V. Современный период и перспективы будущего развития

В настоящее время клиническая психология прочно ша с системой здравоохранения и медицины и отвечает современным требованиям науки и лечебной практики. В США жалованье и карьера университетских психологов стали в большей степени, чем в прошлом, зависеть от государственного финансирования. Стремительный рост цен на медицинское обслуживание поставил перед специалистами, работающими как в частном, так и в общественном секторе, 3 основные проблемы: конкурентная борьба за источники финансирования, необходимость избе-задолженности со стороны клиентов и достижение высокой эффективности психотерапии, в особенности по сравнению с медикаментозными методами лечения. В наши дни мало кто из начинающих клиницистов может рассчитывать на спокойное течение своей карьеры в условиях стабильной и независимой психотерапевтической практики. Тем не менее клиническим психологам удалось найти способы преодоления многочисленных трудностей, обусловленных повышенными требованиями, которые предъявляет к ним современное общество. Хотя :перед ними постоянно возникали проблемы (иногда приводящие к судебным разбирательствам), связанные с оплатой услуг, валидностью методов клинического обследования и с эффективностью про-1мой психотерапии, к этому времени уже был накоплен достаточный объем исследований, демонстрирующих тот факт, что тщательно спланированное терапевтическое вмешательство, позволяющее жать госпитализации, может значительно сэкономить расходы на лечение. Это привело страховые компании к выводу о том, что им выгодно оказывать

поддержку психологическому сервису (Cummings, 1976; Cummings, Budman & Thomas, 1998). Между тем страховые компании стали прибегать к услугам «менеджеров-инспекторов», управляющих терапев­тическим процессом, что позволило снизить, а в не­которых случаях и вовсе исключить потери компа­ний, связанные с выплатой медицинской страховки. Управление лечением со стороны страховых компа­ний все чаще становилось серьезной проблемой для многих клиницистов, поскольку страховые компании, осуществлявшие жесткий контроль, были заинтере­сованы в том, чтобы максимально ограничить объем проводимых обследований и лечения клиентов.

В этих условиях, стремясь к независимости, пси­хологи различных специальностей начали объеди­няться в самостоятельные группы, предлагая круп­ным корпорациям свои услуги по тестированию и обследованию их сотрудников, что позволило стаби­лизировать положение психологов, в то же время сократив расходы, которые несли страховые компа­нии. В 1990-е гг. психологи и специалисты смежных дисциплин заговорили о необходимости реформы системы здравоохранения в США, предполагающей введение государственного медицинского страхова­ния. Подобная государственная поддержка уже в течение длительного времени осуществляется в Ка­наде, Австралии и ряде европейских стран. Однако такая система здравоохранения и медицинского страхования подвергается критике со стороны кли­нических психологов; в частности, можно указать на критическую работу Пилгрима и Тречера (Pilgrim & Treacher, 1992), основанную на опыте клинических психологов — сотрудников Британской Националь­ной службы здравоохранения.

В конце XX в. теория и методы исследований, ис­пользуемые клинической психологией, продолжали развиваться. Особенно важным шагом явилась раз­работка современной техники нейровизуализации — получения снимков мозга, позволившей глубже по­нять особенности его функционирования. Некото­рые методы сканирования мозга явились развитием техники электроэнцефалографии, отображающей электрическую активность мозга, а также развитием использования ультразвуковых методов или мето­дов визуализации нейрохимических процессов (см. Posner & Raichle, Images of Mind., 1994). Кроме того, получили распространение исследования и внедре­ние в медицинскую практику новых разрешенных психотропных препаратов — медикаментов, изготов­ленных на основе лекарственных трав и различных пищевых добавок. Однако наряду с этим осуществ­ляется и незаконная продажа запрещенных препара­тов, что является серьезной проблемой для психоло­гов и представителей других профессий, связанных с системой здравоохранения. Говоря о новейших ис­следованиях, следует обратить особое внимание на работы по картографированию генетических харак­теристик (Проект исследования генома человека, Human Genom project) — генетические исследова­ния, обещающие в недалеком будущем совершить революцию в психологии.

Разочарованные перспективами Американской психологической ассоциации, поставленной в усло­вия жесткого контроля за ее профессиональной де­ятельностью, многие представители академической науки и других психологических специальностей объединили свои усилия и в 1988 г. организовали Американское психологическое общество (АПО). Отчасти в качестве реакции на этот шаг Американ­ская психологическая ассоциация изменила свою структуру, основав 4 директората: научный, образо­вательный, практический и директорат обществен­ных интересов. Так, в ведение научного директора­та входила организация научной работы и теорети­ческих исследований. Практический директорат занимался вопросами развития и расширения прак­тической работы в области клинической психологии, а также защиты этой деятельности от негативных экономических и политических влияний. Между тем число практикующих психологов, особенно в сфере клинической психологии, продолжало расти. Этот процесс, начавшийся после Второй мировой войны, особенно усилился в 80-90-е гг., когда в рамках пси­хологии стали образовываться новые дисциплины и специальности. Американская психологическая ас­социация насчитывала теперь более 50 отделов, в число которых, помимо отдела и подотделов клини­ческой психологии, входили отделы консультацион­ной, школьной, военной, реабилитационной, семей­ной и гуманистической психологии, а также отделы психотерапии, психологического гипноза, психоана­лиза, общественных исследований, женской психо­логии, психологии здоровья, психологии изучения умственной отсталости и др. Благодаря столь разно­образному спектру направлений сфера клинической психологии как самостоятельной дисциплины зна­чительно расширилась.

В модуле 1.2 перечислены 25 наиболее значитель­ных событий в истории клинической психологии. Читатели, интересующиеся историей развития этой дисциплины более подробно, могут обратиться к книге Рейсмана «История клинической психоло­гии» (Reisraan, History of Clinical Psychology, 1991) или к книге Левиных «Социальная история служб психологической помощи» (Levine & Levine, Social History of Helping Services, 1970). В более раннем изда­нии по истории клинической психологии (Sundberg, Tyler & Taplin, 1973) содержится множество факти­ческого материала, описывается исторический кон­текст и ключевые события, связанные с разработкой теории клинической психологии, а также исследова­ниями, тестированием, психотерапией и развитием организационных структур, связанных с этой специ­альностью.

Подводя итог, можно сказать, что основная тен­денция современного развития клинической психо­логии состоит в неуклонном развитии сферы ее ком­петенции, охватывая все более широкий круг клиен­тов, испытывающих самые разнообразные проблемы, в появлении все новых специальностей и расшире­нии сферы деятельности клинических психологов. Пациентами клиник в 20-30-е гг. были преимуще­ственно дети, страдающие нарушениями развития, адаптации и поведения. Первый учебник по клинической психологии, вышедший в 1936 г. (Lout 1936), имел следующий подзаголовок: «Руководство по разрешению проблем детского поведен] (A Handbook of Children's Behavior). Эта специализация существует в рамках клинической психологии до сих пор, однако в процессе исследований и лечения расстройств у детей было накоплено значительное количество знаний, расширивших сферу деятельности клиницистов и позволивших проводить терапию и со взрослыми людьми, которые та проявляют симптомы нарушения адаптации и делинквентного поведения. Поначалу основные задачи, которые ставились перед клиническими психологами, входившими в состав терапевтических групп, были связаны с тестированием и обучен Эти задачи по-прежнему стоят перед клиницист однако теперь к ним добавились психотерапия общественное консультирование, профилактика, [ та с семьями, а также инспектирование и руководство работой служб по поддержанию психического здоровья населения. Исследовательская работа же традиционно является важнейшим аспектом деятельности клинических психологов, однако : научная проблематика проводимых ими исследований стала более разнообразной, и сегодня на первый план в этой сфере выходит объективная оцет эффективности терапевтических программ, функционирования организаций и методов лечения, числе и объективная оценка отдельно взятых с ев индивидуальной терапии. Клинические психологи участвуют в реабилитационных программа: работают в школах, на предприятиях, в религиозных организациях и тюрьмах столь же плодотворно и в психиатрических больницах и клиниках. но юристам и врачам, многие клинические психологи ведут частную практику, создавая новые профессиональные группы и организации. Сегодня профессиональный психолог должен сосредоточит усилия в трех основных направлениях: приобретение новых знаний, достижение признания и статуса, позволяющих вести профессиональную деятельность, обеспечение необходимой официально финансовой поддержки.

Глядя в будущее, мы можем указать и на тенденции, способствующие развитию клинической психологии. Так, например, специалисты всё чаще используют компьютерные методы проведения тестирования и обработки полученных результатов. Расширяется практика психологического тестирования в сети Интернет. Использование визуализации мозга, генетические и биохимические исследования позволяют получать новую информацию, необходимую для проведения клинических следований и осуществления различных форм вмешательства. Стремительные изменения, происходят на наших глазах, а также не вполне определенные перспективы получения клиническими психологами государственной экономической поддержки в будущем не позволяют нам точно прогнозировать основные направления, которые принять их деятельность в ближайшие годы Совершенно очевидно, однако, что сформировавшаяся в ХХ в. Научная и практическая клиническая психология играет заметную роль в системе здравоохранения и помогает решению самых различных проблем во многих странах мира.

Студенты, избравшие специальность клинического психолога, могут гор­диться своей будущей профессией, хотя они должны быть готовы к тому, что столкнутся с некоторой нео­пределенностью. Фарес и Трал описывают эту ситуа­цию следующим образом (Phares & Trull, 1997, p. 32):

Клинических психологов могут обвинять в шарлатан­стве либо, напротив, преклоняться перед ними как пе­ред спасителями. Порой их упрекают в недостатке зна­ний о человеческом поведении, отмечая в то же время заметные улучшения в состоянии их пациентов... Пред­ставители академической науки утверждают, что клини­ческие психологи слишком много внимания уделяют прикладным аспектам, а коллеги по смежным специаль­ностям критикуют их за чрезмерную абстрактность и научность. Все это требует от клиницистов учиться тер­пению, которое позволит им противостоять двусмыс­ленности предъявляемых к ним обвинений — весьма полезному для данной профессии качеству. Несмотря на эти трудности, для тех студентов, которые хотят вне­сти свой вклад в поиск более эффективных методов улучшения человеческой жизни, клиническая психоло­гия станет благодатной почвой для приложения своих усилий.

СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Деятельность большинства психологов осуществля­ется в рамках крупных общественных учреждений, связанных с образованием, медициной, управлени­ем и бизнесом. Появление клинической психологии было вызвано образовательными и медицинскими потребностями детей и взрослых. Очень близкими к клинической психологии дисциплинами, имею­щими непосредственное отношение к образованию, являются школьная и консультационная психология. К 1998 г. Американская психологическая ассоциация проинспектировала и одобрила 200 программ, пред­назначенных для профессиональной подготовки клинических психологов, 70 программ для психоло­гов-консультантов и 50 — для школьных психологов, которые могли бы осуществляться как в университе­тах, так и в других учебных заведениях (АРА, 1998). В профессиональной подготовке и обучении клини­ческих, консультирующих и школьных психологов много общего, и часто после прохождения учебных курсов, практики и лицензирования психологи-кон­сультанты занимают те же должности и выполняют те же функции в общественном и частном секторе, что и клинические психологи. Общая сфера деятель­ности клинических и консультирующих психологов связана с управлением, производством и бизнесом. Специалисты в области производственной и органи­зационной психологии занимают видное место в структуре Американской Психологической Ассоци­ации и ведут активную профессиональную деятель­ность. Переходя к обсуждению общей сферы дея­тельности клинических психологов с представителями других специальностей, связанных с поддержанием психического здоровья населения, следует сказать, что область пересечения клинической психологии с этими дисциплинами в равной степени распространяется также на консультационную и школьную психологию.

Наши рекомендации