Выращивание” части личности (или энергитизация)

Эта методика эффективна для решения конфликтных ситуаций, это действительно “ноу-хау”, показавшее удивительную продуктивность, казалось бы, в совершенно тупиковых ситуациях. Впрочем, его можно считать и разновидностью работы с противоположными силами.

Пример 1. Молодая женщина пожаловалась, что испытывает дискомфортное состояние, которое символизировалось оранжевым колючим шаром, нападающим на нее. Что-то поделать с ним обычными способами не удавалось, даже не ясна была ситуация, порождающая этот дискомфорт. Тогда я попросил найти образ той части личности, на которую была направлена агрессия шара. Им оказался маленький голубенький шар. Я предложил усиливать и растить эту часть личности, как только возможно. Голубой шарик рос, и по мере его роста агрессивный оранжевый шар терял свои иголки и уменьшался, пока не исчез полностью. На этом этапе голубой шарик вырос до размеров тела клиентки; когда она приняла его как часть своей личности, он облек ее как аура, а она почувствовала свою защищенность и спокойствие.

Истина открылась на следующем занятии. Дома эта женщина поняла, что оранжевый шар означал ее свекровь, которая была очень агрессивна по отношению к ней. Теперь, к ее удивлению, та просто не могла ее “достать”, как ни бесилась. Она же всегда сохраняла спокойствие и уравновешенность. Она не обижалась на свекровь и не проявляла к ней агрессии, ей было даже жаль последнюю, потому что та уже просто “с ума сходила”.

Практика показывает, что этот прием работает удивительно надежно, без всяких когнитивно-поведенческих тренингов.

Пример 2.На одном из тренингов молодая женщина поставила такую задачу: она не могла найти общего языка с дочерью при приготовлении уроков. Она давила на девочку, кричала на нее, от этого чувствовала себя ужасно, но не могла остановиться.

Сначала я предложил ей посоветоваться с окружающими женщинами. Как и ожидалось, советы не привели ни к чему позитивному, хотя эта фаза продолжалась довольно долго. Психологический тупик стал очевидней, заодно женщины смогли убедиться в непродуктивности бытовой терапии.

Тогда я предложил воспроизвести сцену обучения дочери, как это делается в гештальттерапии. Она стояла над стулом, где в ее воображении сидела дочь. Та явно не понимала домашнего задания. Я посоветовал говорить фразы то от своего имени, то от имени дочери, соответственно стоя или садясь на стул. Конфликт разыгрывался на наших глазах, и чем больше давила мама, тем меньше понимала дочь, ее сознание буквально отключалось, мама все больше раздражалась, ей тоже становилось плохо. Выхода, казалось, не было. Тогда я порекомендовал маме (хотя это несколько против правил гештальта) просто спросить дочь, чего она не понимает, и предложить ей вместе (по-партнерски) разобраться. Оказалось, что у дочери сразу прояснилось в голове, у мамы тоже, и они быстро нашли общий язык. Многие мамы из присутствующих плакали, поскольку у них были сходные проблемы.

Но главное произошло далее. Мама, довольная, села в общий круг, но через минуту ей стало вдруг настолько физически плохо, что пришлось срочно вызывать ее опять на “горячий” стул. Она сказала, что, как только села в общий круг, увидела перед собой собственную мать, стоящую над ней с ремнем. Она чувствовала ужасное унижение. Я предложил представить это чувство перед собой на стуле. Им оказался образ маленькой, как Дюймовочка, девочки. Я спросил, может ли она растить эту девочку, давая ей энергию, силы. Ответив утвердительно, она стала это делать. Девочка постепенно росла и скоро сравнялась ростом с клиенткой, принявшей эту девочку в себя как часть своей личности. После этого я попросил ее снова взглянуть на свою мать. Реакция была удивительной: “Мне все равно. Пусть стоит. Я чувствую, что она ничего не может мне сделать”.

На следующий день, придя на тренинг, она благодарила меня за полученный результат. Она проснулась в прекрасном настроении, у нее было много энергии, отношения с дочерью наладились.

Вы найдете еще примеры применения этого приема ниже по тексту.

2.2.17 “Перераспределение акций”

Этот прием хорошо работает в тех случаях, когда актуализированы две противоположности, но неверно говорить об их коренном противоречии, скорее наблюдается психологический крен в какую-нибудь сторону, который следует устранить. Клиенту предлагается рассмотреть два взаимодействующих чувства или части личности и решить, какой “процент акций” принадлежит каждой из них. Потом в зависимости от необходимости пакет “акций” перераспределяется между ними. В результате устанавливаются нормальные пропорции тех или иных качеств и клиент убеждается, что так лучше, чем было ранее.

Достаточно частая проблема - дисбаланс мужского и женского начала в жизни данного индивида. Многие женщины опасаются собственной женственности и для компенсации создают в себе “небольшого мужчину”. Однако при осознании этой проблемы достаточно легко можно перераспределить психологические акции между этими важнейшими компонентами личности, и многие проблемы исчезают из жизни клиента. Дисбаланс может быть между нежным и агрессивным началами, между добротой и стремлением к первенству и т.д.

Пример.Молодой человек (студент) жаловался на робость и неуверенность в себе, которые в моменты принятия решения приводили к появлению слез на глазах, болям в сердце и неприятным ощущениям в области желудка. Нечто, что заставляло его так себя чувствовать, было подобно “фашисту”, который штыком хотел пронзить его в области желудка. Он чувствовал себя слабаком, который не может победить “фашиста”. В подростковом возрасте его дважды избивали во дворе ребята так, что однажды он попал в больницу с сотрясением мозга. Папа в детстве ему всегда говорил, что слабаки в этой жизни не нужны, надо быть сильным. Он стремился к тому, чтобы быть сильным, у него были честолюбивые замыслы.

Мы довольно быстро определили, что внутри него сражаются две части личности: одна была “фашистом”, а вторая “слабаком”, которого он презирал. Пришлось объяснять ему, что это также очень важная часть личности, обеспечивающая ему нежность, человечность и способность к творчеству, а “фашист”, хотя и олицетворяет его мечты быть сильным, но направлен против него самого. Мы “усадили” их на разные стулья друг против друга и начали переговоры. Молодой человек признал, что “слабаку” он отдает только 10% акций, а 90% принадлежат “фашисту”. Постепенно он перераспределял акции и тут же ощущал, что его самочувствие улучшается. Закончил он тем, что поделил акции ровно “фифти-фифти”, противников мы примирили, и они обещали помогать друг другу, а не враждовать. Студент вышел с сеанса просто другим человеком, это было видно даже по походке и манере держаться. Он обрел уверенность и чувство внутреннего благополучия. Конечно, потребовалось еще два сеанса, чтобы “доработать” и закрепить эти результаты, но в них использовалась та же методика.

Наши рекомендации