Классификация потребностей по Симонову П. В.
1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
3. Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.
Потребности представляют сегодня стратегический центр всего комплекса наук, занятых изучением человека. Без точного знания этих потребностей, их происхождения, их формирования, трансформации, взаимодействия друг с другом, с сознанием и неосознаваемыми проявлениями деятельности мозга, с эмоциями и волей трудно рассчитывать на решение таких задач, как научно обоснованное воспитание, предотвращение асоциального поведения, профилактика психических и психоматических заболеваний.
Развитие потребностей
Потребности в совести, морали - отличают человека от животных. Потребности можно разделить на два главных вида: эгоистических и социальных.
Для материалистически мыслящего ума духовное есть сочетание идеальной потребности познания и творчества с социальной потребностью «для других». Подобное определение наиболее полно и точно соответствует тому содержанию, которое каждый из нас интуитивно вкладывает в понятие «духовность», «великодушие», «душевные качества», «душа».
В определенный момент человек заметил, что, помимо нужды в пище, одежде, жилище и женщине (мужчине), он наделен тягой к новому, неизведанному, красивому, к сочувствию и ласке, то есть к тому, что нельзя взять в руки, силой отнять у собрата, закопать в землю на черный день. Вот в этом-то неуловимом, невещественном и нуждается в отличие от тела душа.
Уникальное творческое «я» обрело своего носителя в виде вклада в общечеловеческую культуру: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет...» Заметьте: не на небесах, не в виде «астрального тела», о котором склонны потолковать и нынешние мистики, - «в заветной лире», то есть в деянии, в изобретении, просто в доброй памяти людей.
Следует помнить, что для человека преграда - это отнюдь не одни лишь внешние препятствия, но и конкурирующие потребности. Например, потребность быть здоровым приводит человека к необходимости закаляться, но потребность избегать неприятных ощущений мешает ему становиться под холодный душ. В этом случае победа одной из «конкуренток» будет определяться не только ее собственной силой, но и волей, по отношению к которой соперничающая потребность есть препятствие, «внутренняя помеха».
Людей отличает потребность - стремления к комфорту, под которым, как правило, подразумевается достижение максимума жизненных благ (прежде всего обильной и вкусной пище) при минимальной затрате усилий (основное - как можно меньше двигательной активности). Это, как раз то, что в наибольшей степени подрывает здоровье человека. И только разум и воля помогают человеку отказаться от лишней пищи и заставить себя больше двигаться (например, заняться спортом).
Опыты показали, что если человека полностью лишают притока новых впечатлений, удовлетворяя при этом все его физические нужды (питание, удобная постель, температурный комфорт), у него в такой информационно-обедненной среде очень быстро возникают тяжелейшие нервно-психические расстройства.
Под влиянием воспитания, жизненного опыта, текущих событий у человека складывается определенная система его потребностей, составляющая «ядро» личности.
Хорошей пробой на обнаружение главенствующей потребности является предоставление свободы выбора поступка. В момент выбора становится очевидным, какой мотив, какая потребность занимает ведущее положение в структуре личности.
Поскольку разум способен управлять волей, овладеть страстями и инстинктами, моральность (разумность, мудрость) определяется степенью возвышения личности над данным от рождения «природным» началом. И это открывает нам путь к бесконечному совершенствованию. А примером нам могут служить такие великие люди как Сократ, Эйнштейн и др.
Известна умеренность великого философа в потреблении, известно равнодушие его к материальному достатку. Кажется «мелочи быта», всего лишь каприз, причуда характера, но и в этом проступала суть его жизненной позиции. Убеждая сограждан следовать только необходимому, Сократ боролся с идеалом тривиального благополучия софистов, заботившихся об удовлетворении не общественных интересов, а только собственных потребностей.
А. Эйнштейн также отличался непритязательностью житейских запросов, что объяснялось стремлением максимально освободиться от повседневности, от гнета всевозможных мелочей и условностей, мешающихся сосредоточится на главном. «Ведь мы - рабы миллиона вещей, а наша рабская зависимость все возрастает». Ничто так не способствует развитию потребностей, как отсутствие способностей.
Кроме чисто материальных, существуют потребности делающие человека человеком, обеспечивающие тот самый «личностный рост», приостановка которого чревата чрезмерным зацикливанием на материальных благах. И первая среди них - потребность в труде. Известный английский писатель Самюэль Смайлс говорил: «Если бы труд был уничтожен, нравственная смерть постигла все человечество. Не труд, а леность - проклятие человека».
И все же вряд ли кто будет отрицать тот факт, что для многих труд остается тяжелой необходимостью. По-видимому, потребность в труде должна сочетаться со свободой выбора.
Именно отсутствие увлеченности, интереса чем бы то ни было - лежит в основе пьянства, наркомании и прочих человеческих пороков. Только возвращение в общество таких человеческих потребностей, как стабильность и справедливость, может стать ключом к решению многих проблем. Если появится надежда на справедливость, люди перенесут все другие лишения и трудности - такое уже не раз бывало в нашей истории...
Внутренняя шкала человеческих ценностей базируется на естественных потребностях, но их «ранжирование», преобладание одних над другими, определяется воспитанием - в семье, в школе, самовоспитанием. У одних вся жизнь уходит на потребление материальных благ, другие довольствуются малым, но открывают для себя мир высоких увлечений. Одни следуют естественным потребностям в правде и справедливости, другие удовлетворяются двойными стандартами: одна, правда, для своих, другая - для всех остальных.
В каждой жизненной ситуации какие-то потребности выступают на передний план, а какие-то остаются в тени. Конечно, у человека, идущего по пустыне, доминирующее желание вызывает жажда, а наивысшее счастье - оазис на горизонте. Во время настоящего голода трудно думать о чем бы то ни было, кроме еды. Но для многих потребность в еде (даже в нормальной жизни) оказывается едва ли не основной, и совсем не обязательно у людей с ограниченными материальными возможностями, скорее - наоборот. Сначала - еда без всяких ограничений (сколько «влезет»), потом борьба с последствиями переедания с помощью сложных и дорогих систем снижения веса и только для того, чтобы, похудев, начать все сначала.
Примером в сказанном может послужить наша «знать». В печати появилось сенсационное сообщение: «ЧУБАЙС ОБЪЯВИЛ ГОЛОДОВКУ!» Из солидарности за ним последовала вся новорусская «элита». Нет, не против невыносимых условий жизни трудящихся. Зажрались. Стало тяжело таскать брюхо. Печать сообщает, сбросили вес: Чубайс - 15 кг, Черномырдин - 12 кг, Лесин - 30 кг, Боос - 15 кг, Кириенко, Швыдкой - по 10 кг. Рекорд побил депутат Думы Макаров - 73 кг! Отсюда их отношения к голодовкам трудящихся - пусть голодают, полезно для здоровья.
Во всем нужна золотая середина (недаром же ее так называют). Ужасен вынужденный голод. Но не менее ужасно для нашего организма - переедание. Известный американский психолог Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность», предупреждает об опасности отсутствия меры. «Материальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней), - пишет он, - может послужить предпосылкой для возникновения таких патологических явлений, как скука, эгоизм, чувство элитарности, «заслуженного превосходства», приостановка личностного роста».
Потребность в чуде, мечте заложена в каждом из нас. Простую бытовую сказку или историю читать или слушать будет не всякий, но если она повествует о чудесах, хотя бы вроде золушки, то захватит внимание многих. Сама по себе эта потребность безобидная, но она часто соединяется с игрой или жадностью. И тогда превращается в одну из губительнейших страстей человеческих.
Это, наверное, наиболее эксплуатируемая посредниками потребность. Её эксплуатируют цыгане, привокзальные лохотронщики, различные лотереи, игральные автоматы, казино. Но больше всего власть имущие, посредством различных партий - разводят народ до состояния лохов.
Но не все люди подвержены обману, не все лохи. Чем же они отличаются от остальных людей? Это, как правило, люди зрелые, живущие по простым правилам, и никаких особых секретов у них нет. Они живут по законам разума. Они просто не играют на деньги, не тратят их на лотереи. Не верят в халявный крупный выигрыш, куш, который может свалиться именно на них. И не важно от кого это исходит, - от уличного лохотронщика или лохотронщика Чубайса, - который пообещал по две «Волги» за каждый ваучер.
Потребность в подражательстве играет огромную роль на всем протяжении человеческой жизни. Ребенок с детских лет начинает подражать своим родителям в своих играх, поведении - это очень сильно влияет на его воспитание, в положительную или отрицательную сторону. Позже у ребенка могут появиться кумиры на стороне. Он может захотеть быть как любимый артист или певец. В СССР кумирами детей были полярники, летчики, космонавты. Прославлялись и трудовые профессии. Теперь во главу угла ставятся деньги - понятно, что ориентиры поменялись, к сожалению. Даже став вполне взрослым и самостоятельным, человек продолжает брать с кого-то пример, как правило стоящего выше него по иерархической лестнице. Это может быть начальник предприятия, завода или президент страны.
Близкую поведенческую реакцию можно выразить такими словами как: «а я как все» или «все так делают». Например, возмущенный родитель спрашивает свое чадо: «Почему ты куришь?» На что сын или дочь отвечает: «Все так делают и Васька с Колькой, и Наташка». Тут пример берется, и оправдываются поступки, взятием примера с поведения большинства, известного оправдывающемуся. Эта потребность - быть как все, не выделяться, остается у большинства на всю жизнь.
Я часто ругаюсь со своей матерью, которая давно уже пенсионерка, но не потеряла дурную привычку, выносить мусор на улицу и высыпать его прямо на дорогу. Правда, раньше, при советской власти, никто себе такого позволить в нашем совхозе не мог, могли и оштрафовать, да и моральные принципы еще работали. Теперь тормозов никаких нет, и каждый поступает в меру своей воспитанности. Вот многие и высыпают мусор прямо на дорогу, перед своим домом и моя мать, оправдываясь, говорит, что все так делают.
Я ей говорю, что люди у нас разные, не только свиньи. Некоторые поддерживают порядок у своего дома, сажают цветы. Почему же ты берешь пример со свиней, а не с хороших людей? На этот вопрос вразумительного ответа получить не удается.
Конечно, наведение порядка в стране, каждый должен начинать с наведения порядка на своем месте. Только вот места у нас у всех разные. Большинство из нас, даже при всем желании, не сможет нагадить дальше своей улицы. А меньшинство из нас гадят на всю страну - своими действиями, поступками. А вывод простой - сверху нужно начинать наводить порядок, чтобы большинство подхватило.
Тяга людей к справедливости, состраданию вовсе не является чем-то аномальным, скорее наоборот - человечество пришло к осознанию этих базовых ценностей в результате эволюционного развития. В качестве примера приводится эксперимент, проведенный в одном из лондонских детских садов. Малышам, разделенным на несколько пар, дано простое задание: один из детей, получив десять шоколадных медалек, должен разделить их с товарищем. Поначалу в детях срабатывал частнособственнический инстинкт - они старались дать второму ребенку меньше шоколадок, оставляя себе большую часть. Психологи предложили вторым участникам эксперимента оценить подобное поведение, причем, если они соглашались с дележом, шоколадки оставались у детей, если нет, шоколадки отбирались у обоих участников. И абсолютно все дети, обделенные своими напарниками, предпочли вовсе остаться без шоколада, но не потакать обманщикам. А когда исследователи предложили вновь разделить шоколадные медальки, наученные горьким опытом дети, уже честно делили шоколадки поровну. Такое поведение устроило напарников, и оба участника в итоге получили свой шоколад. Опыт демонстрирует тягу людей к социальной справедливости, которая стала необходимым экспериментом существования людского сообщества. Дети на каждом шагу ощущают разницу между бедными и богатыми, которая очень ранит чувство справедливости, а оно - врожденное.
Исходя из этого наблюдения, мы можем заключить, что сознание реформаторов и олигархов находится на примитивнейшем уровне, когда развит только хватательный рефлекс в ущерб всем остальным. И подобная модель поведения будет непременно отвергнута обществом - таковы законы природы. Потребность во взаимоподдержке должна срабатывать на подсознательном, инстинктивном уровне. Подобное поведение наблюдается и в животном мире. Власть должна удовлетворять самые элементарные потребности людей: в еде - питье, одежде, жилье, медицинском обслуживании.
Чтобы выжить, и людям, и животным надо поддерживать друг друга в трудные моменты, что в принципе расходится с западным постулатом «каждый сам за себя».