Упражнение 3. «Уютное место»
Это упражнение достаточно хорошо известно среди психологов, то есть не является авторским, и используется в несколько различных редакциях.
Инструкция.Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы находитесь в каком-то очень приятном и совершенно безопасном месте. Это место целиком ваше, оно создано исключительно для вас. Находясь в нем, вы можете не беспокоиться ни о чем, вас никто не может потревожить, никто за вами не подсматривает, и вы можете делать все, что вам захочется. Вы не должны «делать для кого-то лицо», что-то изображать или как-то стараться. Это место предоставляет вам все те возможности, которые вам необходимы, и вы можете отдыхать, радоваться и получать удовольствие сколько захотите. Это место может быть реальным или придуманным, вы можете поменять его, если первый выбор был не самым желательным. Находитесь там, получайте удовольствие, изучайте это место и не заботьтесь ни о чем, я тоже помолчу, предоставив вам полную свободу. (Пауза 5-10 минут)
Теперь представьте, что к вам в это место пришел какой-то ваш друг, реальный или придуманный. (В некоторых случаях предлагается представить любимое животное.) Это такой друг, который все может понять, который может молча выслушать и своим молчанием поддержать вас и дать совет. Расскажите этому другу обо всех своих трудностях и проблемах. Он ваш друг и благодаря его присутствию вы сами и вниманию, вы что-то поймете важное для вас. Но можете задать вопрос и выслушать его совет. Продолжайте ваше общение столько, сколько вам захочется. (Пауза 5-10 минут).
Теперь мысленно попрощайтесь с этим другом, выразите ему благодарность за помощь и надежду на дальнейшие встречи. Так же попрощайтесь с этим прекрасным местом, с благодарностью и намерением еще встречаться. Сохраните в душе и теле все приятные ощущения, которые вы получили, и возвращайтесь в свое тело, на этот стул, в этой комнате. Сделайте глубокий вдох, потянитесь всем телом, руки над головой, с выдохом опускайте руки и откройте глаза.
Упражнение 4.Это авторское упражнение, имеющее как цель расслабления, так и цель выявления индивидуальных проблем, в частности во взаимоотношениях со своим телом.
Инструкция. Сядьте наиболее удобным образом, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь внутри своего тела. Не в каком-то отдельном органе, а «распределены» по всему телу. Может возникнуть вопрос: а где же еще мы можем быть? Обычно человек как бы забывает о своем теле и находится во внешнем мире, который привлекает его внимание. Если вы смотрите фильм, то вы как бы в этом фильме. Сейчас вам предлагается просто быть в своем теле и ничего больше не делать. Если что-то привлечет ваше внимание: мысли, тревоги, воспоминания, шумы и т.д., то вернитесь снова в тело и будьте там. По мере выполнения, вас все время что-то будет «уносить» от тела, что-то будет мешать, требуется проявить настойчивость и добиться того, чтобы нахождение в теле было максимально длительным и спокойным. На упражнение отводится 10 минут.
После упражнения обязательно проводится обсуждение результатов и дискуссия. Обнаруживаются причины, которые не позволяли оставаться в теле длительное время. Проводятся индивидуальные сессии, направленные на решение этих проблем.
Упражнения многоцелевые
Имеются в виду упражнения, которые способны выявлять самые разные проблемы участников группы. Таких упражнений может быть много, но мы используем в основном два: рисунок тела и путешествие по дну моря. Эти упражнения дают очень много материала для дальнейшей работы в стиле ЭОТ.
Упражнение 1. «Рисунок тела»
В этом упражнении используется тест Маховер «Нарисуй человека», но используется не столько для диагностики, сколько для начала терапевтического процесса. Участникам группы предлагается на отдельном листе бумаги нарисовать человека, так как им хочется. Инструкция дается максимально просто и нейтрально, участникам сообщается, что их способности к рисованию не имеют значения и не оцениваются.
После того, как рисунки сделаны, проводится обсуждение рисунков в группах по три человека, где каждый рисунок рассматривается по очереди. Исследуются искажения формы тела, допущенные в рисунке, эмоции и действия нарисованного человека. После этого желающий может обсудить свой рисунок с терапевтом в присутствии группы.
Терапевт объясняет на примере обсуждаемого рисунка принципы интерпретации тех или иных деталей рисунка. Эта тема слишком объемна, чтобы излагать ее здесь и требует обучения на практике.
На следующей стадии, если клиент согласен, ему предлагается самому встать в ту позу, которая изображена на рисунке. Клиента спрашивают о его чувствах и телесных ощущениях. Терапевт также встает в эту позу и делится с клиентом своими переживаниями, испытываемыми в этой позе. В этом диалоге находится основной конфликт, выраженный через рисунок. Далее ведется коррекционная работа на разрешение этого конфликта через работу с образами либо в психодраматическом взаимодействии терапевта и клиента. К сожалению, более подробно описать эту работу здесь слишком сложно, научиться ей можно только на практике.