Установки и ожидания, связанные с проведением вмешательств
В любую ситуацию клинического вмешательства вовлечены по крайней мере два человека: клиент и терапевт. Во многих случаях процесс вмешательства может включать нескольких клиентов, нескольких терапевтов и/или других людей, чья роль в этом процессе нередко оказывается весьма существенной. При этом все они привносят в ситуацию собственные установки и ожидания. В этом разделе мы поговорим о том, какое значение могут иметь установки и ожидания клиентов и проводящих вмешательство терапевтов.
Люди, нуждающиеся в оказании психотерапевтической помощи, различаются по степени их желания приступить к лечению. Клиенты могут приходить на прием добровольно или по принуждению. В число первых входит большинство пациентов амбулаторных клиник и кабинетов врачей, ведущих частную практику. Ко второй категории относится множество пациентов, содержащихся в закрытых палатах частных и государственных психиатрических больниц, в тюрьмах, а также в некоторых специальных учреждениях для детей и подростков. Люди, помещенные в психиатрические больницы против их воли, как и заключенные, не являются добровольными пациентами. Между полюсами исключительно добровольных и исключительно недобровольных категорий клиентов находится множество клиентов и пациентов, которые приходят к терапевту под давлением, оказываемым на них извне в той или иной форме. Человек может быть вынужден посещать групповые занятия или проходить курс индивидуальной терапии по приговору суда, вынесенному за вождение транспортного средства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Детей нередко приводят к терапевту против их воли родители. Многие из бывших пациентов больниц, состоящих на учете, неоднозначно относятся к требуемым от них регулярным контрольным посещениям. Возможно, большинство людей, которые обращаются за психологической помощью, испытывают двойственные чувства, размышляя о том, хотят ли они, чтобы их личная жизнь явилась объектом осуществляемого извне обследования или изменения, и могут ли они доверять работникам лечебных учреждений. Это означает, что такие клиенты будут проходить обследование и лечение по крайней мере отчасти не по своей воле.
Отдельные подгруппы людей, получающих клиническую помощь, могут различаться по степени распространенности и серьезности возникающих у них проблем. Многочисленные исследования показывают, что бедные или малообразованные люди, представители «отвергаемых» меньшинств, а также жители перенаселенных и полуразрушенных старых городских районов или отдаленных и труднодоступных сельских уголков часто испытывают больше поведенческих проблем, чем другие категории населения (Dohrenwend et al., 1992; Lorion, 1978). Многие из этих людей нуждаются в комплексном обслуживании и поддержке — зачастую им необходимо лечение от соматических заболеваний, нужна помощь в поиске жилья, в обеспечении нормального питания, места работы, а также помощь в решении психических и поведенческих проблем. Это так называемые многопроблемные семьи и индивиды. Они составляют больший, чем соответствует их пропорциональной общей численности, процент от числа тех, кто попадает в тюрьмы и пополняет списки кандидатов на получение пособий по бедности, однако многие из них ничего не знают о психологических службах или не понимают, чем эти службы могли бы
им помочь. Эта часть населения зачастую нуждается в психологической помощи такого рода, какую обычные клиники и частные практикующие специалисты не могут предоставить. Психологи, врачи и социальные работники должны не только оказывать профессиональные услуги, но и думать о том, как организовать дополнительную помощь, в которой нуждаются многие отдельные индивиды и группы населения.
Важную роль, определяющую, насколько качественными окажутся предоставляемые клинические услуги, могут играть также и некоторые другие установки и ожидания клиентов. Бейтлер (Beutler, 1991) перечисляет 176 различных характеристик клиентов, которые, по мнению исследователей, способны оказать влияние на успех психологического лечения. Очень важно, чтобы клиницисты принимали во внимание и с уважением относились к религиозным, этническим и общечеловеческим жизненным ценностям клиента. Согласно некоторым исследованиям, результаты терапии являются более позитивными в том случае, если клиенты чувствуют, что клиницисты с уважением относятся к их жизненным ценностям (Alladin, 1993; Peteet, 1994). Кроме того, на основании обзоров научной литературы можно заключить, что клиенты, которые выжидают до того момента, пока их борьба со стрессом и психологическими проблемами не дойдет до крайней степени напряжения, получают в результате терапии значительно меньше пользы, чем те, кто обращается за помощью, не дожидаясь, пока проблемы достигнут стадии «неразрешимых» (Garfield, 1994). Эти и другие связанные с ними факторы подробно рассматриваются в работе Вайнбаргера и Постона (Wi-nebarger & Poston, 2000).
Установки и ожидания клиентов значительно различаются между собой вне зависимости от того, обращаются ли эти люди за профессиональной помощью добровольно или их принудительно доставляют в учреждения, агентства или на прием к специалистам, которые предоставляют соответствующие клинические услуги. Заинтересованность клиента, его готовность к сотрудничеству и позитивные ожидания способствуют достижению благоприятных результатов лечения. Поэтому общее отношение клиента к терапии, его установки и ожидания должны быть небезразличны клиницисту.
Основные ориентации, использующиеся при планировании и проведении вмешательств
При оказании психологической помощи большинство клиницистов могут придерживаться одной из пяти основных ориентации, перечисленных в табл. 3.1. Мы уже познакомили вас с ними в главе 2; напомним, что в их число входит ориентация на оказание естественной помощи, лечебная ориентация, научающая ориентация, ориентация на личностный рост и экологическая ориентация. При ориентации на оказание естественной помощи проблемы часто решаются неформально, клиницисты принимают в расчет культурные нормы и традиции, связанные с поддержкой местным сообществом людей, испытывающих психологические проблемы. Лечебная ориентация, которая носит также название медицинской модели, соотносится с концепцией, согласно которой любые психологические, эмоциональные и/или поведенческие трудности вызваны заболеваниями или патологическими состояниями, аналогичными соматическим; при этом проведение терапии после постановки формального диагноза позволяет облегчить симптомы, хотя полное излечение может оказаться недостижимым. Научающая ориентация основана на предположении о том, что индивидуальные стили поведения и мышления усваиваются в результате обусловливания или посредством механизмов восприятия-внимания и что эти стили можно изменить, используя основные принципы научения. Ориентация на личностный рост является отражением концепции, согласно которой внутри личности действуют прогрессивные силы, позволяющие индивиду достичь самоактуализации и реализовать свои способности; формы вмешательства, ориентированные на личностный рост, направлены на устранение блоков, препятствующих этим естественным процессам. И наконец, сторонники экологической ориентации утверждают, что поведение и мышление являются функциями особенностей взаимодействия человека со средой, и что любую систему можно понять, рассматривая процессы коммуникации, взаимосвязи и взаимообмена с ее физическим и социальным окружением. Очевидно, что выбор ориентации в каждом отдельном случае оказывает значительное влияние на принятие принципиальных решений, касающихся проведения вмешательства.
Как и большинство обобщающих организационных схем, данное описание общих ориентации, использующихся при планировании вмешательств, является чрезмерно упрощенным. Мы не ставили перед собой задачу создать новую классификацию теоретических подходов; наша цель — всего лишь охватить беглым взглядом наиболее общие терапевтические методы, применяющиеся при диагностике и лечении психических расстройств. Эта схема, включающая пять основных клинических ориентации, может быть полезна с точки зрения1 понимания того, как терапевты используют свои теоретические знания с целью концептуального описания психологических проблем, а также при планировании и проведении вмешательств.