Психологические знания о человеческой природе

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

Четыре фундаментальных теоретических подхода

Системы — биологическая, психологическая, социо-политическая

Стресс и копинг (преодоление стресса)

Хронология и индивидуальное развитие на протя­жении всего жизненного цикла

Человеческое Я, возможности и выбор

Пять основных ориентации, используемых в кли­нической практике

Ориентация на естественную помощь [традицион­ную медицину

Лечебная ориентация

Научающая ориентация [обучающая, ориента­ция на научение) Ориентация на личностный рост Экологическая ориентация

Три основные психологические традиции и их ведущие представители

Психодинамическая традиция — Фрейд Поведенческая и когнитивная традиции — Скиннер и Эллис

Гуманистическая традиция — Роджерс

Какие идеи являются наиболее полезными в клини­ческой практике? Мы используем идеи в качестве теоретических инструментов, помогающих нам по­нять поведение отдельных индивидов и социальных групп или позволяющих нам разобраться в конкрет­ных ситуациях. Все идеи, используемые в психоло­гии, будь то простые модели, замысловатые теории или интуитивные догадки, являются рабочими гипо­тезами, нуждающимися в проверке на соответствие фактическому поведению людей и реальным жиз­ненным обстоятельствам. В этой главе мы попыта­емся изложить концепции, наиболее часто исполь­зуемые в клинической практике. Но для начала давайте рассмотрим конкретный случай, с которым может столкнуться любой практикующий психолог. 25-летняя Джолин Абраме обратилась в центр психологической помощи по рекомендации своей подруги. На протяжении последних нескольких ме­сяцев Джолин старалась не покидать пределов сво­ей квартиры; она чувствовала себя чрезвычайно не­рвозно, когда ей приходилось выходить из дома в магазин или на почту. Джолин рассказала подруге о своих ощущениях и спросила, не кажется ли ей, что «на. Джолин, сходит с ума. «Не переживай, это всего лишь фантазии, которые скоро пройдут», — попы­талась успокоить ее подруга. Джолин понимала, что подруга искренне хочет ей помочь, но в то же время она осознавала, что подобные утешительные речи не приносят ей облегчения и ее беспокойство никуда не исчезает. Ее опасения усиливались: «Я должна как можно быстрее справиться с этим состоянием, — убеждала себя Джолин, после того как истек срок ее больничного отпуска. — Неужели я на самом деле схожу с ума? Что же мне делать?» — с волнением размышляла Джолин. Однако вскоре ей довелось испытать приступ настоящего ужаса во время посе­щения продуктового магазина. Внезапно девушка почувствовала, что с ней должно произойти нечто страшное. Ощущение было настолько реальным, что она просто не знала, звать ли ей на помощь, бежать, спрятаться куда-нибудь или искать другой выход из положения. Когда ощущение ужаса немного утихло, Джолин нашла телефон автомат и позвонила в центр психологической помощи; так она попала на прием к психологу.

Каким образом психолог может интерпретировать поведение Джолин? В арсенале клинической психологии существует множество различных концепций и теоретических принципов, которые могли бы ока­заться полезными в данной ситуации. «Психологи­ческий словарь» Корзини (Corsini. Dictionary of Psychology, 1999) насчитывает более 1000 страниц и включает описание около 30 тысяч терминов в ал­фавитном порядке, начиная с АБА-схемы (экспери­ментального метода измерительных наблюдений, проводимых в различных условиях) и заканчивая зоофилией (аномальным влечением к животным, нередко носящим сексуальный характер). Не без доли легкой иронии Корзини завершает свой тезау­рус словом zyz — лишенным всякого смысла терми­ном, придуманным самим психологом в качестве за­вершающего аккорда составленного им словаря. Боно (Boneau 1990) произвел работу по отбору наи­более важных терминов, которые необходимо знать студентам, изучающим психологию. При помощи анкетного опроса преподавателей психологии он со­ставил таблицы, состоящие из 100 самых важных концепций для каждого из выделенных им 10 раз­делов психологии. Тремя наиболее важными поня­тиями для каждого из четырех разделов психологии, имеющих непосредственное отношение к клиниче­ской практике, оказались следующие: тревога, эти­ология и психотерапия — для патопсихологии; при­вязанность, стадии развития и социализация —для психологии развития; контрольная группа, коэффи­циент корреляции и зависимая переменная — для экспериментальной психологии и статистики; и эго, личность и психоаналитическая теория — для пси­хологии личности. Таким образом, поиск подходя­щих теоретических концепций, которые можно ис­пользовать в клинической практике, предоставляет весьма широкие возможности для выбора.

Если бы перед профессиональным психологом стояла задача дать свое заключение о душевном со­стоянии Джолин, он, вероятно, сделал бы вывод о том, что она страдает от агорафобии — патологичес­кого страха, возникающего у человека, вынужденно­го покинуть привычную обстановку, — и поставил бы ей диагноз панического расстройства. Но такая постановка формального диагноза ненамного при­близила бы нас к пониманию случая Джолин. Мо­жет быть, на ее поведение оказывает влияние инфан­тильная тревога, которая вторглась в ее взрослую жизнь из сферы бессознательного? Быть может, страх стал для Джолин привычной реакцией, кото­рая постоянно подкреплялась вознаграждениями в форме возвращения в успокаивающую обстановку своей квартиры? Возможно, отсутствие близких дру­зей и семейной поддержки явилось главной причи­ной ее панического расстройства? Или же неблаго­приятная обстановка на работе заставила ее избегать неприятных ситуаций? А может быть она страдает от дисбаланса нейротрансмиттеров, что при опреде­ленных обстоятельствах приводит к избыточному поступлению адреналина в кровь? Все эти вопросы указывают на возможные рабочие гипотезы-инстру­менты, которые могли бы пролить свет на проблемы Джолин. Перед клиническим психологом стоит за­дача выбора адекватной гипотезы и проверки ее при­годности. При этом он может использовать инфор­мацию, полученную им от клиентки, ее друзей, се­мьи и во время медицинских консультаций. Затем психолог должен решить, какая гипотеза окажется наиболее пригодной для решения данной проблемы.

Какие концепции и теоретические принципы пред­ставляются наиболее полезными для понимания от­дельного случая и для принятия решения о том, ка­кую именно помощь нужно оказать пациенту?

Каким образом мы можем получить целостное представление о феномене, который весьма неопре­деленно называем человеческой природой? При этом мы хотим не просто составить список всех имеющих­ся концепций, но должны выбрать для своих целей ограниченное их число, систематизировать отобран­ные нами концептуальные модели и указать потен­циальные возможности их практического примене­ния. Чтобы получить общее представление о тех те­оретических концепциях, которые могут оказаться полезными в клинической психологии, мы начнем с рассмотрения 4 фундаментальных теоретических подходов, затем опишем 5 основных направлений клинической практики, и наконец, познакомим вас с 3 ключевыми теориями, оказавшими огромное вли­яние на развитие психологии.

Наши рекомендации