Эволюция бихевиоральных представлений.
Идеи Скиннера нашли свое дальнейшее развитие в тщательном изучении характера подкреплений — хронирования и вариативности наград или последствий, эффектов негативных подкрепителей (т. е. устранения стимулов, обусловливающих реакцию) и наказаний (аверсивных стимулов), а также применения этих идей для лечения широкого круга клинических проблем: анорексии, фобий и алкоголизма. Работая в тюрьмах и закрытых учреждениях для психически больных и лиц, страдающих дефектами развития, психологи и другие профессионалы по охране психического здоровья ввели систему наград, получившую название жетонной экономики (вознаграждений желательных форм поведения), целью которых являлась коррекция насильственного либо замкнутого поведения пациентов. С целью коррекции расстройств поведения у детей были разработаны такие концепции, как тайм-аут, под которым понимается временное препровождение деструктивно ведущего себя ребенка в какое-либо тихое место. Франке (Franks, 1990) предлагает полезный обзор исследований в этой отрасли, отмечая некоторые наиболее актуальные сферы применения бихевиоральных техник, такие как преодоление покорности или непослушания, умственной отсталости, проблемы деинституционализации, потребительского поведения, преступности и делинквентности, а также их применение к процессам старения.
Важным достижением в этой области явилась теория социального научения. Данный подход был во многом основан на концепции моделирования наблюдаемого поведения, предложенной и развитой
Альбертом Бандурой (Bandura, 1970). Испытуемые, наблюдающие за чужими действиями, научаются имитировать предлагаемые им формы поведения. (Обратим ваше внимание на тревожные выводы, вытекающие из данной концепции применительно к насилию на телеэкране.) Большая часть наиболее важного опыта научения в
повседневной жизни разворачивается в социальных ситуациях, и это прежде всего касается детей. Джеральд Паттерсон (Patterson. 1997) создал широко разветвленную систему понятий и процедур социального научения, основанную на наблюдении за поведением при встречах с детьми и родителями. Его интерес, как и многих его коллег, был во многом связан с последовательностями поведенческих паттернов, а также с процессами, посредством которых принуждающие действия приводят к расстройствам поведения. Наблюдение сыграло большую роль в развитии бихевиоральных подходов. Были разработаны методы исследования для использования подготовленными наблюдателями, отслеживающими взаимодействия между людьми непосредственно или в видеозаписях, показывающих поведение пар и семей в лабораторных или домашних условиях.
Дать единое, всеобъемлющее и точное определение поведенческой разновидности клинической терапии и вмешательства, судя по всему, невозможно. Однако Ребер в своем словаре определяет бихевио-ральную терапию как
...тип психотерапии, который преследует целью изменить патологические или дезадаптивные формы поведения посредством использования процессов торможения и угасания и/или положительного и отрицательного подкрепления в ситуациях классического и оперантного обусловливания... Говоря коротко, ее суть заключается в использовании условий подкрепления и определенных реакций в стимульных ситуациях. Соответственно, любые поведенческие нарушения принято считать результатом «неудачных* стечений обстоятельств в жизни индивида... Нет никакой необходимости исследовать глубинные внутренние конфликты; эффективная терапия должна стремиться к изменению поведения, проявляемого клиентом в настоящее время (Reber. 1995, р. 89-90).
В основе большинства поведенческих подходов к клиническому вмешательству лежит ряд общих принципов (Margraff, 1998). Эти подходы прочно опираются на традиции эмпирической психологии. Применительно к случаям клинического вмешательства эти традиции находят отражение в необходимости операционализацни проблемы клиента (т. е. четкой спецификации действий, сопутствующих проблеме) и в опоре на сбор и интерпретацию данных, которые собираются путем непосредственного измерения, наблюдения или самонаблюдения, осуществляемого клиентом. Как правило, собираются данные всех трех типов. Терапевт просит собирать данные, относящиеся к базалъпому (baseline) периоду — периоду до начала вмешательства, после чего этот сбор продолжается на протяжении всего вмешательства. Поведенческие формы вмешательства адаптируются под конкретного индивида и конкретные проблемы, переживаемые наиболее остро. Вмешательство является индивидуально ориентированным или является идеографическим (Nelson & Hayes, 1986). Бихевиоральные терапевты не рассматривают проблемные паттерны поведения в отрыве от реальности. Вместо этого они обращаются к предрасполагающим и провоцирующим условиям, а также последствиям поведения, которые либо способствуют, либо препятствуют его возникновению. Функциональный анализ - идентификация паттернов прецедентов, или активирующих событий, и последствий проблемного поведения — задает направления для разработки индивидуальных форм вмешательства и оценки их эффективности.
Другим основным принципом поведенческой терапии является ее ориентированность на достижение целей. Цели четко определяются и операционализируются, т.е. разбиваются на поддающиеся измерению компоненты. Терапевтические цели часто требуют мероприятий, выходящих за рамки среды, в которой осуществляется терапия (например в виде домашних заданий), и, как правило, подразумевают активное участие со стороны клиента. Основной целью разнообразных форм бихевиоральной терапии является научить клиентов помогать самим себе; при этом подчеркивается важность постоянного приобретения новых навыков на протяжении всей жизни. Помимо этого, поведенческие подходы «прозрачны» в том смысле, что все процессы и мероприятия активно обсуждаются с клиентами, и клиенты активно привлекаются к процессам принятия клинических решений. К поведенческим методам, могущим быть использованными в лечении, относятся следующие; а) методы, основанные на экспозиции (воздействии стимулов) — например систематическая десенсибилизация; б) оперантные методы — например подкрепление, угасание, тайм-аут и применение жетонной экономики; в) моделирование, или научение посредством наблюдения; г) методы самоконтроля — например самонаблюдение и самоподкрепление; д) когнитивные методы наподобие тех, что были описаны выше. В материале модуля 7.4 подытожены основные принципы, являющиеся общими для большинства видов бихевиоральной терапии.
Когниции и поведение
Впоследствии клиницисты начали расширять подходы, первоначально использованные Скиннером и Вольпе, в когнитивном направлении. Многим бихе-виористам становилось все более неудобно обходить стороной тот внутренний диалог, который постоянно ведут с собой люди. Самоотчет о поведении, безусловно, представляет собой когнитивную операцию. В 1970-х гг. позиции экспериментальной когнитивной психологии весьма укрепились — отчасти благодаря усовершенствованию компьютеров, которые в исследовательских ситуациях способны отображать реакции субъектов на экране или в виде иных стимулов. Бихевиористы стали все чаще и чаще использовать когнитивные концепции.