Рудольф Лившиц доктор философских наук, профессор.
«Ну а как же социал-демократия?» - спросите вы. Она вроде бы нашла способ придать капитализму человеческое обличье, смягчить его природу, облагородить его. Что можно по этому поводу сказать? Да только то, что слухи об успехах социал-демократии сильно преувеличены. Как волк не может питаться травой, так капитализм не в состоянии существовать без эксплуатации человека человеком. Социал-демократам в Западной Европе удалось уменьшить степень эксплуатации, но только за счет грабежа (простите, неэквивалентного обмена) так называемых развивающихся стран. Это в своей стране немец, работающий токарем на заводе, - рабочий. Но его доход только примерно на четверть - зарплата. Остальные три четверти - это часть прибыли, которую ему выплачивает немецкий капиталист за хорошее поведение. Так что рабочим этот токарь является только на четверть, а три четверти он - капиталист. Так обстоит дела в масштабах мировой системы. Для успеха социал-демократического проекта надо иметь сверхприбыль чтобы правящий класс имел возможность делиться с трудящимися. Нет такого источника сверхдоходов - нет и перспектив у социал-демократии. Не случайно социал-демократия получила влияние только в узком кругу богатых европейских стран. За пределами этого элитного круга социал-демократия не прижилась.
Шведская демократия
Выделяется пять "китов", на которых покоится здание шведской социал-демократии: 1) демократия широкого участия, 2) концепция общества как "народного дома", 3) сочетание равенства и экономической эффективности, 4) социальная ориентированность рыночной экономики и общественный контроль над ней, а также 5) "сильное общество" (а не государство!) как непременное условие для свободы личности. Политическими составляющими шведской социал-демократической модели являются полная занятость; охватывающая все население (универсалистская) государственная социальная политика; индустриальная демократия, распространяющаяся на все отрасли промышленности и общественный сектор; основанная на принципах социальной солидарности политика в области заработной платы, активное целенаправленное формирование рынка труда; создание крупных общественных коллективных фондов, а также иммиграционная политика, рассматривающая иностранных рабочих не как временную рабочую силу, а как иммигрантов, которым предоставляются необходимые условия для интеграции в жизнь шведского общества и защита от проявлений расизма и шовинизма.
Автор особо выделяет пять стратегий контроля над рыночной экономикой, без понимания взаимосвязи которых всякие разговоры на тему о "социально ориентированном рынке" беспредметны: 1) распределение доходов и собственности путем основанной на принципах социальной солидарности политики в области оплаты труда, прогрессивного налогообложения и охватывающих все население (универсалистских) государственных социальных программ; 2) "рамочное законодательство", обеспечивающее фундаментальную реорганизацию самих рынков; 3) "планируемые рынки" как специфически шведский "третий путь" в экономическом планировании; 4) "функциональный социализм", нацеленный на использование собственности на общественно полезные и значимые цели; 5) общественный сектор как гарант расширения прав и свобод граждан.
По уровню жизни Швеция (Средняя зарплата в Швеции 2000 долларов) практически ничем не превосходит своих соседей по северу Европы - Данию, Норвегию и Финляндию. А в этих государствах буржуазные партии бывают у власти чаще, чем в Швеции. И они строят социализм? Нет, эти государства тоже относятся к сфере социал-капитализма. Между прочим, и сами социал-демократы не говорят о том, что в Швеции действует модель социализма. Вот как звучат первые основополагающие строки программы их партии, принятой на съезде в 2001 году: "Задачи социал-демократии состоят в том, чтобы построить общество, основанное на идеях демократии и равенстве каждого. Свободные и равные люди в солидарном обществе являются целью демократического социализма".
Забота о детях в Швеции начинается заботой о беременных, когда всем женщинам оказывают бесплатную и квалифицированную помощь. После рождения ребенка родителям предоставляется 450-дневный оплачиваемый отпуск, которым по выбору могут воспользоваться вместе или раздельно мать и отец ребенка. На каждого из двух первых детей до их 16-летия семьи ежемесячно получают по 750 крон (100 долларов), а на последующих детей (например, шестого) сумма льготных выплат достигает 6000 крон (800 долларов). За последнее десятилетие сеть государственных дошкольных учреждений возросла в 50 раз! Во всех этих яслях и садиках детей, по сути, бесплатно кормят и лечат (родители покрывают в среднем 2-3% расходов). А главное - в этих учреждениях детей воспитывают в духе коллективизма, взаимопомощи, в духе преданных у нас анафеме принципов морального кодекса строителей коммунизма: человек человеку - друг, товарищ и брат. Такому воспитанию способствует и то обстоятельство, что никаких элитарных детсадиков и закрытых пансионатов для избранных в Швеции нет.
Когда малыши попадают в школу, они получают еще больше льгот. Их бесплатно лечат, кормят, обеспечивают бесплатными учебниками и школьными принадлежностями, бесплатно привозят в школу и увозят домой.
А после школы для всех ребят, а не только для богатеньких, как у нас, широко открывается дорога в любой вуз, в котором снова сохраняются все льготы, в случае необходимости проживают бесплатно в общежитии да еще и получают стипендию в размере 250 долларов. Особо нужно отметить, что в стране нет никаких частных школ, привилегированных лицеев, закрытых колледжей, нет всего того, что так жадно перенимает у Запада наша с ума сходящая по своей исключительности «элита».
Нельзя сказать и о том, что кроме школ и вузов, в стране действует 147 прекрасно оборудованных учебных центров (это - улучшенные аналоги советских вечерних школ рабочей молодежи. В этих центрах идет переучивание и переподготовка кадров всех уровней и, разумеется, бесплатно. В Швеции учится и переучивается более трети населения страны. Они словно живут по заветам Ильича: учиться, учиться и еще раз учиться!
Хорошо там заботятся и о своих стариках. Шведы достигшие 65-летия, получают две пенсии: одну - народную в сумме 2500 крон (350 долларов), другую - дополнительную, размер которой доходит до 11500 крон (1500 долларов). Сумма добавочной пенсии зависит от трудового стажа, среднего заработка и времени проживания в стране. При таких пенсиях все шведские пенсионеры получают еще 50-процентные государственные льготы по оплате жилья. А жилье это, как правило, отдельные дома или комфортабельные квартиры с непременной дачей. В послевоенный период в стране построено 4,5 миллиона современных жилых домов. Это на 10 миллионов населения. Получается, что в одном доме или многокомнатной квартире здесь проживают по 2,2 человека. Никаких спецдомов или спецдач здесь не строят. Шведские правительственные чиновники живут в обычных домах, вместе со своими гражданами. И ездят они в обычном транспорте и лечатся в обычных поликлиниках и больницах.
На здравоохранение здесь расходуют до 8 процентов ВВП и до 85 процентов областных бюджетов. Наверное, поэтому средняя продолжительность шведских женщин достигает 81 года, а шведских мужчин - 77 лет. А число 80- и 90-летних в стране возросло за последние шесть лет более чем на 30 процентов, а смертность одна из самых низких в мире.
Все ветви шведской власти нацелены на решение главной национальной задачи - всеми силами способствовать благоденствию большинства своего народа. Среди всех ветвей власти особую роль играют самые близкие к людям - коммуны. Так называют здесь местные административные единицы. Их в стране - 289. И не боятся местные власти этого слова, а наших правителей передергивает даже от слова социализм.
Годовой валовой продукт США 1 трлн. 827,5 млрд. долларов, России - 200 млрд. долларов, почти в 10 раз меньше. Зато в России 11 государственных дач для президента, а в Америке только одна. Даже в сравнении с Америкой наглость наших чиновников не знает границ, а в сравнении со Швецией наглость уже в квадрате.
Выводы
Демократий много: капиталистическая, либеральная, социалистическая и т.д., но подлинной демократии пока еще не существует. Во всяком случае, демократия к этому стремится. Были времена, когда демократия уживалась с рабством, под действие идеи справедливости не подпадали целые расы (расизм), нации (нацизм), различные меньшинства. Мужчины сегодня признали позорным время, когда женщины не обладали всеми правами, только потому, что были женщинами.
Постепенно демократия стремится все к большей гармонии и равновесию в обществе. И это приносит свои плоды. Сравните демократию американскую и шведскую. В шведской, где достигнуты большие успехи в социализации общества, нет большинства негативных моментов, которые присутствуют в американском обществе. Чем больше в обществе учитываются и защищаются интересы большинства граждан, тем демократичней данное общество.
Америка весьма далека от идеалов демократии. И это доказывает история: американский демократический режим был столь же воинственным, как и автократический, и имеет такой же высокий уровень преступности и глубокое расслоение общества на бедных и богатых.
Человеческое общество еще весьма не совершенно. Все общество должно быть ответственно за каждого члена общества. Должны заботиться не только о пенсионерах, детях, инвалидах. В обществе не должно быть изгоев, а если они есть - это вина общества. В обществе не должно быть бомжей, нищих. Каждый должен получать минимальное пособие, позволяющее существовать без унижения. Каждый должен быть обеспечен минимальным жильем. Для желающих должны существовать реабилитационные центры. Ведущие антисоциальный образ жизни должны лечиться и воспитываться в закрытых учреждениях.
Насколько по-разному все мы понимаем демократию, наглядно показывает письмо одной русской женщины, вышедшей замуж за англичанина. «С первого дня нашего пребывания в Великобритании мой английский муж взялся обучать мою четырехлетнюю русскую дочь этикету, приговаривая: "Ты должна вести себя как маленькая леди". Вскоре юная леди пошла в школу.
В Англии жаловаться не принято. Однажды дочка сообщила мне, что, когда они всем классом сидят на полу (а именно так здесь проходят уроки в начальной школе), ей сильно дует в спину. Учительница пришла в полное недоумение не от того, что "дует", а от того, что кто-то это заметил, да еще (О! Плохие манеры!) пожаловался. Конечно, местные нравы надо уважать. Поэтому я больше не жаловалась. До тех пор, пока моя маленькая леди не начала усердно чесать свою кудрявую голову. Может, смена воды плохо действует или диатез начался, думала я, расчесывая и разглядывая ее шевелюру.
HЕТ, это был не диатез. Это была россыпь мелких мерзких зверюг! Забыв про джентльменский кодекс, я ринулась в школу. Каково же было мое удивление, когда учительница не только не упала в обморок, не только не покраснела от стыда за одну из своих юных леди, но восприняла известие с олимпийским спокойствием. Я бы даже сказала, равнодушием - что вдвойне обидно. "Да, бывает, ну и что? Вам не нравится? Выведите".
Мне не нравилось, и я "вывела". Процесс описывать не буду, но такое запоминаешь надолго. Через неделю твари появились снова. Скоро они стали своими в доме, и мы относились к ним как к домашним животным. Потому что сделать ничего было нельзя. Как мне объяснили в школе, это беда всей Англии. "Головные вши безопасны с точки зрения эпидемиологии", - сказала медсестра и порекомендовала гипоаллергенную притирку и частый гребень - лучший друг британского ребенка.
Как же бороться с этой напастью? Когда я предложила попросту отправлять из школы носителей вшей до полного изничтожения паразитов, чтобы не заражались другие дети, у директора школы широко открылись глаза. Он не мог понять: как же выявить таких детей?! Ведь заглянуть к ним в волосы - значит вторгнуться в их приватную сферу, нарушить их человеческие права, унизить их достоинство! Нельзя! Они ведь леди и джентльмены!
Кстати, такое положение дел совершенно не зависит от того, в какой школе ребенок учится. Племянница моего мужа - ученица привилегированной частной школы. Маленькая леди одной рукой играет на пианино, другой чешет в голове. Hа мой вопрос, как они с этим борются, ее мамаша, спокойно потягивая чай с молоком, с достоинством ответила: "Со временем вырабатывается иммунитет, как и ко всему в этой жизни. Гребень есть? Так и чешите"».
История просто дикая, когда из-за несоблюдения элементарных правил гигиены, и отсутствия здравого смысла, от вшей страдают дети целой страны. Но это не единственная дикость. По международным демократическим нормам маленького беспризорника нельзя задержать, пока он не совершит какого-нибудь преступления. То есть самое естественное человеческое побуждение - взять этого чумазого малыша, ютящегося в подземном коллекторе, отмыть, накормить и поместить в детский дом, то есть вернуть ему свет, тепло, чистую постель, книги, - все это, оказывается, с недавних пор есть «преступление против прав человека и ребенка». Можно ли придумать большее кощунство? Это уже просто профанация понятия «демократия».
Получается, что нюхать клей, употреблять наркотики, заниматься проституцией и пополнять собой преступную среду беспризорник имеет право. А вот право на получения воспитания, образования, что позволит ему стать полноправным членом общества, он не имеет.
Демократия по-американски