Управление энергией, мышечным расслаблением

Чтобы двигаться вперед, нужна энергия, нужно, чтобы в душе был порядок, поэтому так важно настроить свою душу и тело так, чтобы жить хотелось, чтобы все было радостно. Отчего мы устаем? Больше всего мы устает оттого, что энергию, силы тратим бессмысленно и невосполнимо. По крайней мере треть собственной энергии мы тратим совершенно впустую на ненужные напряжения мышц. Напряжены должны быть только те мышцы, которые необходимы в данный момент, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Но на самом деле у нас могут быть напряжены почти все мышцы лба, кистей рук, крепко сжаты челюсти. Сколько же энергии вы сохраните, если научитесь освобождаться от этих напряжений и зажимов. Безусловно нужно потратить некоторое время для того чтобы научиться сбрасывать все тонические напряжения, которые в данный момент вам не нужны. Расслабляйтесь! Если не умеете - учитесь: овладевайте аутогенной тренировкой, трансцендентальной медитацией, пройдите курс ребефинга (освобожденного дыхания).

Вторая треть утекающей впустую энергии тратится на неприятные эмоциональные расстройства и огорчения, ожидание возможных неприятностей, беспокойств, страхи, плохое настроение, раздражительность, излишнюю спешку, нервозность, недовольства, обиды и пр.

Необходимо научиться пополнять энергетические запасы. Источники душевной энергии могут быть различны, но один из самых мощных - осмысленность существования. Наличие ценностей, смысла, понимания «ради чего» жить - великая сила. Врачи и психологи, к сожалению, хорошо знают, что человек, переживающий бессмысленность существования, лечению и коррекции практически не поддается. Его внутренний вопрос «Зачем?» не находит ответа.

Слабые люди находят утешение и смысл существования в вере в какого-либо бога. Перекладывая, таким образом, ответственность за существование на бога и его представителей (попов, мулл, ксендзов).

Сильный человек верит в себя, в свои силы. Он находит смысл существования в семье, детях, в своей работе, которые не забирают его жизненную энергию, а наоборот пополняют.

Следует знать, что за плохим настроением, неуверенностью, беспредметной тревогой и страхом, стоят как правило, невидимые внешне напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса. Вы не можете это снять прямым расслаблением мышц, но здесь могут помочь специальные типы дыхания. Например, чтобы продышать страх, гнев, тревоги и другие эмоции, сделайте «собачье дыхание» - быстрое и очень поверхностное, горлом, через рот. Несколько минут такого дыхания - и ненужные эмоции сбрасываются.

Научитесь отделять свое «Я» от переживаемого состояния. Человек, погруженный в свое состояние, не может управлять собой. Чтобы чем-то управлять, надо быть «не-этим». «Разотождествитесь» со своими эмоциями, поймите, что они и вы - не одно и тоже. Вы и ваша обида - это две разные сущности: но только тогда, когда вы об этом вспомнили. Это очень практично: в следующий раз, когда вы разозлитесь или обидитесь, мысленно отойдите от себя и посмотрите на свою злость со стороны. Обратите внимание, что вы - это не злость. И злость потихоньку угаснет.

Помните: побеждает подготовленный. Если вы не учитесь саморегуляции заранее, не практикуете ее (пусть по мелочам) ежедневно, в критический момент вы окажитесь несостоятельным.

Счастливые долгожители

Что есть у большинства долгожителей, так это: неугасающий интерес к миру, к людям, к себе... Результат постоянной подпитки новой интересной информацией. Созерцание красоты окружающего нас мира, умение радоваться малому. Это очень точно подметил А.К.Толстой:

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу!

И голубые небеса.

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от края и до края,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья!

И всю природу заключить!

В этом стихотворении, как, пожалуй, нигде больше, сконцентрирована философия, которая позволяет быть счастливым в той единственной жизни, которая послана нам Судьбой. При любых обстоятельствах.

В конце концов, все три «характеристики» жизни - количество, качество и напряженность - тесно связаны. И именно напряженность - насыщенность событиями - делает жизнь интересной и по настоящему счастливой.

Попыхтим и путь уходим дальний.

Остановка «Жизнь», ты, как всегда,

Всех встречаешь суетой вокзальной.

Вот и я пришел, но скоро срок,

Скоро вдаль меня умчит дорога.

Красный станционный огонек,

Мой отход отсрочь хоть ненамного.

Р.Гамзатов

Даже те, кто тяготится жизнью, лишь с трудом могут убедить себя, что Земля будет продолжать вращаться и после того, как их не будет, что все вообще будет идти как нельзя лучше, когда они совершенно исчезнут... Кем бы мы ни были - философом или легкомысленнейшею из женщин... мы с трудом миримся с мыслью о нашем окончательном удалении со сцены...

Тициан умер в возрасте 99 лет от чумы. Ему было 95 лет, когда он закончил свою знаменитую картину «Христос в терновом венце». Коро написал один из своих шедевров на 80-м году жизни. Композитор Обер умер в 90 лет, в 87 он написал оперетту «Грезы любви», а когда ему было 80 лет, он говорил: «Мне не 80, а четыре раза по 20!». 83 года прожил Гете. Только за год до смерти он кончил вторую часть «Фауста». До самой смерти он сохранил не только трудоспособность, но и способность увлекаться.

«Никто так не изнурял себя работой, как я, - писал Микеланджело. - Я ни о чем другом не помышляю, как только день и ночь работать». «Он... жил титанической жизнью, непосильной для его слабой плоти и духа... - писал о Микеланджело Ромэн Роллан. - Страдание, причиняемое распиравшей его силой, заставляло его действовать, беспрерывно действовать, не зная ни отдыха, ни покоя». И тем не менее Микеланджело прожил 89 лет и до самой смерти не оставлял своей работы и увлечений, переходя от скульптуры к архитектуре, от живописи к сонетам.

«В глубокой старости думают, что доживают свой век, а, напротив, тут-то идет самая драгоценная, нужная работа жизни и для себя и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти». - Эта запись сделана 82-летним Львом Толстым. До его смерти оставалось меньше года... И все же такая позиция настраивает на оптимизм и плодотворную старость. И это - самое главное...

Могут ли быть случайными? Столь частые случаи долголетия, среди людей активного творческого труда? По-видимому, нет.

Образование, воспитание

Этика должна доминировать над экономикой, воспитание - над образованием, дело - над словами.

Польза образования

Наш президент по телевидению говорит об «избыточном числе людей с высшим образованием» в России, ему вторят другие высокопоставленные чиновники. В России - сырьевом придатке Запада, образование не в почете.

В лучшие годы студенты вузов составляли у нас примерно 20% всей молодежи в возрасте от 17 до 23 лет, в Западной Европе - примерно 35%, в США - 60%, и к этому же уровню приближается Япония.

Наверное, в Японии живут не самые глупые люди, если они стремятся к всеобщему высшему образованию. Специалистами доказано, что в информационном обществе ХХ1 века не менее 60-80% работающего населения должно иметь высшее образование! Не как пожелание, а как условие успешного выживания нации и государства.

Экономическое чудо Японии и Кореи - не чудо, а результат повышения уровня образования их работников. Эти страны начали с того, что открыли университеты, и сегодня в Японии, например, их уже более 300. Результат не замедлил сказаться: все достижения, которыми фундаментальная наука обогатила человечество, - атомная энергетика, космическая связь, телевидение и компьютеры, - вошли в быт японцев, сделали их страну «цивилизацией будущего». Сегодня в России всего лишь 40 университетов.

Чтобы не отстать от прогресса науки и техники, работнику современной индустрии приходится, чуть ли не заново переучиваться каждые десять лет. Создается иллюзия, что знания обесцениваются. На самом же деле их вес повышается. Но нужны не заученные знания, а творчески усвоенные.

Индивид, даже если он творит в пустынном замке, тысячами нитей связан с обществом. Научное творчество по своей сущности глубоко социально. Оно находится в непосредственной зависимости не только от объекта исследования, но и от людей, сделавших раньше вклад в науку. Как сказал Ньютон: «Я велик потому, что стою на плечах гигантов».

«Успехи» демократического образования

У творческого человека процесс образования растянут на всю жизнь. Этому помогает подписка на газеты и журналы, но я сейчас не выписываю ничего. А в советское время я подписывался на несколько газет и с десяток журналов. Теперь - то зарплата смешная, то вообще безработный. Но это не только моя беда, в России расходы на подписку на научную литературу в расчете на одного ученого составляют всего 11,3, в Индии - 54, в Китае - 120, в Польше - 430, в Швеции - 578, в Великобритании - 727 евро в год. Как результат число ежегодных научных публикаций в расчете на 100 ученых в России одно из самых низких в мире - 5,4 статьи.

4 декабря 2001 года были опубликованы результаты обследования эффективности системы образования 32 стран, проведенного по заказу Организации экономического сотрудничества и развития. В рамках этого мероприятия оценивались знания школьников 15 летнего возраста по трем направлениям: умению читать и понимать прочитанное, математике и естественным наукам.

По двум параметрам - пониманию прочитанного и естественным наукам - российские школьники оказались на 27 месте, а по математике на 22-м. И это из 32 возможных мест. А подобное исследование проводившееся в конце 80-х годов прошлого века, показало, что школьники СССР по математике находились на третьем месте, а по естественным наукам - на четвертом месте (чтение и понимание текста тогда не оценивалось), оставив далеко позади США (12-13 место).

Зато в наше время несколько миллионов детей школьного возраста (официальная цифра - 2 миллиона) вообще не охвачены никакими формами обучения.

Деидеологизация образования, то есть отказ от формирования у учащихся материалистического мировоззрения, основанного на истории и реальных достижениях естественных наук, сделали свое дело. Отказ от воспитания активной гражданской позиции замкнул процесс. Люди, далекие от преподавания, едва ли отдают себе отчет в том, до какой степени за последнее десятилетие изменились сознание и мотивация поведения нашей учащейся молодежи. Современные российские студенты, как пользователи, неплохо владеют компьютером, а как потребители прекрасно разбираются в номенклатуре товаров и их ценах. Но не ощущают себя субъектами, призванными творить в будущем свою собственную историю, то есть способными, например, создавать более совершенные компьютеры или более качественные товары - такие, что имели бы шансы вытеснить зарубежные хотя бы с отечественного рынка.

Выстраиваетсяидеология колониальной администрации, которой наплевать и на просвещение, и на мировоззрение, и на воспитание аборигенов, как и на их национальные традиции и прошлые достижения, и для которых из всех качеств выпускников учебных заведений важны лишь «деятельные компетенции», необходимые для обслуживания колонизаторов неважно какой национальности.

Псевдодемократы стремятся «создать условия для эволюционной смены менталитета через школу», цель ее - уничтожить духовную самобытность русской нации, коренные черты ее характера.

В массовой школе Запада многое делается, чтобы внедрить идеалы конкуренции - индивидуальной или групповой. Дружба и взаимопомощь не только не поощряются, но даже порицаются. Наши, с лакейской преданностью подражания Западу, стараются это перенять. К тому же, в последние годы без шума устранили принцип трудовой школы. А ведь это - коренное изменение! Школа официально занимает свое место в классовой борьбе на стороне капитала против труда. Как грибы растут кружки «юных бизнесменов», а есть ли хоть один кружок профсоюзных активистов или организаторов забастовочного движения? Ужасно слышать от школьников-мальчишек нашептанный им бред о благе богатства - никогда в истории России такого нельзя было услышать ни в приходской школе, ни в гимназии, ни в Лицее, где учился Пушкин.

Половина старшеклассников желает быть предпринимателями. В целом это беда России - у подростков сознательно формируют инфантильное, иллюзорное представление о жизни. Неизбежный крах иллюзий у большинства вызовет подавленность, сделает еще более легкой жертвой манипуляции. Для многих это будет катастрофой, они скатятся в преступность и наркоманию, к этому их подталкивают.

В Западной школе принята концепция принижения символов для «ученика массы». Эксперты утверждают, что бедные лучше учатся, если им подсовывать истории о бедных и убогих. Так из программы изымают классику, которая как раз утверждает единство и общность человечества.

У нас сейчас достигли совершеннолетия 10 млн. совершенно неграмотных, и 2 млн. ребят школьного возраста по разным причинам не учатся. По данным Минобороны, до 25% призывников из сельской местности оказываются фактически неграмотными.

Обязательное всеобщее образование вызывало у антисоветских «демократов» едва ли не самую сильную ненависть. Советскую школу обвиняли в «уравниловке». С какой злобой говорили о рабфаках, о «шариковых», которых допустили к образованию наравне с «белой костью»!

Расчленение школы, которое предлагают сейчас - на школу для «элиты» и школу для «массы» - ведет к так называемому «двойному» обществу. Они считают, что большинству не нужно высшее образование. Умеют считать и писать, и хватит.

Вот ответы учеников старшеклассников московских школ:

«Великую Отечественную войну начал Советский Союз в 1937 году. Победила в ней Америка» (11-й класс);

«Декабристы хотели захватить власть, чтобы построить коммунизм. Но народ их не поддержал»

«Маршал Жуков разгромил французов. Тогда воевали на конях. Ему и памятник такой поставили: Жуков на коне».

Половое воспитание

Всем, надеюсь, памятно, как в первые годы независимой России патриотизм как-то вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму. Это было тогда же, когда - и тоже как бы «вдруг» - стали говорить о том, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать, что воспитание - это насилие над личностью. Но к половому воспитанию это не относилось, о нем начали проявлять повышенную заботу.

В детских садах начали давать малышам начальное секс-образование в картинках. В школе уже более серьезные, углубленные знания, практические занятия с 12 лет: обучение безопасному сексу, как правильно надеть презерватив, как уберечься от СПИДа, убеждают, что на вечеринках у них должно быть 3-4 половых партнера и т.д. Мальчишки на соответствующем языке обсуждают качество презервативов, девочки-школьницы озабочены, где дешевле сделать аборт. Преждевременные знания приводят к драме - у тысяч девчонок с юных лет исковеркана психика, здоровье, жизнь. «Специалисты», растлители холодно и безжалостно истребляют чистоту на всех уровнях. Открыто ведется работа по моральному разложению и уничтожению нашего народа. А на самом Западе сейчас пропагандируют совсем другие ценности, там сейчас предпочитают браки с девственницами.

Для себя - почти пуританская мораль, строжайшее соблюдение нравственных норм и правил, по крайней мере на уровне закона. И это вполне закономерно, потому что всем, что касается обеспечения национальной безопасности (а нравственное здоровье детей - это будущее нации), США ведут себя как заурядная тоталитарная страна, и там каждого любителя просмотра в Интернете детской порнографии ожидает 3 года тюрьмы. Дочь Буша попалась на употреблении пива - последовали такие судебные санкции, которые у нас дают несовершеннолетним разве что за вооруженный грабеж.

Американская цензура настолько строга, что сквозь нее не могут пройти даже такие сказки, как «Малыш и Карлсон». Власти сразу нескольких американских штатов издали законы, запрещающие использование популярной сказки «Малыш и Карлсон» в школьной программе. Они считают, что после ознакомления с данной книгой у детей может возникнуть склонность к антисоциальному, деструктивному поведению, что является прямой угрозой американскому образу жизни.

Против России все еще продолжает действовать директива принятая 18 августа 1948 г. Советом национальной безопасности США № 20/1 «Цели США в холодной войне против России». Эти цели озвучил глава разведки США А. Даллес. Приведем выдержку из этого документа, относящуюся непосредственно к молодежи: «Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства... Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности... Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Память и мышление

В школе многие ребята, которые хорошо учились в начальных классах, когда многое можно было просто запомнить, а в старших попадали в ряды неуспевающих. Причиной этому часто было слабое развитие интеллектуальных способностей именно потому, что человек привык не размышлять, а только запоминать.

Память малышей бездонна, но к 10-11 годам (у вундеркиндов раньше) она умеряет свой аппетит, становится гораздо более ленивой. Теперь - и до конца жизни - мы будем переваривать то, чем объедались в детстве. Переваривать - мышлением. Память станет только его подспорьем. Вот почему на этом рубеже скисают многие вундеркинды: мышление - это новое качество, это - дерево, которое вырастает на почве памяти, и не всякий ее слой, и не во всех условиях плодоносен. Вот почему - памятью берут! - в первых классах много отличников; после четвертого-пятого они почти все переходят в разряд середняков; зато появляются новые лидеры - часто из бывших середняков: жизнь приучила их к преодолению трудностей, их самостоятельное мышление поневоле развивалось успешней. И это им послужит на всю последующую жизнь.

К сожалению, обучение в наших школах настроено преимущественно на запоминание. Оно развивает: знания, умения, навыки - это все кладовые памяти. А мышление, тем более мышление самостоятельное, не только не развивается, но зачастую и не поощряется. Вот откуда столько равнодушных, не знающих своего призвания, своего места в жизни людей...

Отличником можно быть за счет прилежания и хорошо развитой памяти, а не мышления. Мышление важней, с его помощью человек обладает способностью успешно ориентироваться в любой ситуации. Быстро обучаться новому. Быть понятливым и уметь быстро схватывать суть.

Настоящее образование подразумевает не столько знания, сколько умение их к чему-нибудь приложить. Ценятся не знания сами по себе, а то, как они могут быть употреблены.

Умение самостоятельно добывать знания ценилось во все века. Такой гений, как Фарадей, никаких университетов не кончал. Не имел системного образования и Эдисон, считавший, что важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Далее все приложится.

Самостоятельно приобретенные знания наиболее ценны. Они становятся органическим достоянием личности, побуждают творчески относиться к делу.

Наши рекомендации