Николас эванс. по словам лошади
Больницы, о которых я рассказал, являются только примером сотен больниц, клиник и университетов, разбросанных по всему миру, где активно развивается и пропагандируется музыкальная терапия.
• В больницах Лондона пациенты могут слушать классическую музыку, когда подвергаются местной анестезии перед операцией. Журнал «Нью саинтист» сообщает, что у тех, кто выбирает эту форму музыкальной терапии, реже наблюдаются осложнения и выздоровление наступает быстрее. «Некоторые из них полностью погружаются в свой мир, стоит им надеть наушники, — делится впечатлениями один из анестезиологов. — Они едва ли замечают посторонний шум (например, пилы или дрели), который мы производим, оперируя на костях».
• В исследовании, которое было опубликовано в 1995 году в «Журнале Американской медицинской ассоциации», ученые из университета штата Нью-Йорк в городе Буффало исследовали воздействие музыки на пятьдесят хирургов-мужчин в возрасте от 31 до 61 года. Врачи оперировали в условиях прослушивания музыки, которую каждый выбирал для себя сам (сорок шесть классических композиций, два джазовых отрывка и две ирландские народные песни, причем последние сопровождались барабанами и свистками). Исследователи пришли к выводу, что в таких (чрезвычайно приятных) условиях у хирургов снижалось давление крови, замедлялся ритм сердечных сокращений, они справлялись с умственными задачами быстрее.
• В госпитале в городе Честерфилд (штат Миссури) музыкальная терапия применяется в таких областях физического восстановления, как дыхательные заболевания, рак груди, восстановление после удара, производственные травмы, психиатрия и общая медицинская терапия.
• В больнице в Грин-Бей (штат Висконсин) медицинские сестры активно используют музыку, кассетные плейеры, а наушники есть во всех палатах.
• Доктор Пол Робертсон, профессор-консультант по музыко-терапии и психиатрии из университета Кингстон в городе Онтарио, Канада, рассказывает об исследованиях, во время которых пациентов подвергали воздействию 15-минутных отрезков успокаивающей музыки. При этом им давали только 50% рекомендованных доз успокаивающих и обезболивающих лекарств, причем исследовались пациенты после чрезвычайно болезненных операций.
• В медицинском центре университета штата Массачусетс в городе Уорчестер музыка арфистки Джорджии Келли прописывается вместо транквилизаторов и обезболивающих для пациентов после операций по поводу злокачественных опухолей.
• В медицинской школе университета Луисвилла исследуется воздействие новаторского искусства и медицинских программ в отделении психиатрии на поведение человека. Начиная с 1990 года этим отделением руководит Элис X. Кэш, доктор философии, которая является музыкантом-клавишником, знатоком музыки и социальным работником, пионером введения песнопений и тонирования в лечебную практику. Ее методика была испытана на больных, страдающих болезнью Альцгеймера. Большинство хирургов этой больницы постоянно приносят свои бум-боксы в операционную комнату.
Лаборатория воздействия звука на органы чувств факультета общественных наук и болезней университета штата Оклахома (один из типовых центров в стране) дает надежду глухим и слабослышащим детям. Лаборатория, которая была создана Норманом Ледерманом из города Боулдер, штат Колорадо, состоит из звукочувствительного пола, где могут разместиться пятнадцать детей. Их подвергают своеобразному испытанию. Специальная звуковая система усиливает звук (который передается в диапазоне две октавы, чтобы усилить положительный эффект). Он преобразуется в вибрации, которые дети могут ощущать через пол, а также наблюдать на визуальных тактильных слуховых дисплеях цветные линии, разнообразие калейдоскопических изображений и игру света, подаваемого с помощью специальных устройств, чувствительных к различным частотным диапазонам.
Для чего нужно все это? Исследователи утверждают, что такая звуковая лаборатория дает возможность повысить функции звукового различения, контроля голоса и выработки речи.
В 1994 году в «Журнале Академии реабилитационной аудиологии» появилась статья, описывающая «типового» клиента — девочку двух лет, у которой наблюдались потеря слуха и абсолютное отсутствие речи. В сопровождении матери ее усаживали на звуковой пол и надевали наушники специальной конструкции с разделенными каналами звука, которые могут подавать звуки попеременно на левое и правое ухо. Окружающие световые сигналы были установлены на минимальную яркость, чтобы повысить эффект звуковой башни, после чего были введены звуковые раздражители — голос матери, электронные барабаны в басовом диапазоне и игрушка-корова с питанием от батареек, которая умеет мычать.
После того как стали поступать звуковые сигналы через наушники, девочка охотно легла на пол, приложив ладони к полу и вытянув руки в направлении звуковой башни. Появился звук, который отвлек ее от вибрации пола. В течение двадцати минут она активно отвечала на голос матери и мычание игрушечной коровы без всякой визуальной или «вибротактильной» обратной связи. Она научилась указывать в сторону неосвещенной звуковой башни, когда звук появлялся, а многочувственная стимуляция выключалась. Впервые в жизни ребенок слышал.
Легенда о первобытной песне
Научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества. Исследователи обнаружили, что около двух третей ресничек (микроскопические волоски во внутреннем ухе, которое находится на плоской поверхности наподобие клавиш пианино, реагирующие на звуки различной частоты) реагируют на звуки высокого музыкального диапазона (от 3000 до 20 000 герц). Это значит, что когда-то давно люди общались в основном с помощью песен или высокочастотного тонирования. Флейта — самый старый из известных в мире музыкальных инструментов — была сделана из кости 43-82 тысячи лет тому назад. Этот инструмент был найден в середине 1990-х годов в Словении.
На Западе существуют мифы и легенды, которые говорят о том, что еще до строительства Вавилонской башни существовал универсальный алфавит, который состоял из тонов и ритмов. Есть научные данные о том, что эта первобытная песнь состояла из серий по две или три ноты, соединеных различными тонами. Их мог понять любой человек. Легко представить себе такой мелодичный язык, когда родители общаются со своими малолетними детьми на расстоянии, подзывая их различными именами вроде До-ри, Бо-би или Сью-зи. При этом второй слог произносится более низким тоном. В 1970-х годах дирижер и композитор Леонарду Бернштейн и преподаватель из Гарварда Ховард Гарднер исследовали первобытную песню и обнаружили, что практически любой человек на земном шаре может распознать трехнотовый мотив.
Корни шаманской и волшебной музыки уходят вглубь веков, когда звук барабана, трещотки или другого примитивного инструмента собирал людей, предшествовал началу сельскохозяственных работ, возвещал о смене времен года и отправлял племена на битву. Музыкой отмечали рождение, женитьбу, вступление нового человека в жизнь, а также смерть. Искусство шаманов (большая категория древних целителей) пробуждало величие духа, способного исцелять и защищать как отдельных людей, так и целые племена и семейства. Звуки были той средой, через которую распространялись молитвы, призывы и объединяющие стимулы. Можно представить себе, что музыка и звуки были теми волшебными средствами, которые объединяли «верхи» и «низы» в единое сообщество. Шаман служил мостиком между мирами, позволяя призывать подчиненных и взывать к власть имущим.
В древнейших системах исцеления главенствовал духовный мир. Считалось, что дух или духи несут ответственность за создание (и разрешение) самых главных и сложных проблем жизни. Поэтому древние целители, в отличие от современных докторов, которые просто ставят диагноз и выписывают лекарства, стремились построить мостик между обычным и высшим сознанием чаще всего с помощью талисманов, музыки и звуков. Церемонии и ритуалы, такие как песнопения индейцев племени навахо, которые покрывают себя воинственной окраской и кричат, позволяли объединить искусство, музыку и другие процессы исцеления в единое целое.
Целительство представляло собой драму высокого искусства, состоящую из трех элементов: шамана или лекаря-практика, пациента и невидимки (духа), который должен был выполнить свою работу между двумя этими мирами. Древние понимали, сколь важно как для больного, так и для семьи и общества стать частью процесса лечения. Вызывая, к жизни подсознательные символы, которые разделяло все общество и которые воплощали его мифы, они использовали различные образы, тотемы, признаки власти и сновидения в процессе исцеления. Музыка использовалась священнослужителями, а также целителями, чьи действия не были основаны на вере, для того чтобы помочь страдальцу объединить дух и тело и сфокусироваться на причинах заболевания. Такая звуковая терапия позволяла ускорить выздоровление пациента, собрав воедино его волю, направив ее на исцеление от физических и умственных недугов.
Это характерно и для современных христианских традиций врачевания, а также для ритуалов первобытных времен. Когда я учился в колледже, моя тетя молилась за меня, как она объясняла «на языках». Это был ее способ вступать в контакт с духовным. Звуки и ритм телевизионных евангелистов аналогичен ритмическим моделям, которые использовали шаманы в первобытном обществе (будь то Тулса, Иоганнесбург или Бали). Эти «языки» открывают духовную дверь к уникальным верованиям и убеждениям.
Первобытная музыка сегодня
Ночью перед обрезанием состоялся праздник около наших хижин с пением и танцами. Много женщин пришло из близлежащих деревень, и мы танцевали под их пение и хлопки. По мере того, как музыка становилась все громче и ритмичнее, наш танец становился совершенно безумным. На какое-то мгновение мы забыли о том, что ждет нас впереди.