III. Период бурного развития

III. Период бурного развития - student2.ru В течение 50-60-х гг. клиническая психология дей­ствительно стала самостоятельной профессией. Многие психологи, привлекавшиеся к решению са­мых разнообразных профессиональных задач в во­енные годы, были готовы к восприятию новых идей, созданию новых профессиональных организаций формированию новых стандартов психологической подготовки и практической деятельности. Профессия клинического психолога стала достаточно заме ной и популярной, привлекая внимание многих студентов, благодаря чему число обучающихся специальности в университетах значительно возросло.. Кроме того, появлялись и другие смежные профессии, связанные с психотерапией, формируя стандарты собственной деятельности. Так, например, в Американская психологическая ассоциация опубликовала первое «Руководство по диагностике и cтатистике психических расстройств» (Diagnostic an Statistic Manual, DSM). Психологи, работавшие i медицинских службах, стали использовать определения, приведенные в «Руководстве», для описаний расстройств и симптомов пациентов. «Руководство так же как и «Международная классификация боле ней» (МКБ) (Itemational Classification of Diseases^ применяющаяся на территории других стран, периодически пересматривается и обновляется**.

Эти классификаторы позволяют профессионально описывать и диагностировать психические расстройства.

Сфера деятельности клинических психологов в 50-1 60-е гг. значительно изменилась по сравнению с кругом обязанностей этих специалистов, выполняемый ими в 30-е гг. Важное место в их деятельности заняла психотерапия, к которой многие психологи стали проявлять значительно больший интерес, чем к диагностической работе и тестированию. Фрейдизм постфрейдизм по-прежнему являлись доминирующими теориями, однако наряду с ними появились другие теории и подходы, к примеру такие, как разработанная Роджерсом терапия, центрированная клиенте'**, экзистенциальный подход и теория социального научения. Тестирование по-прежнему утратило своего значения, однако теперь особый; цент делался на личностных характеристиках, а не на оценке интеллекта. При тестировании стали ис­пользоваться новые методики, так что выбор наибо­лее адекватной из них начал требовать все более вы­сокого профессионального мастерства. На первый план выступала интерпретация полученных резуль­татов, поскольку сами по себе количественные ре­зультаты тестирования особой ценности не имели, что прежде всего касалось проективных техник

III. Период бурного развития - student2.ru III. Период бурного развития - student2.ru В США для диагностики и описания психических расстройств используется Руководство DSM, 4-я, обновленная редакция которого была осуществлена в 2000 г. многих других странах для этих целей применяется психиатрический раздел МКБ Международной Организат Здравоохранения, которая предприняла недавно 10-ю дакцию своей классификации (МКБ-10). — Прим. ред.

***Карл Роджерс (1902-1987), крупнейший американец! психолог, оказавший значительное влияние на психологию, психиатрию и образование, в 1951 г. опубликовал книгу «Терапия, центрированная на клиенте» (Client Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. Он предлагал счи­тать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Те­рапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных, бесспорных по­стулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других об­ластях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление личности» (On Becoming a Person, 1961). — Прим.

III. Период бурного развития - student2.ru _________

Параллельно с развитием психологии делались очень важные открытия в области медицины, оказав­шие значительное влияние на лечение пациентов психиатрических клиник. Психиатры и представите­ли других медицинских специальностей получали в свое распоряжение все увеличивающееся число ме­дикаментов, которые можно было использовать при лечении психических заболеваний. Для лечения рас­стройств тревожности и других психических про­блем применялись разнообразные транквилизаторы и антидепрессанты. Хлорпромазин* — один из пер­вых препаратов, использовавшихся при лечении ши­зофрении. Проводилась лоботомия** и электросудо­рожная терапия***.

Постепенно первоначальный энтузиазм, вызван­ный применением новых методов (от которых, как, например, от лоботомии, позднее пришлось отка­заться), по мере накопления профессионального опыта сменялся более трезвыми оценками. Психоло­ги все чаще стали привлекаться к исследованиям новых медикаментов и процедур.

Большое значение в 40-60-е гг. имели те измене­ния, которые произошли в системе психологической подготовки, в структуре профессиональных органи­заций и своде этических норм психотерапевтической практики. В 1944 г. произошла реорганизация Аме­риканской психологической ассоциации, в рамках которой был образован отдел клинической психоло­гии. Комитет Ассоциации разработал план обучения клинических психологов, а в 1949 г. собрал первую конференцию, посвященную этой теме, которая про­ходила в местечке Боулдер, штат Колорадо. Прин­ципы, выработанные в ходе этой конференции, лег­ли в основу формирования клинической психологии как профессиональной дисциплины. С небольшими изменениями и поправками они нашли свое под­тверждение и развитие в ходе нескольких последующих конференций.

III. Период бурного развития - student2.ru * Хлорпромазин, или аминазин, — фенотиазиновый антиде­прессант с противорвотным, антиадренергическим, анти-холинергическим действием. — Прим. ред. " Лоботомия — пересечение одного или нескольких трак­тов мозга или рассечение фронтальной доли коры голов­ного мозга. — Прим. ред.

"* Электросудорожная терапия — проведение через мозг или определенные его участки тока высокой частоты, вызыва­ющее судороги и шоковое состояние. Использование этого метода лечения, зачастую не приводившего к серьезным улучшениям и вызывавшего некоторые негативные побоч­ные эффекты, связанные с разрушением структур мозга, в последнее время подвергалось резкой критике в некоторых странах, в том числе и в России. — Прим. ред.

________*

Постановления, принятые в Боулдере, включая описания должностных инструк­ций психотерапевтов и правила найма, разработан­ные Управлением по делам ветеранов, определили для клинических психологов США нормы, необхо­димые для получения докторской степени. Система профессионального образования подготавливает клинических психологов к осуществлению 3 основ­ных видов деятельности: тестирование, терапия и научные исследования. Будущие клиницисты долж­ны пройти фундаментальную теоретическую подго­товку, а также получить знания и навыки, необходи­мые для будущей научной и практической деятель­ности. После изучения университетских курсов и программ для получения диплома необходимо прой­ти профессиональную практику, которая предусмат­ривает одногодичную интернатуру в государствен­ном медицинском учреждении. На конференции в Боулдере была утверждена научно-профессиональ­ная модель клинической психологии, которую часто называют Боулдерской моделью. За годы, прошедшие после конференции, были сформулированы этичес­кие принципы, разработаны новые программы и ме­тоды сертификации специалистов, занимающихся частной практикой. Эти профессиональные стандар­ты поддерживаются Национальным институтом психического здоровья, выдающим научные гранты, и «Управлением по делам ветеранов», предоставля­ющим сертифицированным специалистам соответ­ствующие рабочие места. Клинические психологи США и Канады ориентируются на эти стандарты и нормы для получения сертификатов и лицензий, необходимых для ведения частной терапевтической практики. С момента проведения Боулдерской кон­ференции число клинических психологов много­кратно возросло.

Наши рекомендации