Гуманистическая традиция — Роджерс

«Третья сила», как иногда называют гуманистиче­скую традицию, также представляет собой сочетание нескольких теоретических подходов. Эта концепция основывается на убеждении в том, что каждый чело­век от природы обладает потенциальным стремлени­ем к достижению более высокого уровня развития по сравнению с тем уровнем, которого индивид спосо­бен достичь согласно учению бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическая традиция особое внима­ние уделяет непосредственному жизненному опыту индивида и имеет много общего с феноменологиче­ской и экзистенциальной психологией, а также с движением за человеческий потенциал. Теории гуманис­тической психологии уделяют больше внимания оптимизму, самоопределению и целенаправленности, а не бессознательным влечениям, почти не поддающимся контролю. Эта традиция более всего соответ­ствует ориентации на личностный рост, которую мы упоминали в числе пять ориентации, применяемых в клинической психологии. Хотя у истоков гуманистической психологии стояло много известных пси­хологов, Карл Роджерс является наиболее ярким представителем этого направления в психологии. Роджерс родился в пригороде Чикаго и стал чет­вертым по счету ребенком в семье, в которой из ше­стерых детей пятеро были мальчиками. В своей автобиографии (Rogers, 1967, р. 343-344) он писал: «Хотя, будучи клиницистом, я уверен в том, что любой индивид раскрывает себя именно в настоящем и восстановление подлинной истории его психогенеза невозможно, я попытаюсь изложить собственные воспоминания и мое личное восприятие событий жизни, привязав их к тем конкретным фактам, которые мне доподлинно известны». Роджерс охарактеризовал своих родителей как практичных, трудолюбивых и «приземленных» людей. Его отец получил образование инженера и открыл собственное своей матери Роджерс писал (р.344):«Моя мать придерживалась строгих религиозных убеждений и одна из ее любимых библейских фраз гласила: «Вся наша праведность всего лишь мерзость в твоих очах, Господь»

Гуманистическая традиция — Роджерс - student2.ru

Карл Р. Роджерс

Роджерс писал в автобиографии (р. 345): «Я чувствовал, что родители проявляли дальше внимания к моему старшему брату, чем ко мне. Убеждение это, вероятно, было во мне настолько сильным, что я даже сочинил теорию, согласно которой я был приемным ребенком». Выбрав вначале специализацию по сельскому хозяйству, ере затем решил переменить факультет и получил степень бакалавра по истории при Висконсин-университете в 1924 г. Он был активным членом Христианского молодежного союза», и его избрали :качестве делегата для поездки в Китай. В 1924 г. ере женился на Хелен Элиот и поступил в либералььную «Юнионистскую теологическую семинарию в Нью-Йорке. Решив уйти из семинарии, он изучать детскую и клиническую психологию педагогическом колледже Колумбийского университета, где получил ученую степень доктора философии. Роджерс приобрел свой клинический опыт, работая в качестве детского врача-консультанта, а воспитывая своих собственных детей. Первый ребёнок появился на свет в 1926 г. и, как сам Роджерс рассказывал в автобиографии: «Мы старались воспитать его в строгом соответствии с предписаниями :книги бихевиориста Уотсона, придерживаясь ого распорядка и тому подобное. К счастью, у Хелен нашлось достаточно здравого смысла, что-бы быть хорошей матерью, невзирая на все эти пагубные

психологические выкладки». После 12 лет логической работы с детьми в Рочестере, штат Йорк, Роджерс в 1940 г. переехал в университет штата Огайо. Именно здесь он начал разрабатывать новую систему психотерапии и опубликовал книгу «Консультирование и психотерапия» (Rogers, 1942), где впервые были изложены основные прин­ципы подхода, получившего впоследствии название недирективной терапии, чуть позже — терапии, центрированной на клиенте, и наконец, в более широ­ком смысле ставшего называться персоноцентрической психотерапией. В 1945 г. Роджерс переехал работать в Чикагский университет. Здесь он был са­мым видным клиницистом, проводившим широкие теоретические исследования, которые применялись им на практике во время проведения открытых терапевтических сессий, посещавшихся большим ко­личеством студентов, привлеченных его исследова­ниями и теориями. Затем последовали несколько лет работы в Висконсинском университете, где он воз­главлял научно-исследовательский проект, посвя­щенный изучению того влияния, которое оказывает характер взаимоотношений между терапевтом и па­циентом при лечении шизофрении. Идеи Роджерса были горячо восприняты во время его визита в Япо­нию в 1961 г. После этого Роджерс переехал работать в научно-исследовательский институт, находивший­ся в Северной Калифорнии, и занимался активной научной деятельностью почти до самой смерти, по­следовавшей в 1987 г. Научная деятельность Род­жерса была отмечена многими почетными награда­ми. Он был избран президентом Американской пси­хологической ассоциации и стал лауреатом премии АПА за выдающийся вклад в науку.

Центральное место в теории Роджерса занимает восприятие индивидом своего Я. По своему харак­теру эта теория резко контрастирует как с директив­ными концепциями Скиннера, так и с теоретически­ми положениями психоанализа. Теория Роджерса концентрирует внимание психологов на внутренних переживаниях человека, и его метод, который мы проиллюстрируем в главе 7, включает отчет пациен­та о своих осознаваемых переживаниях в обстанов­ке теплой и дружественной беседы с психотерапевтом. Хотя в начале своей психотерапевтической карьеры Роджерс работал с пациентами в индивидуальном порядке, позднее он предложил методы для прове­дения терапевтических сеансов с большими группа­ми людей, задачей которых являлось улучшение межличностных отношений и разрешение психоло­гических конфликтов.

Резюме

В этой главе мы дали общее представление о тех те­ориях и идеях, которые находят сегодня применение в клинической практике. Практикующему психоло­гу никогда не помешает иметь в своем распоряжении широкий набор инструментов, которые могут найти эффективное применение в практической работе. Клиническая психология представляет собой об­ширный раздел современной психологии, который охватывает все стадии человеческой жизни и дает ответы на вопросы, позволяющие разобраться в са­мых разнообразных человеческих проблемах и ситу­ациях. В самом начале главы мы рассказали о четы­рех фундаментальных теоретических подходах в психологии: идеях, почерпнутых из теории биопсихосо­циальных систем, концепциях стресса и копинга, дали общее представление о том, какую роль играет индивидуальное развитие на протяжении жизненно­го цикла, и, наконец, дали концептуальное представ­ление об индивидуальном Я и доступных человеку возможностях выбора.

Далее мы предложили вам краткий обзор пяти ос­новных ориентации в клинической практике: ориента­ции на естественную помощь, лечебной ориентации (медицинской модели), ориентации на научение, ори­ентации на личностный рост и экологической или кон­текстуально-направленной ориентации. В заключение главы мы кратко рассмотрели три ведущие теоретиче­ские традиции в психологии (психодинамическую, когнитивно-поведенческую и гуманистическую).

Практически все разделы современной психоло­гической науки в той или иной степени оказали вли­яние на развитие клинической психологии. На осно­вании нашего краткого обзора читатель может убедиться в том, что большинство современных психологических теорий нашли применение в кли­нической практике, и программы подготовки клини­ческих психологов строятся с учетом того обстоя­тельства, что будущие специалисты должны обла­дать глубокими познаниями общей психологии. Несмотря на то что в этой книге затрагивается мно­жество тем, некоторых важных вопросов мы косну­лись лишь вскользь, исходя из предположения о том, что человеку, готовящемуся стать клиническим пси­хологом, в любом случае необходимо будет глубоко изучить такие разделы психологии, как общая пси­хопатология и психопатология развития. Проблема, связанная с большим количеством информации, составляющей теоретическую базу современной пси­хологии, частично разрешается благодаря тому об­стоятельству, что на практике используется лишь ограниченное количество различных теоретических концепций. Так, например, многие достижения экс­периментальной психологии в настоящее время на­ходят лишь весьма ограниченное применение на практике. Большинство практикующих клиници­стов являются эклектиками, т. е. в своей практиче­ской деятельности они используют идеи, заимство­ванные из всего имеющегося спектра теоретических подходов, методов и направлений. Даже те клиници­сты, которые являются страстными приверженцами какой-либо одной теоретической доктрины, в прак­тической деятельности зачастую используют диагно­стические методики и терапевтические техники, за­имствованные у другой теоретической доктрины. Такой эклектический подход выглядит в достаточ­ной степени оправданным, однако таит в себе опре­деленную опасность, поскольку в условиях столь широкого выбора клиницист может испытывать со­мнения относительно правильности принятых реше­ний во время работы с конкретными пациентами.

Для того чтобы избежать этой опасности, клиницисты специализируются в какой-либо деленной области клинической психологии, мер работают с детьми, страдающими дефицитом внимания, занимаются только терапией сексу расстройств или посвящают себя работе с пах ми, страдающими от повреждений головного мозга Но, узкая специализация тоже имеет свои недостатки справедливому замечанию Скофилда (Schofieli р. 5), «успешная работа психотерапевта {и клинчекая работа в целом, можем добавить мы о требует всесторонней профессиональной подготовки, что является прямо противоположным тому смыслу, который вкладывается в понятие узкая специализация». Для того чтобы иметь возможность работать; с самыми разнообразными клиентами, сталкивающимися с бесконечным разнообразием психологи проблем жизненных ситуаций, клиницист обладать широкими познаниями, касающимися человеческой природы в целом. Студенты и клиенты приобретают эти знания, знакомясь с литер по самым разнообразным гуманитарным дисциплинам, наблюдая за поведением людей, а также на основании собственного жизненного опыта. Кл екая психология представляет собой квинтэссенцию практического опыта, накопленного клиницистами в процессе взаимодействия с конкретными людьми.

Рекомендуемая литература и источники

Читатель может получить полезную информацию касающуюся клинической психологии, из многих источников. Особый интерес представляют вводные фундаментальных трудов по патопсихологии и логии развития. При необходимости прояснения значений терминов можно обратиться к энциклопедиям словарям, указанным в конце главы 1 (Corsin 1999; Kazdin, 2000). «Настольный справочник психолога» (The Psychologists' Desk Reference. Koocher, I* & Hill, 1998) дает представление о многих важных темах, составляющих предмет клинической психологии. Особенно полезной может оказаться книга Бронфенбреннера «Экология человеческого развития», посвященная проблемам мышления и индивидуального развития (Bronfenbrenner. The Ecology of Human lopment: Experiments by Nature and Design, Информацию о так называемых «сложных сие можно получить на веб-сайте Института сложных сисстем в Новой Англии: [www.necsi.org]. Книга '. и Керига «Психопатология развития: С младенчества до зрелости» (Wenar & Kerig. Developmental F patholody: From Infancy Through Adolescence. 20 держит много интересной информации по клинической и абнормальной психологии. Издание Снайдера «Копинг:: Психология эффективных методов» (! Coping: The Psychology of what works, 1999) n для понимания стресса и способов его преодоления в повседневной жизни.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации