Разрешить образу проявить свой потенциал

Этот прием позволяет выявить истинные чувства, скрытые за внешне невинным образом. Обращаясь к этому образу, клиент мысленно говорит, что разрешает (именно такое слово!) образу проявить свой скрытый потенциал.

Пример 1. Студентка на занятиях мастер-класса пожаловалась, что у нее сильно болит живот. Боль выразилась в образе грудного ребенка. Понять это было трудно, но гипотез было много, например, можно было предположить нежелательную беременность. Но, чтобы не путаться и не задавать нескромных вопросов, я предложил ей сказать ребенку, что она позволяет ему проявить весь свой скрытый потенциал. Результат превзошел ожидания. Она даже вздрогнула от ужаса, потому что ребенок вырос и превратился в большого мужчину со страшными красными глазами и когтями. Я спросил, не было ли в ее недавней жизни какого-то конфликта с мужчиной. Она подтвердила, что у нее имеется нерешенная проблема такого рода. Некоторый солидный человек, от которого она зависит по работе, несколько дней назад проявил к ней определенный интерес, а ей это не нравится. Но она боится поговорить с ним на эту тему откровенно. Я предложил ей сказать этому образу, то, что она хочет сказать тому мужчине, вслух или про себя, как она сама выберет. Она поговорила с ним про себя, и образ мужчины перестал быть страшным и «ушел». В тот же момент боль в животе абсолютно прошла, что поразило девушку. А я объяснил, что сильные страхи часто накапливаются именно внизу живота. Через неделю она рассказала, что смогла спокойно поговорить с тем человеком, все разрешилось очень хорошо.

Пример 2. Этот прием может применяться и к предыдущей проблеме, то есть к ощущению пустоты. Студентка жаловалась на чувство апатии, потерю смысла жизни. Это ощущение было похоже на космическую пустоту. Почему-то я почувствовал, что вдыхать пустоту будет мало перспективным приемом, поэтому предложил ей сказать этой пустоте, что она разрешает проявиться тому, что в ней скрыто. Она была поражена, она увидела, как в пустоте открылась маленькая дверца, и из нее выглянуло какое-то существо со звездочкой в руке, которое было ей бесконечно дорого. Тут она вспомнила, что в детстве, а оно было довольно несчастным, она думала, что хотела бы не просто умереть, но исчезнуть так, чтобы ни следа не осталось от нее во всем космосе. Понятно, что это было суицидальным намерением, хотя оно не осуществилось, но она вытеснила какую-то важнейшую часть своей личности. Теперь она была полна раскаяния и смогла заново принять эту часть самой себя, после чего ощутила себя наполненной смыслом. Я опускаю детали, более того, это была уже не первая работа с ней, но важен сам эпизод иллюстрирующий возможности метода.

Высвободить энергию чувства

Многие чувства необходимо просто выпустить, отказаться от них, тем не менее, клиент не знает, как это сделать, хотя уже согласен с терапевтом, что они больше не нужны и только создают проблемы. Для этой задачи существует ряд техник, которые можно предложить клиенту на выбор. Если речь идет об агрессии, то можно воспользоваться уже известными в психотерапии методами отреагирования, например, можно предложить клиенту бить подушку, боксерскую грушу или пойти в лес и долго там кричать и бить что-то в воздухе. Эмоционально-образная терапия имеет в своем арсенале дополнительные средства, которые предоставляет воображение. Оказывается, что можно наблюдать за самим собой со стороны, как этот воображаемый персонаж колотит пол, кричит и т.д. Это не менее эффективно, чем отреагирование с помощью реальных ударов и криков, а по исполнению более доступно. Процесс нужно вести до кульминации, пока не произойдет катарсис (см. примеры ниже).

Другой прием, состоит в том, чтобы высвобождать энергию чувства из того самого места тела, где оно «застряло» с помощью воображаемого звука, который можно «включить» на полную мощность. Клиента сначала следует спросить, с каким звуком ассоциируется это чувство. Иногда он говорит, что это жуткий скрежет или визг такой пронзительный, что его просто невозможно издать и т.п. Тем не менее, можно предложить ему издавать этот звук в воображении (это важное преимущество воображения), так, чтобы он исходил из того самого места и уходил в открытое пространство, исчезая в нем. Процесс необходимо вести до того момента, пока все чувство полностью не выйдет из тела и это не подтвердится теми или иными психосоматическими ощущениями, например, у клиента может освободиться дыхание. Если метод звука не нравится клиенту, то можно представлять как из «этого места» исходит какая-то энергия и тоже исчезает в пространстве. Можно выражать его словами, это могут быть грубые и злые слова, но они должны уноситься и исчезать в пространстве.

Некоторые клиенты верят в принцип «народной магии», что выпущенное зло может воздействовать на кого-то другого и, исходя из моральных запретов, предпочитают копить это зло в себе. Необходимо разоблачать это заблуждение, я объясняю клиентам, что зло существует только до тех пор, пока они отождествлены с ним, держат его в себе и поддерживают его существование своей нормальной энергией. Если же они отпускают это чувство, то оно больше не может существовать, оно просто энтропирует, разлагается на составляющие компоненты, поскольку никто более не хранит его и не накапливает, не подпитывает его своей энергией.

Еще одна трудность, с которой может столкнуться терапевт, состоит в том, что, сколько бы чувство ни выражалось, оно не кончается. В результате клиент испытывает истощение, не имеющее результата. Тогда следует предположить, что он не хочет до конца расстаться со своим чувством, а только это и является реальной задачей. Необходимо сказать ему об этом и обсудить причины. Например, клиент мог когда-то решить, что «вот это» он никогда не простит, пока он не изменит свое решение, результат не будет достигнут.

Можно представлять, как это чувство взрывается в безопасном месте. Можно представлять, что это чувство растворяется и уносится потоком воды, тает под воздействием тепла или солнечных лучей, выветривается потоком воздуха и т.д. Можно просто мысленно попрощаться с этим чувством и отпустить его с нежностью и т.д. См. примеры ниже.

Признать важность образа

Этот прием вызывает удивление, но он очень эффективен для ряда случаев. Обычно чувство, символизируемое проблемным образом, отвергается самим клиентом. Он также не признает, что сам создает это чувство. Когда он признает важность этого чувства (например, гнева, вины или страха) для себя, то он оказывается способным контролировать это чувство, он перестает сопротивляться чувству и успокаивается, чувство исчезает или трансформируется в нечто позитивное. Клиента просят много раз повторить образу как он важен для него, до тех пор, пока он не изменится в лучшую сторону.

Созерцать дождь

Полезно при необходимости высвободить невыплаканные слезы (см. примеры ниже). Клиенту предлагается представить дождь и смотреть, как он идет до тех пор, пока он не кончится сам собой, пока не выглянет солнышко. Часто клиенты говорят об образах тумана, облаков, туч в этом случае почти всегда я предлагаю им представить как из тумана или туч идет дождь. Иногда он идет с грозой, что говорит о том, что к слезам примешивается гнев.

Пример. Молодой человек жаловался на бессонницу. Она была похожа на туман, а сон был похож на каплю. Я предложил ему представить, как из тумана идет дождь, он сначала удивился, а потом действительно это увидел. Еще он увидел, как идет под дождем, находит под деревом сухое место, ложится там и засыпает. Мы довели процесс до того, чтобы дождь прошел. Выяснили причины невыплаканных слез, но это уже неважно, его сон восстановился.

Резюме.

На этом можно закончить описание основных этапов и приемов трансформации образов, хотя существуют различные модификации каждого из перечисленных методов и другие вспомогательные процедуры. Этот метод вполне совместим и с другими терапевтическими подходами, он не исключает, а предполагает подробное собеседование и изучение структуры проблемы, а также прояснение тех или иных моментов для клиента чисто дидактическими средствами.

Наши рекомендации