Необходимость сплочения субсистем
Поведение поставщика услуг постоянно выстраивается под действием двух мотивирующих сил: получение ресурсов и уклонение от ответственности. Это относится к системам любого уровня. Коммунитарные помогающие субсистемы стараются увеличить финансирование и полномочия персонала, а также минимизировать шансы на судебные тяжбы и прочие негативные последствия. В любой перегруженной и небогатой системе больным нередко ставят новый диагноз и переправляют их из одной системы в другую, особенно из частной — в государственную, если заканчивается страховка или больному отказывают в лечении. В эти маневры часто втягиваются психологи — их привлекают в качестве обследователей, диагностов, терапевтов, консультантов, супервизоров, менеджеров, а иногда — в качестве коммунитарных консультантов и членов третейского совета.
В своей важной монографии Вейторн (Weithorn, 1988) составила хронику крупномасштабных миграций трудных и создающих проблемы несовершеннолетних из системы в систему. Она отмечает, что в прежние времена девиантная молодежь находилась в ведении системы обеспечения благополучия детей, и о таких несовершеннолетних заботились в структурированных интернатах и сиротских приютах. С закрытием этих учреждений малолетние хулиганы перешли под крыло системы правоохраны и стали называться «лицами, совершившими статусные преступления», чье поведение — например, побеги из дома, — является преступлением лишь в силу их несовершеннолетия. Когда программы для нарушителей статуса повсюду были свернуты, произошел ряд других ключевых событий. Вейторн утверждает, что когда медицинское страхование стало широко доступным, в последующих изданиях психиатрических руководств по диагностике и статистике категории размножились и расширились так, что едва ли не любое поведение подростка можно было назвать психиатрическим расстройством. Это явление Вейторн называет медикализацией девиантности. Она показывает, что такой подход не сказывается позитивным образом ни на исходе лечения, ни на других людях с психическими нарушениями. Похоже, что психиатрическое «лечение» девиантным несовершеннолетним не помогло, а деньги были потрачены впустую, тогда как их можно было распределить по другим службам.
Работа Вейторн спровоцировала общенациональную революцию финансирования здравоохранения в США. С одной стороны, расходы на традиционную оплату услуг здравоохранения продолжали расти, превышая всякий допустимый уровень.
МОДУЛЬ 15.5. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ У ПОДРОСТКА
Тринадцатилетний Эймос Грин плохо учится — даже в районной школе, где стандарты невысоки. Однажды Эймос явился в школу раздраженным и невыспавшимся из-за продолжительной ссоры с любовником матери. После замечания учительницы Эймос пригрозил ей физической расправой.
Альтернативное будущее 1: В других отношениях день у учительницы Эймоса прошел замечательно. Учительница вспоминает о мальчике все хорошее, что может, а также о каких-то его положительных качествах. Она думает о проводившемся в штате тренинге, где антисоциальное поведение в классе связали с плохим умением читать. Ей известно, что Эймос читает очень плохо. Мальчика направляют на тестирование, классифицируют как необучэемого — дефект, из-за которого по закону ему положено заниматься в специальном классе. Он становится «необучаемым ребенком» в субсистеме, где считается, что дополнительные ресурсы и специальное обучение помогут ему преодолеть ныне официально признанную недееспособность. Альтернативное будущее 2: Учительнице не смешно, но она и не паникует. После консультации у директора и телефонного разговора с матерью Эймосу запрещают появляться в школе до выходных. Гнев и дистресс его матери приводят к звонку в местное отделение по надзору за благосостоянием детей. «Он становится неуправляемым — е точности как его папаша, — говорит мать Эймоса. — Я ничего не могу с ним поделать. Возьмите да и отдайте его на воспитание в чужую семью. Я подпишу что угодно». Вскоре Эймос становится «свободным кандидатом» в системе охраны благополучия детей,
где считают, что в чужой семье ему помогут, а также предписывают периодические контакты с патронирующим его лицом.
Альтернативное будущее 3: Эймоса выгоняют из школы. Его мать думает, что он туда вернется, но вместо этого он попадает в полицию за мелкий проступок. В отделе по делам несовершеннолетних сотрудник, занимающийся приемом, приглашает психолога-консультанта взглянуть на вроде бы раскаивающегося парня, который серьезно заявляет, что ему стыдно, просит прощения и нервно говорит о попытках добиться успеха в жизни. Планируется консультирование, ибо Эймос кажется «мотивированным к изменению». Эймосу навешивают психиатрический диагноз, и он «лечится» в системе охраны психического здоровья, по мнению которой при условии глубоких, значимых отношений его импульсы будут лучше сдерживаться механизмами его защиты.
Альтернативное будущее 4: Эймоса направляют в суд по делам несовершеннолетних. Если дошло до суда, то дело плохо. Хамство Эймоса усугубляется. Ему трудно держать себя в руках. Он пинает двоих сотрудников, и никто не просит снять обвинения. На слушании его судьба решается, когда он называет судью тупой толстухой, присовокупляя непристойные выражения. В системе ювенильного правосудия Эймос становится «де-линквентным». Его отправляют в лагерь для новичков («boot camp» — MacKenzie, 1990], где господствует вера в то, что лишения и муштра в лагере военного типа социализируют направленных туда несовершеннолетних
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С другой — попытки предложить и реализовать реформу национального здравоохранения, предпринятые на федеральном уровне, провалились. Эти факторы открыли путь к изменению национального здравоохранения de facto — реформе, в ходе которой страховые компании с готовностью откликнулись на идею управляемого лечения. Управляемое лечение подразумевает посредничество представителя компании-плательщика, управляющего лечением, между врачом (психологом) и пациентом. Такой управляющий может, к примеру, сказать: «Доктор, при этом диагнозе наша компания будет оплачивать 3 дня в стационаре и 7 амбулаторных визитов. Как вы решите с пациентом — дело, конечно, ваше, однако мы будем оплачивать только эти услуги». Многие компании самореформировались и превратились в организации по поддержанию здоровья. Организация по поддержанию здоровья (ОПЗ) — компания, которая использует персонал и обычно владеет больницами, гарантируя здоровье ее членам. Первые ОПЗ, такие как Фонд Кайзера и Кооператив коллективного здо- ровья на западном побережье США, были некоммерческими организациями с долгой и достойной уважения историей. Появились и сугубо коммерческие ОПЗ. В их версии управляемое лечение, часто называемое «управляемыми расходами», заключается в спецификации и ограничении услуг, доступных в пределах их системы. Эти новшества поднимают важные политические вопросы на уровне общин, штатов и всего государства.
Культурная компетенция
Жители Соединенных Штагов. Канады и многих других стран перемешаны, ибо кто-то иммигрирует из стран с другими обычаями и особенностями, а некоторые представляют собой давно устоявшиеся этнические группы. В некоторых американских штатах и городах очень велика доля выходцев из Латинской Америки. В других весьма многолюдны популяции афроамериканцев. В третьих живет значительное количество азиатов и азиатоамериканцев, а также коренных (или первых) американцев. Хотя популяция европейских американцев продолжает оставаться самой большой, примерно каждый четвертый имеет неевропейское происхождение. Почти для всех помогающих служб и некоторых частных психологических кабинетов эти культурные различия время от времени затрудняют понимание и коммуникацию. Культурные различия часто осложнены отличиями образовательного и социоэкономического характера. Все клинические работники — тоже люди и, следовательно, имеют много общего со всеми клиентами, но им нужно быть сензитивными к возможным проблемам и развивать свои кросс-культурные компетенции.
Кросс, Бэзрон, Деннис и Айзеке (Cross, Bazron, Dennis & Isaacs. 1089) суммируют необходимые аспекты культур&пьно компетентной системы лечения. К ним относятся уважение к уникальным культу-рально определенным потребностям разнообразных популяций клиентов, взгляд на естественные системы (семья, община, церковь, целители и т. д.) как на основные механизмы поддержки менышшствующих популяций и понимание наличия огромной разнородности внутри культур, как и между самими культурами. Понятие «стеклянного потолка» существует как для меньшинств, так и для женщин, тем самым налагая ограничения на продвижения в системах услуг. Педерсен, Драгуне. Лоннер и Тримбл (Pedersen, Draguns, Lonner & Trimple, 1996), а также Нонтерот-то, Кейсес, Судзуки и Александер (Ponterotto, Casas, Cuzuki & Alexander, 1995) выпустили полезные справочные издания; все эти авторы — известные психологи-культурологи. Ученые различного происхождения обсуждают в этих книгах этические и гендерные вопросы, а также то, как разного рода меньшинства с различными убеждениями подходят к психолого-психиатрическим услугам.