Помогают ли - профилактические программы?
В XX в. специалисты различных направлении (психиатрия, сестринское дело, социальная работа и пр., не считая психологии) разработали и охарактеризовали сотни профилактических программ, призванных опосредовать негативное влияние факторов риска и усилить позитивное воздействие защитных факторов от младенческих до преклонных лет. Хорошим образчиком охарактеризованных программ с охватом жизненного цикла является работа «Четырнадцать унций профилактики» (Fourteen Ounces о] Prevention) (Price, Cowen, Lorion & Ramos-McKay. 1988). Мы приведем лишь несколько примеров описанных в литературе профилактических программ. Чтобы показать актуальность дебатов вокруг эффективности профилактических программ, мы приводим примеры как удачных, так и неудачных исследований. Для более детального обзора мы отсылаем заинтересованных читателей к работам Esterling, L'Abate, Murray & Pennebaker (1999) и Mrazek & Haggerty (1994). Некоторые исследования, связанные с профилактикой, упоминаются также в других главах нашей книги.
Примеры универсальных профилактических программ
Универсальные (или первичные) профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и исследователи часто останавливаются на школах по двум причинам: профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, а школы обеспечивают поперечный срез популяции, если их администрация заинтересована в повышении благополучия детей. К самым частым мишеням подобного вмешательства можно причислить агрессию, самоконтроль, академическую успеваемость и предотвращение расстройств с нарушением поведения. Так, в ходе многостороннего исследования, призванного усовершенствовать социальные навыки и навыки чтения у детей начального школьного возраста в 19 школах в районе Балтимора, Келлам, Рибок, Иалонго и Майер (Kellam, Rebok, Ialongo & Mayer, 1994) выявили, что вмешательства, касавшиеся социальных навыков, оказывали долговременный эффект на общие уровни агрессии. Любопытно, что предусмотренное проектом улучшение навыков чтения позитивно сказалось как на овладении чтением,
так и на уровне агрессии. Аналогичный проект, который объединил тренинг педагогов в управлении поведением с компонентами решения проблем в классе, принес такие же результаты. Более того, программа, реализованная Хокинсом, Лактином, Манделлом и Озиемковска (Hawkins, Laktin, Mandell & Oziemkowska, 1992), продемонстрировала позитивное воздействие на делинквентность. потребление алкоголя и успеваемость в школе по сравнению с не принимавшими участия в программе контрольными субъектами через 4 года после завершения проекта.
Однако универсальные профилактические программы не всегда приводят к успеху. Например, С пенс (Spence, 1998) описывает два исследования, мишенью которых была подростковая депрессия (Clarke, Hawkins, Murphy & Sheeber. 1993). где достижений было мало, а то и вовсе никаких. Эти вмешательства были краткосрочными, собирали учащихся лишь на 3-5 групповых встреч примерно по 50 минут каждая, во время которых давалась общая информация о депрессии и описывалось лечение. Во втором исследовании были добавлены кое-какие краткосрочные поведенческие вмешательства. Эти вмешательства не пошли на пользу детям-участникам. Небольшой краткосрочный эффект испытали мальчики, однако и он исчез при оценке через 12 недель после завершения программы.
Недостаток влияния отдельных универсальных профилактических вмешательств может быть связан с рядом факторов. Иногда эти программы плохо подкованы теоретически и не опираются сугубо на ту информацию, что содержится в научной литературе. Следовательно, переменные определены неадекватно и касаются большей осведомленности в профилактике. Кроме того, хотя одним из основных преимуществ универсальных профилактических вмешательств обычно является применение вмешательств «в малых дозах» (кратких и относительно дешевых), отсутствие в них интенсивности также может выступить одним из их крупнейших недостатков. Во многих случаях развитие проблем, связанных с множественными факторами риска, может потребовать более интенсивных вмешательств, нежели те, что возможны при помощи механизмов первичной, или универсальной, профилактики.
Примеры селективных профилактических вмешательств
За последнюю половину XX в. профилактические программы продемонстрировали значительный интерес к идентификации нарушении и применении вмешательств в группах высокого риска. Эти программы в типичных случаях фокусировались на детях, подверженных социоэкономической депривации, трудностям переходных периодов, на детях родителей с психопатологией, детях, переживших травмы; детях, чьи родители разъехались или развелись, и детях, подвергающихся множественным факторам риска (Spence, 1998). Многие такие программы оказались чрезвычайно успешными (пример селективной профилактической программы для взрослых см. в модуле 14.3).
МОДУЛЬ 14.3. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ОПЕКАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
«Программа для групп равных и профессионально руководимых групп в поддержку семейных опекунов» [The Peer and Professionally Led Groups to Support Family Caregivers program) (Toseland, Rossiter S. Labrecque, 1989) была призвана сократить психологические, эмоциональные и социальные факторы риска, с которыми сталкиваются взрослые дети, оказывающиеся в роли лиц, ухаживающих за престарелыми родителями. В данном конкретном исследовании эффективность групп поддержки под руководством профессионалов сравнивалась с таковой у групп, руководимых непрофессиональными сверстниками. Условия вмешательств сопоставлялись друг с другом и контрольными очередниками, которые не получали никаких суппортивных групповых услуг. В протоколах профессиональных групп и групп равных применялись суппортивные техники, которые были сосредоточены на озвучивании реакций на стрессовые ситуации, выражении групповой
поддержки и подтверждении способностей к копингу. Кроме того, в группы с профессиональным руководством были включены традиционные образовательные компоненты и компоненты,связанные с решением проблем. И в группах равных, и в профессиональных группах показатели психиатрических симптомов, а также копинга и компетенции были лучше по сравнению с контрольными группами. Кроме того, в обеих группах вмешательства была продемонстрирована большая коммунитарная осведомленность и, похоже, лучше развились и использовались системы социальной поддержки. Эти результаты проявились через короткое время и сохранялись при оценках через 1 год. Оказалось, что группы под водительством равных получали больше неформальной поддержки, чем группы под руководством профессионалов, стремившиеся сфокусироваться на высоко структурированных навыках и знаниях [Toseland, 1990).
Одна такая программа раннего профилактического вмешательства сфокусировалась на сокращении материнских факторов риска, посещая на дому беременных девочек-подростков и молодых женщин и проводя с ними тренинг навыков родительского воспитания, оказывая социальную поддержку и предоставляя информацию о контрацепции и продолжение обучения. У матерей, участвовавших в программе во время беременности и на протяжении второго года жизни ребенка, наблюдалось значительное снижение числа преждевременных родов и доказанных случаев насилия над детьми. В соответствующих исследованиях выяснилось, что социоэкономически неблагополучные дети, чьи семьи участвовали в надомных профилактических программах, демонстрируют улучшенные социальные навыки и когнитивные способности.
С учетом высокой частоты разводов в наши дни обычной мишенью вторичных профилактических программ стало опосредование негативного влияния распада семьи. Применение ряда программ (см., например, Hodges, 1991) привело к снижению тревоги, повышению поведенческой компетенции, повышению учебной компетенции, повышению способности решать проблемы и снижению самообвиняющих чувств при сравнении детей расставшихся родителей, участвовавших в программе, с детьми расставшихся родителей, не участвовавших в программе (Spence, 1998).
Как и в случае универсальных профилактических вмешательств, селективное профилактическое вмешательство даже с самыми лучшими намерениями может быть неэффективным, а то и усугубить проблему. Например, Дишиои и Эндрюс (Dishion & Andrews, 1995) в исследовании, нацеленном на профилактику нарушения поведения и злоупотребления психоактивными веществами у подростков с четырьмя и более факторами риска (плохие отношения с родителями, отсутствие интереса к учебе, проблемные паттерны поведения, опыт употребления токсических веществ, употребление подобных веществ в семье и стрессовые жизненные события), была получена любопытная смесь результатов. Программа усовершенствования навыков родительского воспитания продолжительностью в 12 сессий привела к значительному урежению семейных конфликтов, проблемного поведения в школе и тенденции к снижению токсических злоупотреблений. Однако выяснилось, что групповые вмешательства при работе с мальчиками из категории высокого риска дали обратные результаты — оказалось, что такие мальчики, участвуя в групповых вмешательствах с целью наработки социальных навыков, чаще демонстрировали поведенческие проблемы в школе и злоупотребляли психоактивными веществами. Поэтому представляется, что вмешательство данного типа фактически может быть противопоказано мальчикам из группы высокого риска (Dishion, McCord & Poulirt, 1999). Возможно, что групповые собрания таких мальчиков способны упрочить девиантное поведение.
Еще одной серьезной проблемой в отношении подростков и взрослых является распространение ВИЧ-инфекции и больных СПИДом. Подробнее об этом см. в материале модуля 14.4. Множество профилактических программ охватывает представителей всех возрастов. Примеры характеристик см. у Price et al., 1988.
Примеры показанных профилактических вмешательств. Профилактические вмешательства данного типа предназначены для людей, «у которых при обследовании обнаружены проявленный фактор риска, заболевание или аномалия, переводящие их в группу высокого риска развития психопатологии в будущем» (Spence, 1998, р. 308).
МОДУЛЬ 14.4. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ И СПИДА?
Чем могут психологи помочь в профилактике одной из серьезнейших болезней, поразивших человечество? Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), был открыт лишь в последнюю четверть XX в. и распространился по миру подобно пожару. Им были инфицированы свыше 30 миллионов человек во всем мире, и ежедневно заражается еще более 16 000 человек. О'Лири (O'Leaгу, 1999) сообщила, что, как и было рассчитано, в 1997 г. от СПИДа во всем мире умерли 11,7 миллиона человек. Она также указала на то, что женщины все чаще заражаются ВИЧ гетеросексуальным путем. В отдельных странах ВИЧ-инфицированные составляют высокий процент в популяции (свыше 20% в некоторых странах южнее Сахары — по данным отчета ООН за 1998 г.). Больше всего ВИЧ-инфицированных в Индии — 4 миллиона человек. Вирус передается при контакте с«физиологическими жидкостями, в основном через сперму, вагинальный секрет или кровь. Два самых распространенных пути передачи — незащищенный половой акт с инфицированным лицом и общее пользование нестерильными иглами в среде наркоманов. Другими путями являются передача вируса от матери плоду еще до рождения, переливание инфицированной крови и случайные контакты с инфицированными субстанциями (Carey, 1998). Почти все эти пути передачи имеют выраженные поведенческие составляющие, а потому должны поддаваться психологическому вмешательству. Значительно сократить можно даже передачу вируса от матери ребенку, если своевременно лечить их противовирусными препаратами. Наверное, в будущем появятся техники инокуляции, но даже тогда сохранятся многие поведенческие аспекты для профилактических программ.
В ходе оценочных интервью психологи могут выяснить, что клиенты способны свободно выражать свои страхи или уклончиво намекать на свою ВИЧ-инфицированность. Многих клиентов смущает обсуждение их сексуальных привычек и наркомании. Кое-кто не имеет понятия о медицинских терминах СПИД и ВИЧ, а сами эти термины обрекают человека на предвзятое отношение (Herek, 1996). Поэтому психологи должны внимательно слушать, создавать атмосферу расслабленности и конфиденциальности и, наконец, обращаться с прямыми вопросами. Кроме оценки риска ВИЧ-инфицированности психолог должен быть готов к консультированию на предмет снижения риска, которое подразумевает рекомендацию пройти проверку на ВИЧ-инфекцию, просвещение относительно основных проблем передачи вируса и более интенсивную личную терапию. Кэри (Carey, 1998) приводит источники информации в Соединенных Штатах, например Национальный Центр синтеза и анализа информации о СПИДе (телефон 800-458-5231).
На веб-странице Калифорнийского университета в Сан-Франциско даются ссылки на гораздо более подробную информацию [www.hivinsite.ucsf.edu/ resources].
Огромная проблема, которую представляют собой ВИЧ и СПИД, требует профилактических вмешательств, выходящих далеко за рамки обследования и личного консультирования. Вот что говорят по поводу индивидуально-сфокусированных мероприятий Латкин и Ноултон [Latkin & Knowlton, 2000, p. 262):
1) они не изменяют социальные структуры и групповые нормы, которые поддерживают поведение; 2) они не доходят в положенный срок до достаточно большого числа людей; 3) в естественных условиях когниции, эмоции и мотивации, которые возникают при воплощении в жизнь рискованного поведения, могут весьма и весьма отличаться от тех, что наблюдаются в клинических условиях, тем самым ограничивая успешную профилактику передачи ВИЧ из одного социального контекста в другой.
Латкин и Ноултон выдвигают теорию социального влияния на изменение поведения и иллюстрируют практическое применение прикладных программ. Основные концепции теории социального влияния исходят из большей социальной системы — таких мак-росоциальных факторов, как бедность и расизм, — переходя к основным идеям на более микросоциальном системном уровне. Полезными идеями, которые стоит помнить, являются групповые нормы, сети взаимодействующих людей и условия поведения. Роджер Баркер разработал экологическую концепцию поведенческих условий (Barker, 1965,1978), которая рассматривает места человеческого взаимодействия (микрогеографические) с точки зрения границ, видов деятельности и особых положений, которые люди могут занимать в то или иное время: например, «shooting gallery» (заведение, торгующее наркотиками, амер. сленг. — Прим. перев.), где собираются люди, вводящие себе наркотики внутривенно. В своем всестороннем анализе условий поведения Уикер (Wicket-, 1987) указывает на важность того, что люди думают или как судят об этих условиях.
Латкин со своими коллегами выполнили серию исследовательских работ, применяя теорию социального влияния, особенно в бедняцких районах Балтимора. Так, Латкин, Манделл, Влахов, Озиемковска и Челентано (Latkin, Mandell, Vlahov, Oziemkowska S. Celentano, 1996) провели экспериментальное исследование полезности просвещения о СПИДе с участием 117 наркоманов, вводивших наркотики внутривенно. Через 18 месяцев выяснилось, что непросвещенные (контрольная группа) предавались рискованному поведению почти в 3 раза чаще, чем члены экспериментальной группы. Эти исследователи также прибегли к социальному влиянию и модели уполномочивания для тренировки нынешних и бывших потребителей наркотиков внутривенно в плане профилактики ВИЧ-инфекции в своих кругах (Latkin, 1998). Другие исследователи указывают на сложности, сопряженные с проблемами наркомании. Хокинс, Лактин, Манделл и Озиемковска (Hawkins, Laktin, Mandell S. Oziemkowska,
1999) изучили нормы 642 наркоманов, которые входили в группу высокого риска по ВИЧ-инфекции и вводили препараты внутривенно. Исследователи удрученно заключили, что устные декларации никак не влияли на пользование нестерильными иглами и что вообще дела говорили громче слов. Поведенческая профилактическая работа в данной области сопряжена с колоссальными трудностями.
Были созданы многочисленные программы для работы с детьми, демонстрирующими низкие или субклинические уровни агрессии, нарушения поведения и интернализирующих нарушений. В прицеле одного такого исследования было развитие нарушения поведения в группе деструктивных детсадовцев, происходивших из социоэкономически неблагоприятной среды (Tremblay, Pagani-Kurtz, Vitaro, Masse & Pihl, 1995). Это двухгодичное профилактическое исследование вмешательства включало в себя экстенсивную программу усовершенствования навыков родительского воспитания и сфокусированный на детях тренировочный компонент, подразумевавший навыки решения социальных проблем, развитие просоциальных навыков и навыков самоконтроля, что проводилось в групповых условиях в присутствии сверстников-равных. По сравнению с произвольно распределенными контрольными сверстниками-равными, дети из семей, участвовавших в этой программе, продолжали выказывать меньшую деструктивность, большую учебную компетенцию и лучше посещали школу. Однако оказалось, что к 15 годам все эти достижения сошли на нет. В документах судов по делам несовершеннолетних не удалось найти никакой разницы между поступками групп вмешательства и контроля. Итак, чем же было вмешательство — успехом или неудачей? Тремблэй с коллегами (Tremblay et al., 1995) утверждают, что их программа имела успех, покуда продолжалась. Эти авторы настаивают на возможности сохранить позитивные сдвиги, если включить в программы вмешательств ряд побудительных сессий — периодические собрания, сфокусированные на решении проблем, разрешении конфликтов, самоконтроле и вырабатывании академических навыков.
Ряд других долгосрочных проектов пока идет своим чередом. Один такой проект под названием «Объединение интересов семей и учителей» (LIFT), проводящийся в Орегонском Центре социального научения, описан в материале модуля 14.5.
Еще один долгосрочный профилактический проект — многосторонний проект FAST Track (Conduct Problems Prevention Research Group, 1999; McMahon, Greenberg & the Conduct Problems Prevention Research Group, 1995). Данное исследование, затрагивающее агрессивных, непокорных детей дошкольного возраста и их семьи, одновременно проводится в Университете Вашингтона, Университете Дьюка, Университете штата Пенсильвания и Вандербильтском университете. Вмешательство, адресованное
детям и их родителям, длится несколько лет и фокусируется на тренинге социальных навыков, отношениях со сверстниками, лечебном просвещении и родительском тренинге. Время от времени семьи подвергаются обследованию, и проект будет продолжаться в течение 2003 г. Согласно предварительным публикациям, налицоурежение проблемного поведения, повышение социальной компетенции, усиление позитивных интеракций со сверстниками, снижение пользования специальными образовательными услугами, урежение паттернов гиперактивно-деструктивного поведения и повышение академической компетенции у детей, участвующих в программе, по сравнению с контрольными группами сверстников. Кроме того, по данным этого проекта, в группах вмешательства родители стали реже прибегать к физическим наказаниям, у них повысилось удовлетворение, повысилась родительская эффективность и родители стали активнее участвовать в школьной жизни. Проект FAST Track будет продолжен, чтобы подарить грядущему примечательные и полезные сведения.