Модуль 9.5. рентабельна ли психотерапия?
Компании управляемого лечения часто ограничивают доступ к психотерапии, сокращая число оплачиваемых ими сессий, одновременно предоставляя неограниченный доступ к медикаментозному лечению расстройств. В 1999 г. обзор научной литературы, предпринятый Главным врачом США, ясно продемонстрировал, что психотерапия рентабельна как минимум настолько же, насколько и медикаментозное лечение, а в некоторых случаях представляется даже более рентабельной. Рассмотрим результаты следующих исследований.,
• В рандомизированном проконтролированном исследовании с участием 75 амбулаторных пациентов с рекуррентной большой депрессией испытуемых направили в одну из трех групп:
а] группу острого и поддерживающего лечения антидепрессантами;
• б)группу острой и поддерживающей когнитивной терапии и
• в) группу острого лечения антидепрессантами с дальнейшей поддерживающей когнитивной1 терапией. Выяснилось, что и в острых фазах, и в качестве поддерживающего лечения когнитивная терапия действенна настолько же, насколько медикаментозная. Кроме того, была выявлена тенденция к признанию долгосрочной работоспособности когнитивной терапии [1997, BritishJournal of Psychiatry, 171,328-334).
• В рандомизированном исследовании с участием 40 пациентов, которых успешно лечили медикаментозными средствами по поводу рекуррентной большой депрессии, больные были распределены по двум группам: а) клиническоговедения и б) когнитивно-поведенческой терапии(КПТ). Через два года после постепенной отме
ны лекарств на протяжении 20 недель обе группы были подвергнуты повторной характеристике. К тому времени рецидивы возникли всего у 25% пациентов, получавших КПТ, в отличие от 80% в другой группе (1998, Archives of General Psychiatry, 55, 816-820).
В метаанализе работ, опубликованных за 20-летний период, было предпринято сравнение про
контролированных испытаний КПТ и фармакологических методов при лечении пациентов с
паническими расстройствами. Хотя на ближайшую перспективу оба метода срабатывали, при
КПТ результаты сохранялись дольше и были бо-лее позитивными (1995, Clinical Psychology Review, 15,819-844).
Обзоры литературы по проконтролированным исследованиям наглядно показывают, что в конце психотерапии состояние среднего пациента улучшается по сравнению с 80% пациентов, не получавших лечение. Недавний опрос потребителей показал, что состояние тех, кто лечился дольше, улучшалось значительнее, чем у тех, кто лечился меньше из-за искусственных ограничений, наложенных планами страховых компаний и структур управляемого лечения [Seligman, 1995]. По данным Национальных институтов психического здоровья кратковременное лечение депрессии для большинства пациентов оказалось неадекватным.
По данным обзора научной литературы, в 88% исследований психотерапия способствовала экономии средств при работе с пациентами с тяжелыми психиатрическими расстройствами и злоупотреблением токсическими веществами тем, что сокращала число госпитализаций, медицинских расходов и нетрудоспособность. При лечении пограничных личностных расстройств двухнедельная психотерапия сокращала оказание госпитальных психиатрических услуг, услуг острого отделения и число консультаций других специалистов-медиков. По расчетам, экономия составила 10 000 долларов на пациента. За 3 года охват психотерапевтическими услугами служащих вооруженных сил США привел к чистой экономии 200 миллионов долларов благодаря сокращению психиатрических госпитализаций — каждый доллар, потраченный на психотерапию, сэкономил 4!
По данным исследования, посвященного оценке невыплаченных зарплат, производительности труда, налогов и пользования коммунитарными услугами в процессе получения КПТ, антидепрессанта (прозака) и комбинированной терапии, было подсчитано, что лечение одним прозаком обходилось приблизительно на 33% дороже, чем 2-летняя КПТ, а комбинированная терапия обходилась на 23% дороже, чем только КПТ [Anto-nuccio, 1995; Antonuccio, Thomas & Danton, 1997).
Позитивны ли эти группы или негативны, но они оставляют в нашей жизни заметный след. Иногда удается распознать в собственной группе последовательные предсказуемые фазы. Общим принципом, который мы обсуждали в главе 2, было развитие или изменение с течением времени, иногда — устойчивое, иногда — со взлетами и падениями, с периодами плато, когда изменения были невелики. Группам, как инди-
видам и семьям, присущ эволюционный цикл. Известно, что всякая группа формируется, ссорится, нормализуется, выполняет свою функцию и распадается. Иногда группы сохраняются надолго, постоянно собираясь вновь, а иногда они резко расстаются.
Группы, о которых мы поведем разговор здесь, не собираются случайным или неформальным образом, но являются тем, что в социальной психологии часто называется малыми группами — это люди, общающиеся лицом к лицу, идентифицирующие себя с группой и знающие других ее членов.
МОДУЛЬ 9.6. ИЗДЕРЖКИ ПРИ НЕАДЕКВАТНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Обзор эпидемиологической литературы, предпринятый Главным врачом США (DHHS, 1999) и Американской ассоциацией психологов, вскрыл следующие издержки, которыми сопровождается неудача в обеспечении адекватной психологической и психиатрической помощи.
• Психические расстройства представляют собой состояния, которые наибольшим образом ограничивают трудоспособность.
• По данным 3-летнего изучения одной крупной корпорации, с психологическими проблемами были связаны почти 60% случаев невыхода со
трудников на работу.
• Выяснилось, что больные депрессией берут больничные листы более чем в 4 раза чаще, чем их сверстники, не страдающие депрессией.
• Из-за психических болезней и злоупотребления психоактивными веществами американцы потеряли до 80 миллиардов долларов дохода.
• Пациенты с психическими расстройствами — завсегдатаи на первичных приемах у врачей общего профиля, и подобная перегрузка системы снижается, если обеспечить немедленный доступ к психологическим и психиатрическим службам.
• Исследования, посвященные издержкам и компенсациям, показывают достаточно стабильное сокращение общих затрат на здравоохранение
после психологических и психиатрических вмешательств.
• Всемирная организация здравоохранения констатировала, что психические расстройства являются 4-мя из 10 ведущих причин недееспособности лиц в возрасте старше 5 лет.
Согласно Дэвиду Сэтчеру, Главному врачу США, «сфера охраны психического здоровья даже в большей мере, чем любая другая отрасль здравоохранения и медицины, страдает от несбалансированности самих услуг и доступа к ним».
Как в индивидуальной терапии, терапевтическая группа собирается ради общей цели улучшить себя и свои ситуации, особенно интерперсональные отношения. Мы сосредоточимся на группах, созданных для терапии или помощи. Начало малым заведомо терапевтическим группам было положено в 1905 г., когда врач Джозеф Пратт собрал больных в противотуберкулезные больницы и при помощи лекций и дискуссий побуждал их следовать медицинским инструкциям и улучшать свое эмоциональное состояние. Когда на первый план выдвинулся психоанализ, терапевты разработали техники для других видов групп — вспомним Славсона, который работал с подростками
(Lubin, 1983). В 1940-х гг. была основана Американская ассоциация групповой терапии. Когда набрали силу другие терапевтические подходы — транзактный анализ, гештальт и когнитивно-поведенческие теории, — каждый из них применил свои принципы к малым группам. С самого начала ставка делалась на то, что групповое лечение окажется более экономичным, чем индивидуальная терапия, занимавшая слишком много времени.
Групповая психотерапия
Групповая терапия сводится к интерактивному собранию пациентов или клиентов, числом, как правило, от 5 до 10 человек, где каждый индивид предъявляет некую жалобу или проблему, рассчитывая на получение какой-то выгоды от общения.
МОДУЛЬ 9.7. ДПДГ - НОВАТОРСТВО ИЛИ ПОВОД ДЛЯ СПОРА
«Травматические переживания потрясают основы нашей убежденности в собственной безопасности и колеблют устои нашей веры» (Baldwin, 2000). Что такое травма? Это слово греческого происхождения, и первоначально оно означало физическое ранение или повреждение. Значение распространилось на эмоциональные потрясения в результате событий как физического, так и психологического характера, как-то: автокатастрофа или известие о внезапной кончине близкого родственника. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) стало официальным психиатрическим диагнозом только в последней четверти XX в., хотя существовало задолго до этого и в годы Первой мировой войны неофициально именовалось контузией. В Руководстве по диагностике и статистике IV (American Psychiatric Association, 1994) ПТСР числится среди тревожных расстройств со следующими критериями:
1. Подверженность травматическому событию, во время которого человек пережил или стал свидетелем реальной или грозящей смерти или тяжелого повреждения, реакцией на что был интенсивный страх или беспомощность.
2. Постоянное повторное переживание события в кошмарных снах или воспоминаниях, которое сопровождается физиологической реактивностью наподобие той, что имела место во время первоначального эпизода.
3. Избегание стимулов, сопряженных с травмой, и «психическое отупение» или изменение эмоций.
4. Повышенное возбуждение, заметное по таким симптомам, как невозможность заснуть, вспышки гнева или преувеличенная реакция испуга.
5. Длительность больше месяца.
6. Значительный дистресс или нарушение социального или профессионального функционирования.
Фоа и Медоуз (Foa & Meadows, 1997) приводят исследования, показывающие, что у 30% ветеранов Вьетнама ПТСР наблюдалось пожизненно, а в настоящее время оно достигает 15%; что же касается женщин, ставших жертвами изнасилования, то для них пожизненная распространенность ПТСР составила 32%, а современная частотность составляет 12%. Автокатастрофы, жестокое обращение в детстве, огнестрельные ранения и природные бедствия также плодят в популяции значительное число лиц с резидуальными явлениями ПТСР. Особой разновидностью является травма измены, под которой понимается «попрание скрытого или откровенного доверия» (Freyd, 1996, р. 9] между близкими, как это случается при сексуальном посягательстве родителей на детей, и это часто приводит к слепоте на измену, когда ребенок утрачивает память на такого рода события.
Как лечить ПТСР психологически? Разумный ответ гласит, что вмешательство должно быть предпринято как можно скорее после травмирующего события. Митчелл и Эверли (Mitchell S. Everly, 1995) спланировали процесс психообразовательного деб-рифинга для малых групп в пределах нескольких дней после травматического события, включая действия, понуждающие всех участников поделиться своими воззрениями и реакциями, и обучение их обычным реакциям на травму. Однако даже по поводу раннего дебрифинга групп идут опоры. Трудно заниматься исследованиями в общине, взбудораженной недавней катастрофой. Кого вы, к примеру, возьмете в качестве контрольной группы? Ведутся споры и об индивидуальном лечении ПТСР. В своем критическом обзоре Фоа и Медоуз (Foa S. Meadows, 1997) охватывают гипнотерапию, психодинамические методы, контроль над тревогой и когнитивно-поведенческие методы (систематическую десенсибилизацию, экспозицию в воображении и in vivo, а также ДПДГ). Наибольшие споры среди перечисленного вызывает ДПДГ.
ДПДГ — аббревиатура, обозначающая десенсибилизацию и проработку травм движениями глаз. Эту процедуру разработала Фрэнсин Шапиро (Shapiro, 1989), лицензированный психолог из Калифорнии, и согласно с этой методикой проводился тренинг тысяч практических работников, а также была основана международная ассоциация ДПДГ. На вебстранице этой организации [www.emdr.com] утверждается, что по этому методу были пролечены миллионы людей и приводятся исследования, большая часть которых говорит об успехе. Исходный метод лечения ДПДГ состоял из нескольких стадий. Главная из них заключается в том, что терапевт просит клиента подумать о травматическом событии, одновременно следя за тем, как терапевт водит пальцем из стороны в сторону. После нескольких таких процедур клиента просят рассказать о своем самочувствии (можно оценить его по десятибалльной шкале). Результаты заключаются в том, что по мере дальнейших повторений этой процедуры тревоги клиентов ослабевают, а представление о травматическом событии становится более позитивным. ДПДГ — особая форма когнитивно-поведенческой экспозиционной терапии. В отличие от процедур с интенсивной «наводняющей» экспозицией, ДПДГ индуцирует припоминание травмы короткими «вспышками» с перерывами, во время которых терапевт кратко беседует с клиентом. Шапиро (Shapiro, 1995) изложила процедуру ДПДГ в 8 этапах и высказала предположение, что стремительные движения глаз влево-вправо активируют ту часть головного мозга, ведающую информационной обработкой, где пребывают воспоминания, заблокированные вследствие шока от исходного переживания. Сначала Шапиро, как и некоторые другие практики ДПДГ, говорила об успехе даже после однократных сессий, но давность и характер травмы подвержены, конечно, огромным индивидуальным различиям.
Психологи и психиатры восприняли ДПДГ как вызов. Подобного рода пассы (хотя в последнее время они не обязательно входят в процесс ДПДГ) так и соблазняют заподозрить фокусничество и надувательство. У широкой публики это может вызвать ассоциации с популярными представлениями о тайнах психологии и напоминать о гипнозе. Защитники ДПДГ указывают на многие работы, упомянутые на их веб-странице. Многие клиницисты, применявшие ДПДГ в работе с больными, относятся к этому методу с энтузиазмом. Фоа и Медоуз [Foa S. Meadows, 1997) представили критический обзор и выявили много недостатков в большинстве исследований: отсутствие контрольных групп, плохие измерения и пристрастная оценка результатов. Разборы отдельных случаев могут представлять определенный интерес, но не доказывают общей эффективности методики. Сторонники ДПДГ говорили, что многие из исследователей не были достаточно искушены в довольно сложной процедуре. Фоа и Медоуз констатировали: «Итак, рассмотренные здесь исследования дают нам смешанную картину. Во многих исследованиях не удалось продемонстрировать работоспособность ДПДГ. В некоторых было выявлено улучшение, но из-за методологических изъянов если не все, то большинство этих фактов стали недоступны интерпретации» (р. 469-470). Вывод, сделанный в ходе обзора всех форм терапии ПТСР, звучит так: «В общем и целом наибольшее число проконтролированных итоговых исследований относилось к когнитивно-поведенческим методам, и эти же методы подвергались самому скрупулезному тестированию. Эти исследования сходятся 8 том, что сокращение симптоматики ПТСР эффективно достигается как при использовании пролонгированных экспонирующих процедур, так и благодаря тренингу инокуляции стресса... Однако установить действенность (ДПДГ) пока не удается» (с. 474).
Со времени этого обзора состоялись и другие исследования, отдельные из которых поддержали ДПДГ: например, работа Карлсона и коллег (Carlson, Chem-tob, Rusnack, Hedlund S. Muraoka, 1998), которые выявили позитивные результаты при сравнении 1 2 случаев лечения по методу ДПДГ с биологической обратной связью и обычным лечением 35 паци-
ентов с ПТСР, развившимся в результате боевых действий. С другой стороны, а своем обзоре Лор, Лилиенфельд, Топин и Герберт (Lohr, Lilienfeld, Tolin S. Herbert, 1999) сделали вывод, что движения глаз необязательны, а экспериментальный контроль в большинстве исследований неадекватен. В практических указаниях по лечению ПТСР, составленных Международным обществом по изучению травматического стресса, перечисляются многие работы, и ДПДГ расценивается как эффективный метод [веб-страница: [www.istss.org], а Де Рубе и Критс-Кристоф (DeRubeis S. Crits-Christoph, 1998) упоминают ДПДГ в числе эмпирически подкрепленных методов лечения. Травмы бывают самые разные, и может оказаться и так, что некоторые их разновидности эффективнее лечатся одними методами, нежели другими. Чемтоб (Chemtob, 1996) отмечает, что при лечении следует учитывать культурное происхождение. В случае успеха представления ДПДГ о движениях глаз и других отвлекающих факторах между короткими периодами воспоминаний о травме ставят важные нейропсихологические вопросы об обработке информации и памяти.
Этот спор открывает интересную страницу в эволюции психологии. Обратите внимание, как столь отважно выдвинутая и не сдающая позиций практика, как ДПДГ, подстегнула исследования и лечение серьезного расстройства. Данный спор также указывает на традиционные трения между практическими клиницистами и исследователями. На своей веб-странице Болдуин (Baldwin, 2000) представил обзор ДПДГ с точки зрения новаторства и спорной практики в травматологии, где отметил, что клиницисты и исследователи (в основном кабинетные ученые) преследуют разные цели. Клиницисты горят желанием отыскать этические способы, обещающие помочь их конкретным клиентам прямо сейчас. У исследователей есть время посидеть и покритиковать неудовлетворительные научные качества, и они хотят быть способными противостоять любым проблемам, исходящим от их собратьев-обозревателей, ради грантов и научных статей. Поэтому интересы практики и исследования не совпадают. Вопрос стоит так: родится ли в споре полезная истина?
Эти группы собираются на постоянной основе для специальных бесед, как правило — в присутствии руководителя. На снимке внизу изображено собрание терапевтической группы.
На что следует опираться, ожидая выгод от таких встреч? Виктор Ялом (Yalom, 1974, 1985, 1995), широко признанный авторитет в групповой терапии, предложил подходить к вопросу через анализ эффектов. Он выделяет ряд основных целебных и помогающих факторов:
Вселение надежды: Группа передает своим членам надежду или новые возможности.
Универсальность: Членов группы можно освободить от их чувства собственной уникальности и изоляции и придать им некоторое ощущение принадлежности и общности переживания.
Альтруизм: Ялом (Yalom, 1985) отметил альтруистический эффект групповой терапии:
В терапевтических группах... пациенты получают, отдавая, не только в составе обоюдной последовательности отдавания-получения, но также из внутреннего акта отдачи. Психиатрические пациенты, которым начинают проводить терапию, деморализованы и обладают глубоким чувством своей никчемности, считая, что им нечего предложить другим. Они давно полагали себя обузой, и переживание открытия того, что они, оказывается, могут иметь важность для других, придает им сил и укрепляет самоуважение (р. 14).
МОДУЛЬ 9.8. ГИПНОЗ - НОВАТОРСТВО ИЛИ ПОВОД ДЛЯ СПОРА?
Гипноз интересует психологов не меньше, чем простых обывателей. Обычно его считают искусственным состоянием, в котором человек чрезвычайно отзывчив к суггестиям, даваемым другим человеком — гипнотизером. Это состояние часто индуцируется тем, что гипнотизер просит субъекта полностью расслабиться и в то же время остро сфокусировать внимание — смотреть на пятно или предмет и прислушиваться только к голосу гипнотизера. Иногда гипнотизер понуждает субьекта выполнить какое-нибудь движение — открыть глаза или расслабить и опустить руку, — и тому кажется, что это происходит автоматически. В гипнотическом состоянии субъекта можно побудить живо вспомнить переживания прошлого, пережить иллюзии, проигнорировать обычно болезненные стимулы, усвоить новые идеи или связи между стимулами или выработать планы касательно будущих действий, а впоследствии «забыть» обо всем, что говорилось под гипнозом.
Профессиональный и общественный интерес к этому важному психологическому феномену веками то возрастал, то приходил в упадок. Его использование не ограничивается психоанализом, хотя гипноз оказал важное влияние на первые открытия Фрейда, который изучал работы Шарко, посвященные гипнотическому исследованию истерии. В итоге Фрейд отказался от гипноза, предпочтя более пассивную роль психоаналитика, скрывающегося за кушеткой, но в настоящее время многие психоаналитически ориентированные практические работники применяют гипнотерапию. Гипноз применяют также профессионалы поведенческой, когнитивной и других теоретических ориентации.
В отношении смысла и ценности гипнотического переживания мнения расходятся. Одни люди настаивают на том, что оно распространено настолько же широко, как социальная коммуникация и внушение, другие отрицают само его существование. Многие фундаментальные проблемы проясняются в исследовании. Главные вопросы сосредоточены вокруг следующего: а) роль и важность бессознательных процессов при гипнозе; б) важность поведения в отличие от личного переживания (особенно существования измененных состояний сознания); в) плавность (или отсутствие таковой) при переходе от гипнотического состояния к бодрствованию (и важность разыгрывания роли); г) возможность экстраординарных изменений физиологии и паттернов поведения в гипнотическом состоянии. Есть разница и в смысле, которым наделяют этот термин. Некоторые относят термин лишь к ситуациям формальной индукции при участии гипнотизера; другие пользуются им для обозначения естественно возникающих «состояний транса» с ограничением внимания, как это бывает, когда человек настолько увлекается книгой, что не слышит, как кто-то его зовет.
Поступали сообщения о многих путях практического использования гипноза. Гипноз помогает удержать в рамках стремительный катарсис от болезненных переживаний, десенсибилизировать людей в отношении пугающих ситуаций, улучшить контроль над нестерпимой болью, обеспечить релаксацию и безболезненность при родах, операциях и стоматологических процедурах без применения анестетиков, прозондировать факты, оставшиеся в памяти свидетелей преступления, избавиться от нежелательных привычек, справиться с горем и скорбью, а также справиться с множеством других клинических проблем (Bertillino S. Caldwell, 1999; Elkins, 2000; Jack, 1999; Reupert S. Mayberry, 2000; Walker, 2000). Даже в ходе весьма болезненных операций многие субъекты воспринимают себя «отстраненными наблюдателями». Изучению гипноза способствует разработка ряда стандартизированных шкал для оценки индивидуальных различий во внушаемости и гипнотической реактивности, например, широко используемой по сей день «Стэнфорд-ской шкалы восприимчивости к гипнозу» (Hilgard, 1975). Однако многие исследователи, а также клиницисты весьма скептически относятся к полезности гипноза, равно как и к сведениям о валидное™ добытой с его помощью информации [Stone, 1998). Как считаете вы? Если вы собираетесь стать клиницистом, вам придется решать, включать или не включать подобные техники в собственные тренинг и практику.
Коррективная рекапитуляция первичной семейной группы: Большинство пациентов приходят на групповую терапию с какими-то неудовлетворительными переживаниями в отношении родных семей. Группа дает старым паттернам возможность вернуться, быть проигранными заново и затем коррективно пережитыми или разрешенными в более зрелой манере — способами, в меньшей степени блокирующими развитие.
Развитие техник социализации: Группы предоставляют своим членам возможность распознавать и заменять свои пагубные привычки или выучивать приятные аффилиативные реакции. Пациенты научаются эффективным реакциям через наблюдение и имитирование моделей.
Интерперсональное научение: Интерперсональное научение подразумевает сложную последовательность, начиная с типичного поведения участника, проявляемого в социальном микрокосмосе группы. Далее через обратную связь или самонаблюдение член группы начинает оценивать характер своего поведения и его влияние на мнения и чувства других. Такое осознание позволяет человеку принять на себя ответственность и рискнуть опробовать новые типы поведения. Каждый этап требует специфической фасили-тации со стороны терапевта, который предлагает уместную обратную связь, поощряет самонаблюдение. проясняет понятие ответственности и пооужда-ет идти на риск (Yalom. 1985).
Сплоченность группы: Взамен парных отношений между пациентом и терапевтом в индивидуальной терапии, групповая терапия вводит пациента в три типа отношений: чувства и мысли о терапевте, р других отдельных членах группы и о группе в целом. Сплоченность группы можно рассматривать как сумму всех сил, которые работают на сохранение связи члена группы с другими. Ялом (Yalom, 1985) полагает, что на многих психиатрических пациентов, которые попросту никогда не были участвующими членами несемейной группы, успешное сообщение группового переживания само по себе может оказать целительное воздействие.
Ялом также упоминает другие принципы, анато-гичные тем, что соблюдаются в индивидуальной терапии, как то: передача информации и катарсис чувств. Для клинициста с исследовательским мышлением и прочих социальных ученых групповая терапия являет богатую возможность для наблюдения за многими важными групповыми процессами. Резюмируя принципы Ирвина Ялома, Виктор Ялом (Yalom, 1998) подходит к групповой терапии с ин-терперсопальной теоретической точки зрения, которой положил начало Гарри Стэк Салливен.
В чем заключаются основные задачи группового терапевта? Отмечая главные задачи, поставленные обоими Яломами, мы должны помнить об осторожности и подчеркнуть сложность и тонкость группового терапевтического предприятия. Во-первых, следует установить нормы группы. Терапевт может сделать это через ориентирование или структурирование экспектаций в самом начале и продолжать делать это через формирование, подкрепление и личное моделирование. Какого типа норм следует добиваться? Общие нормы требуют, чтобы пациенты занимались самомониторингом, чтобы самораскрытие было позитивным, чтобы для безопасности и сохранения достоинства процедуры находились под наблюдением, чтобы группа была важна и чтобы члены группы становились источниками взаимопомощи.
Вторая и третья задачи терапевта накладываются одна на другую и взаимодействуют. Терапевт должен обеспечить четкую сфокусированность на здесь-и-сейчас и освещать процессы, разворачивающиеся в группе. Фокусирование на здесь-и-сейчас означает, что группа ограничена в обсуждении внегруппо-вых событий. Когда ее члены привносят в группу свой жизненный материал, нормы обычно требуют, чтобы другие участники воздерживались от предписаний и советов. На первое место выходят непосредственные события встречи. Задача руководителя во многом состоит в том, чтобы сфокусировать энергию участников на их отношениях друг с другом и комментировать групповой процесс. В комментарии к процессу терапевт глубоко разбирает поведение здесь-и-сейчас и характер сиюминутных отношений между людьми. Комментарии относятся не к содержимому коммуникации, а к тому, что из нее следует для отношений между общающимися сторонами.
Посредством норм, общей сфокусированности на здесь-и-сейчас и комментариев к процессу задача терапевта сводится к тому, чтооы направить пациента к принятию и инкорпорации одного, нескольких или всех нижеперечисленных представлений:
• Только я в состоянии изменить мир, который создал для себя.
• В изменении нет ничего опасного.
• Чтобы добиться вещей, которых я по-настоящему хочу, я должен измениться.
• Я могу измениться: я сильный.
При рассмотрении группы как единого целого последней задачей группового терапевта являются комментарии по групповому процессу вообще. Бывает, что группа сталкивается с событием, которое тормозит ее прогресс и вынуждает ее просто рассыпаться, или же она отклоняется к антитерапевтическим нормам. В подобных случаях комментарии по групповому процессу должны использоваться для преодоления препон, препятствующих прогрессу, — так, терапевт может сказать: «Две встречи назад Джон сообщил, что, возможно, заразился СПИДом. С тех пор никто ни единого раза не сказал по этому поводу ни слова, зато группа занялась обсуждением того, что в ней не так и как ее членам хочется эту группу покинуть. Кто-нибудь усматривает связь?»
Есть также ряд практических вопросов и мероприятий, с которыми терапевту приходится сталкиваться в начале ведения групп, и которых мы можем коснуться лишь вкратце. Должны ли входить в группы люди с сугубо одинаковыми прошлым и проблемами? Опытные групповые терапевты расходятся по вопросу гомогенности или гетерогенности групп. Похоже, что существует тенденция компоновать группы из людей с похожими симптомами и анамнезом — панические состояния, наркомания, расстройства питания или изнасилование, — но при этом побуждать при этом участников говорить не только о собственных симптомах и подкреплять их. Можно было бы подумать, что групповые методы не годятся для людей с психотическими расстройствами, но Капур (Kapur, 1999) предпринял обзор исследований и указал на ценность подобной практики. Должны ли в группу входить мужчины и женщины одновременно? Это зависит от проблем, подлежащих рассмотрению. Сколько времени должно про-должгться собрание группы? Большинство групповых терапевтических встреч длится около 1,5 часа, но есть и марафонские группы, чьи встречи длятся по много часов кряду. Возможны ли какие-то негативные последствия для отдельных людей? Некоторые (см., например: V. Yalom, 1998) указывают на опасность возникновения чрезмерной зависимости от группы.
Психодрама и ролевые игры
Психодрама — еще один социальный подход к лечению. В 1921 г. в Вене Якоб Морено основал «Steg-reiftheater» — в буквальном смысле «театр, где говорят находясь в седле», или театр спонтанности. Он выступил против глубокой индивидуалистичное™ и интроспекции господствовавшего в то время психоаналитического движения. Морено пришел к убеждению в терапевтической важности отыгрывания личностных проблем на сцене, когда наблюдал за изменениями в людях, наступавшими благодаря их спонтанным выступлениям. С годами он способствовал развитию многих идей, включая начала социометрии, графического способа изображения того, как группа выбирает кого-то из своей среды на основе симпатии, умений или чего-то иного. Хотя Морено был пионером в более широкой разработке групповых подходов, известность пришла к нему именно из-за работы с психодрамой.
Психодрама, подобно театральным спектаклям, происходит на сцене в присутствии публики. Главными участниками являются протагонист (клиент), режиссер (главный терапевт), вспомогательные эео (помощники терапевта или другие клиенты) и группа, образующая аудиторию. Терапевт-режиссер запускает действие, предлагая клиенту спонтанно сыграть какую-то сцену. Вспомогательные эго играют роли, которые поддерживают действие и помогают вытянуть из клиента проблемы и конфликт!*. Техники для получения продукции многочисленны и разнообразны (Moreno, 1959). Режиссер побуждает клиента достигнуть катарсиса, чтобы освободиться от своих проблем. Цель состоит в том, чтобы создать непосредственную, творческую личность. Одним из важных продуктов психодрамы является ее влияние на клиента-аудиторию, так как люди по-разному переживают драму жизни протагониста.
Похожую технику для тренинга в кросс-культурном консультировании разработал Педерсеи (Ре-dersen, 2000). В своей довольно сложной «Модели тренинга триад>> Педерсен подбирает консультанта-в-тренинге из одной культуры к команде из трех человек, которыми являются клиент и актеры иного культурного происхождения. Актеров называют антиконсультантом и проконсультантом, и они вступают в общение, особо комментируя действия и высказывания культурологического свойства по мере того, как наблюдают за происходящим между консультантом и клиентом. Таким образом, в этой маленькой психодраме консультант получает мгновенную обратную связь, касающуюся проблем при коммуникации с представителями иных культур.
Ближайшей, менее формальной родственницей психодрамы является ролевая игра. Величайшее разнообразие ролевых игр позволяет использовать их как дополнение к терапии или как главное средство для осуществления изменения или решения проблем. Отличительной чертой ролевых игр выступает то, что роли в них назначаются и разыгрываются. Источником ролей может быть биография клиента — например, пациентку, получающую групповую терапию, можно попросить разыграть типичную проблему, возникающую в ее отношениях с отцом. События могут относиться к настоящему, как это бывает в детских играх, где дети проигрывают взаимные разногласия, или к будущему: клиенты, скажем, готовятся к потенциально стрессовым событиям. Ролевые игры можно практиковать в очень многих условиях, так как их задачи ясны, а техники не тре буют руководства психологов и психиатров. Ролевые игры преследуют 2 главные цели: одна заключается в помощи людям научиться принимать роли — т. е. фигурально выражаясь, попытаться влезть в чужук шкуру или увидеть роль чужими глазами (и в процессе этого развить эмпатию). Другая состоит в том чтобы дать людям поэкспериментировать с ролями. которые им недоступны, или развить в себе новью навыки, опробовать которые в иных условиях у людей не было бы возможности. Джордж Келли (Kelly. 1955) побуждал клиентов апробировать роли в реальной жизни — то, что он называл терапией фиксированной роли.
Концепция ролей и принятие ролей занимает видное место в мышлении многих социальных и клинических психологов, особенно Теодора Сарбина (Сое & Sarbin, 1991; Sarbin, 1995; Sarbin & Allen, 1968) Сарбип усматривает в ролевой теории краеугольный камень личностного развития и считает ее главной для осмысления таких феноменов, как гипноз и эмоциональная жизнь. И сам он, и другие исследователи считают многие формы делинквентности и преступности провалом процесса принятия ролей. Особенно это относится к детям, большинство из которых разыгрывают роли в качестве естественной части своего развития и выказывают особый интерес к вмешательствам, сопровождающимся ролевыми играми.
Золотое правило «Поступай с другими так же, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» — оплот западной цивилизации — на деле является призывом к умению принимать на себя чужие роли.
Когнитивно-поведенческие структурированные учебные группы
Многие малогрупповые программы руководства по тренингу появились на свет благодаря заботе поведенческих и когнитивных психологов по поводу идентификации конкретных проблем и лечения их понятными и воспроизводимыми способами. Большинство таких программ определенным образом возвращается к образовательному подходу, который использовался в первоначальной групповой терапии, с дополнительным акцентом на теории социального научения. Многие из э