Взаимодействие противоположностей

Один из ключевых принципов гештальттерапии - все наши проблемы связаны с наличием противоположных сил, которые взаимоопределяют друг друга, поддерживают существование друг друга. Обычно индивид отождествляется с одной из этих сил, а другую даже не осознает. Например, человек может считать себя беспомощным, не видя собственной агрессивности. Почему он не признает одну из сторон внутреннего конфликта и отталкивает ее от себя, не умея воспользоваться ее энергией? Об этом следует задуматься терапевту.

Усредненное состояние от этих сил является нормальным, или природным состоянием личности. «Плохие» силы возникают как результат разорванности, расщепления исходного состояния. Вернуть все в исходную точку в результате взаимодействия и интеграции этих сил - в этом задача терапии.

Поэтому, если клиент представил образ, выражающий некоторое чувство или состояние, можно попросить его представить и противоположный по смыслу образ, взаимодействующий с первым. Например, если человек боится чего-либо, можно выделить образ того, что пугает (образ страха) и образ той части личности, которая боится (образ страшащегося), образ ненавидящего и ненавидимого, образ депрессивного и образ подавляющего и т.д. После этого можно осуществить взаимодействие парных образов друг с другом.

Пример 1. Молодая женщина, страдающая фобией на транспорт, испытывала сильные негативные чувства к самой себе, переживая свою неполноценность, не позволяющую ей вести активный образ жизни. Ей было предложено создать образ той части личности, которую она ненавидит. Им оказалось нечто маленькое, мутно-серое и плаксивое. Образ части, испытывающей ненависть, был похож на большой шар стального цвета, как морская мина с черными штырями во все стороны.

Когда она позволила обеим частям свободно пообщаться друг с другом, обмениваясь энергией, образ мины постепенно высветлился и совсем исчез, а ненавидимая часть превратилась в две веселые, немного золотистые части. У женщины возникло ощущение, что эти части играют друг с другом, она ощутила, что они необыкновенно дороги ей, и поняла, что это ее дети. Она была потрясена фактом, что, оказывается, ненавидела своих детей!

Понятно, что именно дети в ее подсознании были тем фактором, что мешал ей вести активный образ жизни, за это она подсознательно ненавидела их, но одновременно и любила! Они “держали” ее дома, а она очень стремилась от них уйти, но, будучи хорошей матерью и любя детей, подавляла свое желание, в результате чего желание уйти, трансформировалось в страх уйти, в фобию транспорта. После сеанса ее состояние значительно улучшилось.

Пример 2.Молодая женщина жаловалась на страх перед большим количеством незнакомых людей, страх этот был похож на противную жабу. Представив, что жаба растет в размерах (см. пример, приведенный выше), она даже ощутила некоторое физическое удушье, будто жаба положила ей лапу на горло. Никакие действия не помогали победить жабу. Тогда я предложил ей представить в другом месте (на втором стуле) ту часть личности, на которую эта жаба воздействует. Ею оказалась маленькая девочка, как Дюймовочка. Когда клиентка стала оказывать положительное воздействие на маленькую девочку, помогая ей расти, жаба стала уменьшаться и терять силу…

Предупреждение.Если одна из конфликтующих сторон явно имеет позитивный характер, то лучше не допускать ее непосредственного контакта с негативной частью, а лучше работать на усиление и развитие позитивной части, при этом негативная часть будет терять силу и исчезнет.

Пример 3.Молодая женщина жаловалась на постоянные боли в области шеи. Образ боли был похож на черного кота, вцепившегося в шею. Как и обычно, я предложил представить этого кота на некотором расстоянии (в данном случае на столе, чтобы диссоциировать субъекта и его проблему). Там же я предложил представить ту часть ее личности, на которую нападал этот кот. Спонтанно возникший образ представлял собой коричневатую палку. Когда было предложено этим образам взаимодействовать между собой, кот накинулся на палку и стал ее грызть, палка стала утончаться и ломаться. Клиентка почувствовала себя хуже. Тут же я предложил изменить тактику и мысленно укреплять эту палку. Палка восстановилась и накинулась на кота, она лупила его до тех пор, пока кот не исчез полностью. Палка стала светящейся и явно более крепкой и здоровой. Состояние клиентки в корне переменилось к лучшему, боли прошли, она распрямилась, почувствовала прилив сил. Когда я предложил ей принять эту палку в себя как часть своей личности, то палка как бы сама легла вдоль позвоночника. Как выяснилось, много лет назад у женщины была травма позвоночника...

Замена образа

В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативное чувство, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.

Пример.Женщина испытывала чувство вины, от которого не могла избавиться. Это чувство было похоже на черные камушки, которые давили ей на голову. Сначала она представила эти камушки на стуле, а затем на соседнем стуле - золотые частички, которые должны быть вместо них по законам природы. Затем она приняла эти частицы в себя, в то место, где ранее давил камень, и образ камня совершенно исчез. Она сразу же почувствовала себя лучше и поняла, что, постоянно наказывая себя за совершенную в прошлом ошибку, никому лучше не делала. До этого она никоим образом не желала расставаться с саморазрушительным чувством, считая, что так и должно быть.

Прием замены очень эффективен в тех случаях, когда нежелательное состояние само консервирует себя, продуцируя соответствующие мысли и отношения. До тех пор пока это состояние не будет заменено, клиент будет оказывать сильное сопротивление. Его обычно надо уговаривать, для того чтобы он пошел на очевидно позитивную замену. Я предлагаю сделать это “для эксперимента”, “на время”, чтобы посмотреть, подходит ли это. Как только замена совершена, мнение клиента меняется волшебным образом. Однако необходимо быть уверенным, что предлагаемая замена действительно та, что нужна ему.

Передача чувства

Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые он в вас вызывает. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и негативное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего, управляемого катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа. Застрявшие чувства высвобождаются, и напряжение исчезает.

Пример 1.Доктор наук, крепкий пожилой мужчина страдал от невыносимой головной боли. Я предложил ему представить перед собой образ головной боли. С присущим ему чувством юмора он назвал этот образ “зеленая камнеедка”. Я предложил ему высказать все, что он думает об этой “камнеедке” ей прямо “в лицо”. Это продолжалось 2-3 минуты, и хотя высказывался не вслух, он дал понять все с тем же чувством юмора, что выражая очень сильные чувства очень образно. В результате головная боль почти полностью прошла, изменился даже цвет лица, и он смог приступить к обычной работе.

Пример 2.Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что ощущает себя замурованным в собственном теле. Он пытается вырваться, но ничего не получается. “Как ты это чувствуешь?” - уточнил я. - “Как будто вокруг меня толстая черная оболочка из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает.” - ответил он. - “Тогда попробуй поступить по-другому: вырази ей нежные чувства, попробуй отнестись к ней с теплом,” - посоветовал я. Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: ”У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно...” - “Ну, теперь ты можешь выбраться оттуда?” - спросил я. “А зачем, там хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит... Да, мне всегда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!” - заключил он. Понятно, что он боролся с однажды возникшим напряжением в теле, с помощью дополнительных напряжений, ситуация усугублялась. Нежность же прекратила этот конфликт. Возможно, этот конфликт имел источником внутриутробные переживания или опекающее поведение матери, но может быть этот анализ уже и не нужен.

А еще я подумал, что, может быть, все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом.

Трудность при применении данного метода может возникнуть в том случае, если отдаваемое чувство вновь и вновь возобновляется и процесс рискует затянуться до бесконечности, клиент в результате только устает и отчаивается. Это может случиться, когда ранее им было принято решение всегда испытывать данное чувство. Необходимо, чтобы он осознал это и отказался от прежнего решения.

Пример 3.Женщина средних лет была очень обижена на сестру. Сколько она ни выражала эту обиду, та не кончалась. У нее возник образ бесконечной Вселенной, заполненной чернотой, с которой она ничего не могла поделать. Тогда я догадался, в чем дело и предположил вслух, что она решила когда-то, что уж “этого” она ей никогда не простит. Я объяснил также, что на самом деле эта обида только отравляет ее саму изнутри, что не дает никаких позитивных результатов. Клиентка была поражена и сказала, что это просто переворот в ее сознании, однако она последовала моему совету и отказалась от прежнего решения, в результате вся “Вселенная” тут же очистилась. Надо ли говорить, что ее состояние тоже резко улучшилось?

Прослеживание судьбы образа

В этом методе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до момента возникновения. И прошлое и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. Например, проследив историю образа до момента его возникновения, можно построить новую историю без его возникновения или просто зафиксировать позитивный образ и связанное с ним состояние, которое было до того, и перенести их в настоящее (подобный метод используется в НЛП).

Пример.Одна из участниц моего кружка испытывала тяжелые депрессивные чувства в связи с недавней смертью старой матери от рака. Образ, который она представила, был похож на некое бесформенное тесто, которое было примитивным, но требовательным существом, подавлявшим ее. Я предложил клиентке представить дальнейшую историю развития этого образа. Образ продолжал пухнуть, становиться все более бессмысленным и угнетающим, он почернел, рассыпался, и от него осталась только кучка пепла. “Что теперь надо сделать?” - спросил я. - “Надо похоронить,” - ответила она. Подойдя к стулу, на который проецировался образ, собрала руками представляемый ею пепел и похоронила его у себя на груди... Она долго плакала, и участники группы выразили ей много тепла и поддержки, после этого ее внутренняя проблема разрешилась, и она ощутила освобождение от мучавших ее переживаний. В дальнейшей работе эта проблема уже не возникала, и общее состояние этой женщины можно было оценить как нормальное.

Надо ли объяснять, что эта драматическая сцена была катарсическим воспроизведением ее реальной истории смерти и похорон матери, что позволило ей попрощаться с матерью и простить себя (детали работы пропущены).

Свободное фантазирование

В некоторых случаях допустимо и полезно позволить клиенту свободно фантазировать на заданную тему, не задавая определенной цели преобразования образов. Отталкиваясь от первично созданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, который порой неожиданно заканчивается вполне счастливо, что ведет не только к изменению эмоционального состояния, но и к некоторой трансформации личности.

Пример.Мужчина средних лет, глубоко художественная натура, участвовал в занятиях кружка, когда выполнялось упражнение “Путешествие в мрачную страну”. Смысл этого упражнения в том, чтобы помочь обнаружению депрессивных чувств и их преобразованию. Поэтому путешествие осуществлялось в сопровождении необходимого количества воображаемых умелых и веселых друзей, помогающих “расколдовать” те или иные мрачные предметы, преобразуя их в радостные, прекрасные или нейтральные.

Мужчина, о котором я упоминал, пережил в этом упражнении историю, могущую составить содержание романа. Там были и коварные враги, и таинственный, заколдованный замок, и поникшие от злых чар леса и поля, он пережил массу приключений, но в конце концов ему оказала поддержку прекрасная фея в белом платье, излучающая свет из своих рук, в результате чего он одержал победу, замок “расколдовался” и засиял светом, люди проснулись от летаргического сна, вся страна ожила... Но главное изменение произошло с этим мужчиной: глаза его сияли, он был счастлив, он ощутил прилив сил... В дальнейшем он неоднократно возвращался к этому воспоминанию, черпая в нем силы и развивая сюжет дальше, его депрессивные тенденции значительно уменьшились.

Расширение осознания

Этот метод предполагает использование образов для работы над более полным пониманием проблемы клиента. Обычно он включается, как составная часть целостного процесса терапии, но может приводить к решению проблемы и при использовании в качестве ведущего метода. Он предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе.

Вопросы могут быть примерно такие:

-Этот образ напоминает что-нибудь или кого-нибудь из Вашей жизни?

-Какую функцию (работу) для Вас выполняет этот образ?

-В каких жизненных ситуациях этот образ проявляется?

-К какой стороне или черте личности этот образ обращается?

-Как Вы относитесь к этому образу?

-Как давно этот образ с Вами?

-Какое положительное качество Вашей личности подменяет этот негативный образ? и т.д.

Пример.Женщина средних лет, испытывающая состояние беспомощности в связи со своей работой, выразила свое чувство в образе тяжелого, затвердевшего мешка с цементом, давящего на нее. Интересно, что у большинства участников группы заболело сердце. Никакие попытки преобразовать образ не удавались. Тогда я спросил: “Что в твоей жизни заменяет этот мешок?” - “Смысл жизни”, - ответила она. Тогда я подал ей пустой стул со словами: “Вот здесь находится твой смысл жизни. Что ты теперь хочешь сделать?” - “Я хочу этим смыслом уничтожить этот мешок!” - и она замахнулась стулом на то место, куда был спроецирован первый образ. Получив разрешение и одобрение своих действий от терапевта и группы, она разбила воображаемый мешок цемента до степени песка и смела этот воображаемый песок. Сердце у всех участников тут же перестало болеть, настроение стало праздничным, а сама “виновница торжества” плакала от счастья.

Волшебство

Этот метод предполагает различные варианты “волшебных” изменений образов, так сказать «по щучьему велению». Он применим в тех случаях, когда клиент «не находит» способа изменить образ. Это может быть либо проявлением сопротивления, либо результатом ощущения собственного бессилия.

Клиенту можно предложить представить, что образ как-то сам изменился в нужном направлении, и попросить описать, каким он теперь стал. После этого можно интегрировать его с личностью клиента, а о прежнем образе можно забыть, если клиент сам признает, что старый образ теперь не нужен. То же самое можно делать “по воле” терапевта (и для этого вовсе не надо быть гипнотизером или экстрасенсом) или по просьбе к «высшим силам». Например, если некоторый образ накрепко соединен с телом клиента и “не хочет” диссоциироваться от него, можно искать мотив, из-за чего клиент держит этот образ, а можно предложить ему представить волшебный бальзам, смазав которым можно образ извлечь и залечить “рану”, образовавшуюся при извлечении. Хорошо также заполнять “пустоты” в личности тем, что должно там быть на самом деле, после того как негативный образ энтропировал. Волшебное воздействие может помогать управлять неуправляемыми образами, которые выходят из-под контроля клиента и т.д.

Пример. Мой кружок посещала молодая женщина, проливавшая слезы практически при каждом психологическом упражнении. На одном из занятий мы разбирали проблему, которая особенно ее мучила. Она создала образ этой проблемы на стуле перед собой и заявила, что не хочет быть такой как “это”. Меня удивило, что образ был окрашен (по субъективному отчету клиентки) в явно позитивные (серо-голубые ) тона, хотя внешне напоминал что-то вроде переплетения мозговых извилин. Поэтому я спросил, а нет ли в ней какой-то части личности, которая не приемлет первую часть. Эта часть тут же нашлась и напоминала черную железную кочергу, которая с такой яростью набросилась на первый образ, что клиентка не могла ее сдерживать, она была в ужасе. Пришлось предложить ей представить, что я изолировал эту кочергу с помощью прозрачной стенки (никаких экстрасенсорных “фокусов” я не делал, но мне пришлось несколько раз повторить, что это уже сделано, чтобы она приняла это как факт).

Я предложил клиентке осознать, что же она сама чувствует по отношению к кочерге. Оказалось, что она люто ненавидит эту кочергу. Тогда я предложил высказать кочерге все, что она о ней думает, и что к ней испытывает. Несмотря на то что “кочерга” металась, не желая воспринимать передаваемые ей чувства, все-таки клиентка высказала ей все, и в результате этого кочерга исчезла, как будто растворилась. В итоге первая выделенная часть увеличилась в размерах, расцвела, если можно так выразиться, и клиентка тут же осознала, насколько она любит эту часть личности. Теперь она согласна была принять ее как часть себя и не чувствовала протеста против того, чтобы быть “этим”. Соединившись с этой частью личности, она ощутила настоящую эйфорию, полное счастье и огромный прилив энергии, ее глаза сияли. “Почему я вас не встретила, когда мне было 11 лет?!” - сказала она.

Вся эта игра образов в свете последнего высказывания была легко расшифрована. С раннего возраста мама (очень жесткий человек) твердила дочери, что она “не такая”, что она не должна быть такой, какая есть. Девочка интроецировала (то есть приняла в себя как свое собственное) это утверждение и всю дальнейшую жизнь прожила в раздоре с самой собой. Только на этом сеансе терапии сумев признать за собой право быть самой собой. Образ кочерги, как вы уже догадались, был образом ее мамы. Познакомившись в дальнейшем с этой мамой, я убедился, что он достаточно точно отражал склад ее характера. Потребовалось “волшебное” воздействие, чтобы сдержать ее агрессию (интроецированную дочерью). Этот пример может быть хорошей иллюстрацией того, как можно работать с родительским предписанием: «не будь самим собой».

Опасность этого приема заключается в том, что человек может придумать что угодно, не вкладывая в это никакой работы чувств. С этой точки зрения более надежным является преобразование, достигнутое в результате медленных и упорных изменений. Однако волшебство может служить подсобным приемом, позволяющим понять искренность намерений клиента, приемом, раскрывающим новые возможности, а также приемом, апеллирующим к ресурсам бессознательного, приемом, помогающим осознать смысл сопротивления. Всегда необходимо убедиться в реальности произошедших эмоциональных перемен.

2.2.11 “Возвращение подарка”

Этот прием позволяет удачно разрешить ряд конфликтных ситуаций. Очень часто люди подвергаются (или им кажется) агрессии с чьей-то стороны. Эти ситуации производят впечатление заданных чисто объективными обстоятельствами, но практика показывает, что их можно успешно решать и в субъективном смысле. Самый лучший совет, который может дать психолог в этих случаях, если он не хочет увязнуть в бесконечных и часто неправдивых жалобах клиента, не принимать чужую агрессивность к своей личности. Однако это проще сказать, чем сделать. Для пояснения этого приема рассказывается притча про Будду.

Однажды Будда сидел под своим любимым деревом бодхи. К нему пришел его идеологический противник, начал его критиковать и, прямо скажем, “поливать грязью”. Будда спокойно слушал критику в течение нескольких часов. Когда оппонент уже устал и закончил свою ругань, Будда спросил:

- Скажи, когда ты идешь к кому-то на праздник и купил этому человеку подарок, кому принадлежит подарок?.

- Ну, наверное, пока что мне, - ответил тот.

- А когда ты пришел и вручил этот подарок, то кому он теперь принадлежит?

- Ну, конечно, тому, кому я его подарил.

- А если этот человек не принял твой подарок и вернул его тебе обратно?

- Ну в этом случае он снова принадлежит мне.

- Так вот я не принимаю твоих слов.

Очень часто мы страдаем от критики или даже ругани в наш адрес, но мы страдаем до тех пор, пока принимаем эти “подарки”. Наше предложение клиенту состоит в том, чтобы представить эти отрицательные воздействия, которые он, может быть, испытывает ежедневно, в виде некоторого образа, и вежливо, но настойчиво вернуть этот “подарок” тому, кто его “подарил”.

Конечно, терапевт должен убедиться, что эта критика несправедлива, потому что в противном случае рискует потакать клиенту в иллюзорных обидах. Для этого достаточно попросить клиента привести пример. И если он не в состоянии этого сделать, мы убеждаемся, что он скорее проецирует на других свои собственные импульсы.

Этот прием работает очень эффективно даже в случаях, когда клиент уверен, что не сможет выдержать агрессию противоположной стороны (родителей, свекрови, начальства и т. д.). Подобных случаев в моей практике было достаточно много, но в голову почему-то приходит пример из личного опыта.

Пример. У меня учился очень агрессивный студент, который психологически нападал на всех преподавателей, стараясь как-то их посрамить и доказать, что они несостоятельны. Хотя он был довольно умным и взрослым человеком, нападки, нелепые по содержанию, были достаточно болезненны. После первого случая, который, признаюсь, меня задел, я сразу же понял, с кем имею дело, и больше никогда не принимал его “подколов” к собственной личности. Я воспринимал его как бешеного быка, который несется на меня, как на красную тряпку, а я уворачиваюсь от его рогов. Так продолжалось целый семестр, и я собрал целую коллекцию способов не принимать его “подарочки”. В конце семестра он подошел ко мне и спросил: “Николай Дмитриевич, у меня все время было ощущение, что я лечу на вас, как бык на красную тряпку. Раз... а вас там нет. Еще раз... а вас там опять нет. Как так может быть?”. - “Так бывает...” - ответил я.

Так может научиться поступать каждый, хотя это и требует определенного усердия и внимания.

Этот прием пригоден и в случаях очень сильной физической агрессии (изнасиловании, избиении и т. д.). Воспоминания об этих событиях мучают человека, заставляя его вновь и вновь переживать унижение. Возвращение зла, которое было причинено, людям, сделавшим это, позволяет клиенту обрести спокойствие, равновесие и самоуважение. Он восстанавливается как личность, “забывает” о печальном случае и, даже вспоминая о нем, ощущает, что это случилось как бы не с ним.

Наши рекомендации