панику. В его присутствии ведутся разгово­ры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредоточивает все внимание на своей болезни, на собствен­ных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в се­мье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка воз­никает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явле­ниями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различны­ми предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, не­обходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особо внимательный подход требуется к ребенку, у кото­рого особенно болезненно выражено чувство страха. Родите­ли должны очень осторожно знакомить его с предметами, Которых он боится, помочь ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и раз­вития таких отрицательных черт характера, как неуверен­ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активнос­ти. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить самостоятельно есть, одеваться прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ре­бенок не только обслуживал себя, но и постепенно имел оп­ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. п. В результате у него появляется интерес к труду, чувство ра­дости, что он может быть полезен старшим, чувство уверен­ности в своих силах.

В деятельности расширяется кругозор ребенка, развива­ется его интеллект. А многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденет­ся, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. В школе он отка­зывается от занятий, отказывается читать вслух. Таким об­разом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания больного ребенка в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он особенно перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движе­ния, нарастает общее беспокойство. Чтобы успокоить ребенка, полезно пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянное соблюде­ние режима и правильное воспитание способствуют укреп­лению нервной системы больного ребенка.

Как правило, при церебральном параличе у детей отмеча­ются множественные нарушения, поэтому их воспитание представляет большие трудности и является очень специфич­ным. Для правильного осуществления воспитания родите­лям прежде всего необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что больной с церебраль­ным параличом — это прежде всего ребенок. Кроме того, родителям необходимо иметь общее представление о детском церебральном параличе, а также хорошо представлять и по­нимать особенности болезни именно своего ребенка. Необ­ходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное цереб­ральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители должны относить­ся к больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведения. Ласковая твердость родителей помо­гает ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепен­но развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Это поможет ему наилучшим обра­зом утвердиться в окружающей среде. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заим­ствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рас­сматривать себя или как калеку, не имеющего шансов за­нять активное место в жизни, или, наоборот, как вполне спо­собного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае роди­тели не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием вы­полнять посильную работу и радоваться тому, чего достига­ет. Это даст ему возможность вести спокойную, без эмоцио­нальных конфликтов полноценную жизнь.

Развитие двигательных функций и воспита­ние навыков самообслуживания и гигиены

<...> Развитие двигательных функций как у здорового, так и у больного ребенка происходит поэтапно. Последовательные стадии развития зависят от различной степени созревания не­рвной системы. Известно, что здоровый ребенок постепенно овладевает навыком ходьбы. Сначала он учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится са­диться, ползать, вставать и, наконец, переступать, опираясь на различные предметы, затем ходить самостоятельно. У ре­бенка с церебральным параличом также прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удержи­вание головы и туловища, равновесие и т. д.

Воспитание двигательных функций у детей с церебраль­ным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуаль­ным возможностям.

Наряду с проведением специальных упражнений родите­лям очень важно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Недопустимо, чтобы он сидел в течение дли­тельного времени с согнутыми ногами. Особенно это вредно, если ребенок недостаточно устойчиво удерживает голову и она при утомлении опускается на грудь. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра и может быть причиной сгибательных контрактур.

Формирование манипулятивной деятельности и подготовка руки к письму

Развитию движений руки нужно уделять особое внима­ние уже с первых месяцев жизни ребенка, только при этом у него к школе правильно сформируются ее функции: опор­ная, указывающая, отталкивающая, хватательная, состав­ляющие двигательную основу манипулятивной деятельнос­ти. Вначале больного ребенка надо научить лежать на животе; для правильной опоры руки должны быть под гру­дью. После закрепления данного положения можно перей­ти к следующему упражнению: поочередно выпрямлять то одну, то другую руку и направлять ее к игрушке. Когда ре­бенок лежит на спине, родители или воспитатели помогают ему направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Детей с церебральным параличом необходимо научить ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, от­толкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать и т. д.), необходимо спе­циально формировать даже в том случае, если ребенок еще не сидит. Позже эти движения можно повторить, когда ре­бенок научится сидеть, стоять и двигаться.

Формировать целенаправленные движения руками мож­но начинать с простейших игр «Ладушки», «Сорока-белобо­ка», «Колечки», «Щелчки» с выполнением общепринятых зкестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, на­правление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове ребенка, куклу («хо­роший», «хорошая»), постучать в дверь одним пальцем, не­сколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди не­сколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и т. д.)- Можно использовать имитационные движения («пе­тушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).

Перед школой особенно важно развить у детей те движе­ния рук, на основе которых затем формируются двигатель­ные навыки, важные в самообслуживании, в игре, в учеб­ном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спе­шить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Если ре­бенок недостаточно четко выполняет задание, не совсем пра­вильно или не может вообще его выполнить, ни в коем слу­чае нельзя показывать свое огорчение, а повторить несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропот­ливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощре­ния за малейший успех, неназойливая помощь и необходи­мая коррекция помогут добиться настоящего успеха. При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного дей­ствия на другие и целенаправленного увеличения или умень­шения амплитуды движений. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.

Наиболее трудно бывает развивать координацию одновре­менно выполняемых движений в разных суставах, что необ­ходимо в предметной деятельности и особенно при письме.

Для детей старшего дошкольного возраста для выработки этих движений можно использовать упражнения со спортивным инвентарем (мячами, гантелями, гимнасти­ческими палками, булавами, ракетками) и с игрушками (пирамидками, кубиками, кольцами). Им можно предла­гать перекладывать предметы с одного места на другое, с руки на руку, прокатывать, подбрасывать и ловить их, а также выполнять и другие задания, подробное описание которых можно найти в рекомендуемой для дошкольного возраста методической литературе.

Перед школой важно проверить, может ли ребенок изо­лированно двигать правой рукой (все остальные части тела должны находиться в полном покое): поднять руку вверх и опустить, согнуть в локтевом суставе и разогнуть, отвести в сторону и вернуть в исходное положение, сделать круговые движения (в плечевом суставе) в одну и в другую сторону, повернуть кисти ладонью вверх и вниз, согнуть и разогнуть кисти, сжать пальцы в кулак и разжать, из сжатых в кулак пальцев разогнуть сначала большой палец, потом большой и указательный, указательный и мизинец и т. д.

<...> Наиболее трудно бывает детям с церебральным пара­личом изолировать тонкие движения пальцев рук и отдиффе­ренцировать сгибания их в отдельных суставах, что необходи­мо для письма. Даже при нижних параплегиях, когда моторика рук относительно сохранена, при формировании двигательно­го навыка письма отмечаются скованность позы и непроизволь­ные движения лица, языка, губ. В развитии моторики рук у таких детей часто отмечается возрастная задержка.

У детей с гемипарезами, когда одна рука поражена, а дру­гая нет, тоже остаются значительно усиленными непроизволь­ные содружественные движения. Иногда они проявляются в левой руке при движениях правой, и тогда нарушается опор­ная функция левой руки при одновременных движениях спра­ва; иногда наблюдаются справа при любом усилии или попыт­ке к движению слева, в таком случае нарушается или затрудняется дифференцировка движений справа при удерживании тетради левой рукой. Кроме того, при гемипарезах довольно часто проявляется асимметричный шейно-тонический рефлекс на одной стороне. Так что эти ученики при кажущемся благополучии (одна рука у них совершенно здорова) нуждаются в большой помощи в процессе обучения пись­му и в умении изолировать движения пальцев пишущей руки. Дети с другими формами детского церебрального паралича имеют поражения обеих рук, но даже при легкой степени по­ражения двигательной сферы они также затрудняются выпол­нить изолированно движения пальцами рук с дозированным усилием и заданной амплитудой. Так что научить детей вы­полнять с полной амплитудой, свободно и изолированно дви­жения правой или левой (пишущей) рукой чрезвычайно важ­но на подготовительном этапе и на начальной стадии обучения. Чтобы правильно научить ребенка изолированным движениям рукой, нужно записать те движения, которые ре­бенок умеет выполнять изолированно, и те, которые сопро­вождаются синкинезиями, и какое именно синкинетическое участие вызывается определенным заданным движением.

В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированны и сопровождаются подобными движениями в пальцах левой руки, необходимо применять такое упражнение: взрослый садится слева от ребенка и, мягко придерживая кисть левой руки, просит выполнять движения только пальцами правой.

Нередко движения правой рукой вызывают не только по­добные движения слева, но и повышение тонуса мышц ног, поворот стоп и коленей вовнутрь; появляются движения пальцев ног.

При таких синкинезиях необходимо проводить следую­щие занятия.

Ребенок спокойно лежит на кушетке. Взрослый мягко берет по очереди каждую его конечность и легко потряхива­ет, добиваясь расслабления. Затем так же мягко берет пра­вую руку ребенка и выполняет ею различные движения (пассивные), смотрит, какое участие в этом принимают другие конечности. Ребенок учится в момент выполнения пассив­ных движений лежать с открытыми и закрытыми глазами спокойно. В случае удачи его нужно похвалить («Посмотри, как хорошо, спокойно лежат твои ноги и левая рука. Ты ров­но дышишь, и лицо спокойное. Давай вместе сделаем такое же движение правой рукой, только ты постарайся быть та­ким спокойным») и помочь выполнить заданное движение. После того как пассивные и активные движения с помощью взрослого станут изолированными, можно постепенно раз­решить ребенку тренироваться в выполнении самостоятельных движений (активных). Если ребенок не сможет самостоятель­но справиться с заданием, тогда родитель или воспитатель при­держивает слегка свободные конечности рукой или кладет на них, например, мешочки с песком (левая рука при этом вып­рямлена в локтевом и лучезапястном суставах, пальцы разог­нуты, ладонь обращена к плоскости опоры, ноги в позе легкого отведения при среднем положении бедер, голеней и стоп).

У некоторых детей только объемные движения правой рукой вызывают синкинезии слева, напряжение в лице, за­держку дыхания, движения ноги (возможна слабость про­ксимальных отделов правой руки — мышц надплечья, ло­патки, грудных и спинных). В этих случаях упражнения проводятся сначала в малом объеме, затем число повторений и объем движений постепенно увеличиваются; занятие за­канчивается упражнениями с флажками, гимнастической палкой, мячом. В первые дни занятий особенно рекоменду­ются упражнения в положении лежа на спине, потому что в таком положении легко фиксировать лопатки и весь пле­чевой пояс ребенка. Эти упражнения можно чередовать в по­ложении лежа на левом боку, когда плечевой пояс справа не фиксирован, выполнить их ребенку будет сложнее, так как должны включиться все мышцы плечевого пояса, фиксато­ры лопатки, мышцы спины.

Как только ребенок научится в данных положениях вы­полнять изолированные движения правой рукой, можно переходить к упражнениям в положении сидя. Для этого ребенка необходимо усадить за стол, соответствующий его росту, так, чтобы ноги стояли на подставке всей ступней, а руки свободно лежали на столе с опорой на предплечье па­раллельно друг другу на расстоянии 10 см от туловища ла­донями вниз; пальцы выпрямлены.

По просьбе родителей ребенок делает изолированно ряд движений правой рукой, выполняет следующие упражне­ния:

— разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придер­живая его левой рукой, и наоборот;

— постучать по столу расслабленной кистью правой (ле­вой) руки;

— повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в ку­лак, выпрямить, положить руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;

— руки полусогнуты, опора на локти — встряхивание по очереди кистями («звонок»);

— руки перед собой, опора на предплечья, по очереди сме­на положения кистей, правой и левой (согнуть — разогнуть, повернуть ладонью к лицу — к столу);

— фиксировать левой рукой правое запястье — поглажи­вать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т. п.

Одновременно проводится работа и по развитию движе­ний пальцев рук, особенно правой:

—соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);

—соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести («корзиночка»).

Необходимо обратить внимание на формирование проти­вопоставления первого пальца всем остальным; на свобод­ное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются.

Для этого рекомендуется применять следующие задания:

—сжать пальцы правой руки в кулак — выпрямить;

—согнуть пальцы одновременно и поочередно;

—противопоставить первому пальцу все остальные пооче­редно;

—постучать каждым пальцем по столу под счет «один, один — два, один — два — три»;

—отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с уси­лием («кошка выпустила коготки»);

—многократно сгибать и разгибать пальцы, легко каса­ясь концевым фалангом первого пальца остальных («сыпать зерно для птиц»).

Если движения правой рукой выполняются легко и доста­точно четко, лишь с синкинезиями слева, взрослый садится слева от ребенка и придерживает его левую руку, лежащую на столе. В случае, если движения справа неловкие, неточ­ные, замедленные, тогда начинать упражнения целесообраз­но с пассивных движений правой руки с постепенным пере­ходом к пассивно-активным и с большой осторожностью к активным (левая рука при этом фиксируется наложением груза). Когда движения справа закрепляются прочно, мож­но с левой руки снять груз и попросить ребенка выполнять активные движения правой рукой при самостоятельном удержании левой руки в покое. Через несколько занятий рекомендуется переходить к выполнению различных движе­ний обеими руками: ритмичных и аритмичных, в одном и в различных направлениях.

Важно сформировать различные способы удержания пред­метов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому родители должны прививать детям правильные спо­собы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними. Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать. Много целесообразных дви­жений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.

Не менее значимыми для развития движений и интерес­ными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скру­чивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно ре­зать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематы­вать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.

Часто у ребенка наблюдается вялость пальцев при удер­жании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напря­жение и малая подвижность.

Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставля­ют большой, указательный и средний пальцы, можно пред­ложить следующие упражнения:

— руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10—12 см над столом, а затем опустить;

— перед ребенком на столе ставится открытая коробочка со счетными палочками (спичками и другими мелкими предметами). Ребенок должен брать палочки из коробочки и скла­дывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), ста­раясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, и так же сложить все обратно;

— тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки «скачущая лягушка», вызывая ее передвижение. Маленькие дети часто с силой сгибают пальцы, напрягают мышцы всей руки, на лице появляется гримаса. Поэтому им нужно объяснить, как надо выполнять движения, показать, как сделать правильно, повторить несколько раз перед зер­калом, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять эти движения, соблюдая требования взрослого;

— такие же движения пальцами с маленьким детским пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их та­ким образом по поверхности стола;

— раскатывать на доске указательным и средним паль­цами одновременно и по очереди комочки пластилина; рас­катывать на весу комочек пластилина большим и указатель­ным пальцами (большим и средним, большим, указательным и средним);

— крепко удерживать спичку в горизонтальном положе­нии большим и указательным пальцами левой руки. Одно­временно указательным и средним пальцами правой руки подтягивать ее к себе;

— прокатывать, вращать спичку (карандаш) между боль­шим и указательным; большим и средним; большим, указа­тельным и средним пальцами правой руки;

— взрослый натягивает между указательным и средним пальцами тонкую круглую резинку, которая обычно исполь­зуется для упаковки аптечных товаров. Ребенок перебирает ее указательным и средним пальцами, как струны гитары; подтягивает ее к себе, сгибая указательный и средний пальцы; захватывает ее тремя (указательным, средним и боль­шим) пальцами.

В подготовительных упражнениях с карандашом мы пред­лагаем ряд упражнений, которые следует выполнять внача­ле с неотточенными карандашами в определенной последо­вательности. На столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью. Взрослый садится справа от ребенка, показывает, как нужно правиль­но держать карандаш (установить руку в нужном положе­нии, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, взрослый поправляет руку и пальцы; затем заданная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет ка­рандаш и крепко удерживает его пальцами («Так крепко, чтобы я не мог его вытащить»), взрослый тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с одного и другого конца.

Отрабатываются движения пальцев при захвате каранда­ша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребенок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить его поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление.

Ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальца­ми. Взрослый удерживает нижний конец карандаша, ребенок вырывает его, сгибая только пальцы. На поверхности стола натягивается резинка; ребенок, сгибая пальцы, старается от­тянуть ее карандашом (движения пальцев с карандашом).

Иногда затруднения в движениях руки вызваны повыше­нием тонуса в сгибательных группах мышц кисти. В таком случае всю описанную работу для развития движений паль­цев на каждом занятии нужно начинать после расслабления руки. Взрослый плавными движениями потряхивает руку ребенка, начиная от плеча. Дети сами могут выполнять ими­тационные движения: «стряхивать с кисти воду», «полос­кать белье», «погладить кошку».

На первых занятиях рисовать и писать карандашом при указанных двигательных нарушениях мы рекомендуем толь­ко с помощью взрослого в следующей последовательности:

-Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.

-Уметь правильно располагать на столе альбом (тетрадь).

-Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).

-Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш (красный); при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.

-Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.

-Поставить несколько точек на листе бумаги с помощью движений пальцев, не сдвигая руки, не напрягаясь.

-Провести черту сверху вниз (к себе) на то расстояние, на которое возможно сделать это без движения кисти.

-Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Все задания повторяются несколько раз в той же последо­вательности, взрослый меняет только карандаш по цвету или ручки с другими стержнями (зеленый, синий, желтый). Вся­кий раз надо тщательно проверять правильное выполнение всех перечисленных заданий.

Начав с расстановки на бумаге на различном расстоянии точек проведения вертикальных, горизонтальных, косых линий, упражнения постепенно можно усложнять. Ребенку полезно рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги контрастных размеров, так как в движение будут включаться предплечье, кисть, пальцы. Можно рисовать «улитку»: на­чать с объемного витка максимального размера; не отрывая карандаша, чертить все меньше и меньше витков и закончить точкой; «раскрутить улитку»: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.

Ребенок должен уяснить, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги-движения пальцев, кисти, предпле­чья; дуги, овалы больших размеров, «улитки» —движениями пальцев, кисти, предплечья. Для развития координации дви­жений предплечья, кисти и пальцев целесообразно предлагать детям рисовать разноцветные квадраты один в другом от боль­шего до точки, разноцветные круги один в другом до точки, Цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Рисунки Должны быть небольшими, так чтобы элементы их вырисовы­вались движениями пальцев.

Полезны штриховка и другие приемы, описание которых можно найти в пособиях по обучению графике письма.

Родители могут их использовать после выполнения предло­женных упражнений, которые являются подготовительны­ми к овладению графикой письма.

Наши рекомендации