Эмоциональное и психосексуальное развитие.

Тот факт, что сексуальное развитие личности оказы­вает определенное влияние на поведение и связан­ные с ним эмоциональные переживания, стал оче­видным еще на ранних этапах истории человечества. Сексуальное развитие сопровождается внешне за­метными физиологическими и физическими изме­нениями — понижением тембра голоса в подростко­вом возрасте, появлением лобковых волос, началом менструаций у девушек, появлением растительнос­ти на лице и «влажных снов» у мальчиков, полной утратой репродуктивных способностей у пожилых женщин. Наряду с этими резкими изменениями про­исходят и постепенные, но тем не менее очень важ­ные изменения, касающиеся эмоциональной сферы и направленности сексуальных интересов. Однако лишь Зигмунду Фрейду удалось создать первую комплексную теорию развития, устанавливавшую связь между сексуальным и эмоциональным разви­тием личности и применимую в клинической прак­тике. Взгляды Фрейда мы более подробно рассмот­рим позже, а сейчас сосредоточим внимание только на его учении о стадиях развития, положенном им в основу своей психоаналитической теории. Фрейд полагал, что имеет место последовательная смена стадий индивидуального развития, причем для каж­дой стадии характерен специфический способ полу­чения удовольствия. На первой стадии, названной им оральной, главным источником получения удо­вольствия служит ротовая полость. На второй ста­дии, получившей название анальной, получение удовольствия связано с раздражением ануса, дости­гаемого посредством либо удерживания, либо вытал­кивания фекалий. На третьей стадии, начинающей­ся примерно в возрасте 4 лет и названной фалличе­ской, главным источником получения удовольствия является раздражение гениталий. Четвертую ста­дию, начинающуюся в возрасте около 6 лет и про­должающуюся вплоть до половой зрелости, Фрейд назвал латентной, поскольку на этой стадии энер­гия либидо, которая является движущей силой в стремлении человека к получению удовольствия, подвергается сублимации, а потому не вызывает внутренних конфликтов и стрессовых состояний. Следующая стадия развития — пубертатный пери­од, для которого характерно наличие большого ко­личества как внутренних, так и внешних конфлик­тов; предполагается, что на этой стадии молодые люди должны перенести свою энергию либидо с ро­дителей на другие объекты привязанности. Разрабо­танный Фрейдом метод лечения требовал, чтобы па­циент в своих воспоминаниях вернулся к той стадии развития, на которой начались его внутренние кон­фликты, и попытался выбрать новое направление развития, достигаемое посредством выражения сво­их эмоций, инсайта и реорганизации своей психики. Теория Фрейда, делавшая упор на сексуальность и смену объектов влечений, оказала огромное влияние на развитие психологии. Однако многочисленные исследования, стимулированные научной деятельно­стью Фрейда, выявили ограниченность и неадекват­ность как его основополагающей теории, так и пред­ложенного им метода лечения (см., например, работу Килстрема (Kilstrom, 1999) и приводимый им би­блиографический список), именно поэтому в цент­ре внимания психологов оказалась более детально разработанная теория стадий развития, предложен­ная Эриксоном (1950, 1963).

Идентифицированные Эриксоном стадии инди­видуального развития хотя и были выделены на ос­нове стадий развития, предложенных Фрейдом, учи­тывали прежде всего не физиологическое, а психо­логическое и социальное развитие индивида. При этом основное внимание уделялось характеру взаи­моотношений с окружающими людьми. Более того, стадии развития, выделенные Эриксоном, охватыва­ют весь жизненный цикл, а не только детские годы. На каждой из восьми основных стадий развития ин­дивид переживает кризис или сталкивается с серь­езными психологическими проблемами. Каждая стадия характеризуется парой дуальных противо­положностей, которые оказывают свое влияние на­чиная с младенчества и вплоть до глубокой старости: а) изначальное доверие людям в противовес недове­рию; б) автономия (психологическая независимость) в противовес стыду и сомнениям; в) инициатива в противовес вине; г) трудолюбие в противовес неполноценности:

Эмоциональное и психосексуальное развитие. - student2.ru

д) идентичность в противовес смеше­нию социальных ролей; е) интимность против изо­ляции; ж) продуктивность в противовес инертности; з) интеграция это в противовес отчаянию. . Теория стадий развития, предложенная Эриксоном, очень хорошо вписывается в общую теоретическую кон­цепцию, которую пытается построить современная психология. Каждая стадия развития представляет собой систему представлений человека о самом себе и своих взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром. Кроме того, каждая стадия вклю­чает в себя возможности для развития и выбора. Результат развития никогда не бывает предрешен заранее. Будучи сострадательным человеком и творчески мыслящим психоаналитиком, Эриксон был в высшей степени реалистично мыслящим уче­ным. В его теоретической концепции находится ме­сто как для родительской категоричности, так и для любви, а также для социальных условий, способству­ющих успешному решению индивидом стоящих перед ним задач, усложняющихся по мере достижения им зрелости.

Представители различных психологических под­ходов используют эти теоретические концепции, позволяющие понять многие человеческие пробле­мы без навешивания на людей психиатрических ярлыков. Теория Эриксона указывает на подходы к решению индивидуальных психологических проблем, предполагающие помощь со стороны общества, однако ответственность за принимаемые решения все же остается за индивидом. Поскольку теория Эриксона имеет слишком обобщенный, универсаль­ный характер, она не подвергалась тщательному эмпирическому исследованию, однако оказала сильное влияние на многих психологов. Описанные Эриксоном стадии развития раскрывают моральные ценно­сти и «философию», лежащую в основе социальной и эмоциональной компетентности людей, совершенствующейся по мере того, как они продвигаются по своему жизненному пути.

Когнитивное развитие. Совершенно очевидно, что маленькие дети отличаются уровнем развития своих когнитивных способностей от детей более старшего возраста и взрослых. Одним из наиболее полезных изобретений психологов явился тест ин­теллекта, позволявший оценивать способности к логическому мышлению и словарный запас на теку­щем этапе индивидуального развития. Используе­мые в интеллектуальных тестах оценки предполага­ют постепенный рост когнитивных способностей индивида, а не скачкообразный их рост в соответ­ствии с прохождением отчетливо выраженных ста­дий когнитивного развития. Помимо теоретических ;: эмпирических исследований, посвященных изуче­нию проблем, связанных с тестированием интеллек­та, многие психологи пытались разработать теории, описывающие основные когнитивные процессы, та­кие как восприятие и мышление, а также гипотети­ческие стадии когнитивного развития. Несомненно, наиболее выдающимся представителем этого направления явился Пиаже (Piaget, 1952; см. также изложение его теории Флейвелом: Flavell, 1977).

Этот великий швейцарский ученый положил в осно­ву своей теории четыре основные стадии развития, охватывающие период от младенчества до зрелости: а)сенсомоторную (0-2 года), на которой примитивные навыки восприятия и поведения, такие как сосание и хватание, координируются в единые когнитив­ные, структуры; 6) дооперациональную (от 2 до б лет), на которой ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром на символическом уровне, на­зывая объекты, но не манипулируя ими непосредственно; в) стадию конкретных операций (6-12 лет), когда ребенок может производить операции над мыс­ленными образами конкретных физических объек­тов без необходимости непосредственно опериро­вать ими на физическом уровне, формируя в ходе этого процесса практически применимые представ­ления об объектах, и наконец г) стадию формальных операций (12 лет и старше), когда ребенок становит­ся способным оперировать абстрактными понятия­ми высшего уровня, не связанными с конкретными физическими объектами, такими как истина и честь. Факт существования этих стадий должен учитывать каждый клинический психолог, формируя свои ожи­дания относительно уровня развития пациента при его обследовании и принимая решение о примене­нии того или иного терапевтического подхода.

Пиаже утверждал, что существует два основных процесса, описывающих характер взаимодействия человека с окружающим миром: ассимиляция, или интеграция нового опыта в уже существующие схе­мы и структуры, и аккомодация, или модификация этих структур с целью приведения их в соответствие с вновь получаемым опытом. Идеи Пиаже, удачно согласующиеся с подходом, предлагаемым общей теорией систем, оказались ценным подспорьем в работе как клинических психологов, так и психоло­гов, занимающихся проблемами развития личности. Концепции Пиаже стимулировали значительное количество научных исследований, большая часть ко­торых подтверждает его теорию. Кросс-культурные исследования показывают, что существуют различия, касающиеся хронологии и самого факта наступления последней, согласно Пиаже, стадии индивидуально­го развития, а потому некоторые методологические проблемы остаются до сих пор не разрешенными (Dasen & Heron, 1981). Когнитивное развитие происходит в нескольких сферах человеческого функци­онирования одновременно. Пиаже показал, что стадии развития социальных привязанностей также можно рассматривать с точки зрения предложенной им общей теории. Появившееся совсем недавно мно­гообещающее направление исследований в области когнитивного развития, получившее название «тео­рии сознания» (theory of mind), занимается изуче­нием того, что знают маленькие дети о когнитивной деятельности других людей и каковы их представле­ния о том, что думают окружающие. Согласно утвер­ждению Флейвела (Flavell, 1999), данные разрабо­танных учеными оригинальных методов наблюдения позволяют сделать вывод о том, что даже грудные младенцы осознают факт преднамеренности и общей целенаправленности человеческих поступков. Развитие навыков понимания психики других людей, по-видимому, тесно связано с характером взаимоот­ношений с окружающими в раннем детском возрас­те, что подтверждается отсутствием коммуникатив­ных навыков в случае психического расстройства, получившего название аутизм.

Социальное и моральное развитие. Перед каж­дой культурой стоит задача социализации подраста­ющего поколения, и клинические психологи при ра­боте с пациентами нередко сталкиваются с пробле­мами, имеющими отношение к социальным нормам. Одним из эффективных теоретических подходов к разрешению проблем этого типа является теория ролей. Суть этой теории была удачно сформулиро­вана еще 400 лет тому назад Уильямом Шекспиром в его комедии «Как вам это понравится»:

Весь мир — театр,

В нем женщины, мужчины — все актеры

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

(перевод Т. Щепкиной-Куперник)

Теория ролей основывается на идее о том, что наша жизнь подобна театру, где один и тот же актер может исполнять различные роли, взаимодействуя с другими людьми в различных сценах или контек­стах. Люди имеют определенные ожидания в отно­шении тех или иных социальных ролей и обладают набором оценочных критериев относительно каче­ства исполнения этих ролей. Джордж Келли (George Kelly, 1996) (о котором мы более подробно расска­жем позже, когда будем рассматривать его теорию личностных конструктов) разработал метод терапии, названный им терапия фиксированной роли — свое­го рода подобие экспериментальной процедуры, в ходе которой пациент пытается исполнять различные со­циальные роли. Теодор Сарбен (Theodore Sarbin, 1950; 1995) посвятил значительное число работ изу­чению теории ролей. На протяжении многих лет он занимался анализом феномена гипноза и антисоциального поведения с точки зрения этой теории. В сво­их последних работах он и его коллеги (de Rivera & Sarbin, 1998), исследуя воспоминания своих пациен­тов с целью выявления случаев жестокого обраще­ния с ними в детском возрасте, отмечали тот факт, что разыгрывание определенных ролей влияет на конструирование детских воспоминаний. Теория ролей тесно связана с формированием собственного Я и проблемой обретения идентичности. Этнические конфликты, проявления которых столь заметны на национальном и интернациональном уровнях, в ко­нечном итоге связаны с проблемами социальных ролей и обретением идентичности, так же, как гендерные роли и формирование половой идентично­сти. Теория ролей может помочь нам связать наши представления о функционировании социальных систем различных уровней.

Сколько различных ролей может разыгрывать один и тот же человек на протяжении одного дня? Читатели этой книги, вероятно, смогут насчитать по меньшей мере 4 или 5 ролей, которые им приходится исполнять ежедневно: студент, приятель, партнер по игре в теннис, покупатель в магазине и т. д. На рис. 2.3 показано гипотетическое распределение раз­личного времени суток в жизни индивида по местам действия и характеру исполняемых ролей в различ­ные периоды его жизни. Во время работы с пациен­том клиницисту не следует забывать о том, что в раз­личные периоды жизни пациента в его репертуаре могут появляться новые роли.

Сегодня рост насилия и преступности является одной из главных проблем во многих странах, осо­бенно в США, где число преступлений с применени­ем насилия выше, чем в других индустриально раз­витых государствах. Каким образом у человека фор­мируется «совесть» и признание прав и потребностей других людей? Психологи, воспитатели и представи­тели других социальных профессий уделяют много внимания пропаганде нравственных ценностей в современном обществе и снижению уровня наси­лия, а также стремятся способствовать развитию у людей самоконтроля. Популярные психологические издания постоянно указывают на обилие ролевых моделей антисоциального поведения, как в окружа­ющей действительности, так и в средствах массовой информации. На протяжении многих лет Колберг (Kohlberg, 1984) изучал моральное развитие с ис­пользованием метода, несколько напоминающего тот, что использовал Пиаже при изучении когнитив­ного развития. Он и его коллеги стремились описать своего рода структуру интерпретации, с помощью которой любой индивид мог бы систематизировать свои представления о неоднозначных и сложных со­циальных ситуациях, затрагивающих вопросы мора­ли, и принять эффективное решение. Ученые пола­гали, что подобные структуры, как правило, не фор­мируются у детей непосредственно воспитывающими их индивидами; вместо этого дети сами постепенно усваивают моральные принципы высших уровней абстракции по мере своего взросления. Одно из на­правлений исследований Колберга касалось убежде­ний, связанных с представлением о справедливости, которые он оценивал на основании реакций испыту­емых на описания проблем, взятых из реальной жиз­ни (Carroll & Rest, 1982). Подрастающий ребенок в своем развитии переходит от стадии безусловного доверия к своду моральных правил, сформулирован­ных опекающим его лицом («Так сказал папа»), за­тем к представлениям о необходимости справедли­вого распределения материальных благ и сотрудни­чества в пределах социальной системы и, наконец, к представлениям о праве и морали, уже не основы­вающимся на мнении подавляющего большинства. Тем не менее некоторые вопросы остаются неразре­шенными. Так, мы не знаем, находится ли индивид на одной и только одной стадии развития в любой отдельно взятый момент времени? Не были ли эти стадии развития выбраны достаточно произвольно и в соответствии лишь со стандартами современной западной культуры? Могут ли индивиды вести жизнь, свободную от нарушения моральных норм, так и не достигнув заключительной стадии мораль­ного развития? Новаторские работы Колберга стимулировали непрекращающийся поток научных исследований и дискуссий. К примеру, Гофман( Hoffmап, 1987) подчеркивал важность приобретения такoго качества, как эмпатия, тогда как Гиллиган (Gilligan, 1982) привлек внимание психологов к качествам, как заботливость, преданность и стремление облегчать страдания других людей. Вите( Vitz, 1990) высказал предположение о том, что нарративы— повествовательные истории — и нарративный :стиль мышления представляют собой необходимое условие морального развития прежде всего по­что они способствуют приобретению таких в, как эмпатия, забота, преданность и склонность к взаимодействию с окружающими людьми; подход указывает на возможные пути морального воспитания личности. Коулз (Coles, 1997) пишет о моральном воображении — постепенно развивающемся осознании того, что такое хорошо и что такое плохо и что значит быть хорошим человеком. Он показал, как формируется нравственное поведе­ние и эмпатия благодаря опыту взаимоотношений в кругу семьи и в сфере отношений со своими сверст­никами.

В целях предотвращения насилия необходимо также уделять внимание развитию самоконтроля и формированию приемлемого социального поведе­ния по отношению к различным уровням соци­альных систем, а не только по отношению к инди­видуальному уровню.

Наши рекомендации