Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током

Причина смерти – прекращение работы сердца и остановка ды- хания. Оказание помощи проводят руками в сухих шерстяных пер- чатках или кистями рук, обернутыми сухой тканью. Рекомендуется надеть резиновые перчатки, под ноги положить изолирующий ма- териал, чтобы не получить смертельное поражение током.

1. Изолировать пострадавшего от источника электрического тока или проводника (выключить рубильник, предохранительные проб- ки, сбить или отбросить провод сухой палкой, одеждой, бутылкой, или перерубить провод топором с деревянным топорищем, предва- рительно приняв меры самозащиты).

2. Немедленно приступить к оживлению пострадавшего: сделать искусственное дыхание и закрытый массаж сердца до полного вос- становления функции.

3. Наложить сухие асептические повязки на участки ожога.

4. Отвезти пострадавшего вееближайш лечебное учреждение.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Разли- чают три вида утопления.

1. Первичное (истинное или «мокрое») – в легкие поступает боль- шое количество воды (не менее 10–12 мл/кг массы тела); встречает- ся часто (75–95 % случаев).

2. Асфиксическое («сухое») – стойкий спазм гортани; встречает- ся в 5–20 % всех случаев.

3. Вторичное утопление развивается в результате остановки сердца вследствие попадания пострадавшего в холодную воду.

Неотложная помощь при утоплении: 1) извлечь пострадавшего из воды; 2) очистить полость рта пальцем, обернутым платком или марлей; 3) быстро уложить пострадавшего животом на бедро согну- той ноги спасателя, сжать боковые поверхности грудной клетки (в течение 10–15 с) резкими толчкообразными движениями и вновь повернуть его на спину; 4) провести искусственную вентиляцию лег- ких способом «изо рта в нос»; 5) немедленно начать непрямой массаж сердца; 6) тщательно растереть кожные покровы, обернуть пострадав- шего в теплые сухие одеяла.

Оказание первой медицинской помощи при гипертоническом кризе.

А. Человек не болен гипертонией: усадить больного, приложить тепло к стопам, приложить горчичники к затылку.

Б. Человек болен гипертонией: усадить больного, приложить тепло к стопам, дать таблетку, назначенную врачом; при носовом крово- течении приложить холод к переносице; вызвать скорую медицин- скую помощь.

Первая медицинская помощь в очаге радиационной аварии.В зависимости от величины полученной дозы принято различать четыре степени тяжести острой лучевой болезни [6], возникающей у человека в результате воздействия проникающей радиации. Пре- дупреждение достигается: 1) использованием индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи; 2) организацией режима правиль- ного поведения людей на радиоактивно загрязненной местности;

3) своевременным оказанием медицинской помощи.

После вывода пострадавших из опасной зоны организуется по- мывка со сменой одежды и дозиметрический контроль. По возмож- ности всем дают выпить адсорбирующие средства («адсорбар» или активированный уголь). Пострадавшего срочно направляют в ле- чебное учреждение.

Тесты

1.Укажите последовательность оказания медицинской помощи: а) доврачебная;

б) специализированная; в) первая медицинская; г) квалифицированная; д) первая врачебная.

2.Отметьте признаки биологической смерти. а) потеря сознания;

б) серый цвет кожных покровов; в) появление трупных пятен;

г) отсутствие пульса;

д) отсутствие видимых движений грудной клетки и живота.

3.Какие мероприятия необходимо осуществить человеку, оказы- вающему первую медицинскую помощь?

а) оказать при необходимости первую медицинскую помощь; б) определить неотложность ситуации;

в) принять решение действовать;

г) подготовить пострадавшего к транспортировке в лечебное учреждение;

д) ускорить поступление квалифицированной медицинской по- мощи.

4.Какие задачи являются первоочередными при оказании первой медицинской помощи?

а) скорейшая доставка пострадавшего в медицинское учреждение; б) устранение опасности, угрожающей жизни человека;

в) ускоренное поступление квалифицированной медицинской помощи;

г) подготовка пострадавшего к транспортировке в лечебное учреж- дение.

5.Наличие чего следует проверить для оценки тяжести состоя- ния пострадавшего?

а) остроту зрения;

б) целостность костей скелета; в) наличие пульса;

г) остроту слуха.

6.Отметьте реанимационные мероприятия при остановке дыхания: а) уложить пострадавшего на спину;

б) не трогать пострадавшего;

в) быстро удалить пальцем, салфеткой или платком содержимое полости рта или глотки;

г) перенести пострадавшего на другое место; д) начать оживление пострадавшего.

7.Что следует делать одновременно с искусственным дыханием при его остановке?

а) провести непрямой массаж сердца;

б) уложить больного спиной на твердую горизонтальную поверх- ность;

в) расстегнуть одежду, стесняющую грудную клетку;

г) освободить дыхательные пути от инородных тел, слизи, пище- вых масс.

8.Какое число дыханий в минуту при искусственном дыхании? а) 5–10;

б) 12–14;

в) 16–20;

г) 20–25.

9.Через сколько надавливаний проводится сильный вдох, если реанимацию проводит один человек?

а) через 5 надавливаний 2 сильных вдоха; б) через 10 надавливаний 2 сильных вдоха; в) через 15 надавливаний 2 сильных вдоха; г) через 20 надавливаний 2 сильных вдоха; д) через 25 надавливаний 2 сильных вдоха.

10.Через сколько надавливаний проводится сильный вдох, если реанимацию проводят два человека?

а) через 5 надавливаний 1 вдох;

б) через 10 надавливаний 1 вдох;

в) через 15 надавливаний 1 вдох;

г) через 20 надавливаний 1 вдох.

11.Отметьте признаки эффективного массажа сердца: а) расширение зрачков, светобоязнь;

б) бледность кожных покровов;

в) восстановление самостоятельного дыхания;

г) появление пульса на сонных, бедренных артериях; д) сужение зрачков.

12.Укажите последовательность наложения кровоостанавливаю- щего жгута:

а) кожу на месте наложения жгута обернуть бинтом;

б) прикрепить записку с указанием времени наложения жгута; в) надежно закрепить наложенный жгут;

г) поврежденную конечность приподнять кверху;

д) сделать первый оборот жгута, затянуть его, чтобы остановилось кровотечение.

13.На какой максимальный срок можно накладывать кровооста- навливающий жгут летом?

а) не более двух минут; б) не более двух часов; в) не более двух суток.

14.Как правильно наложить кровоостанавливающий жгут? а) не изменять положение конечности;

б) жгут накладывать на голое тело;

в) накладывать жгут только на конечность выше раны и поближе к ней;

г) накладывать жгут на конечность на 3–4 ч.

15.При открытом переломе перед иммобилизацией необходимо: а) вправить в рану торчащий отломок;

б) положить холод на место перелома;

в) не шевелить сломанную конечность, наложить шину; г) дать пострадавшему антибиотики;

д) наложить асептическую повязку; е) создать покой пострадавшему;

ж) быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

16.Отметьте признаки травматического шока: а) бледная холодная и влажная кожа;

б) редкий пульс; в) редкое дыхание;

г) спутанное сознание; д) слюнотечение;

е) вялость и апатичность.

17.Какие меры первой помощи необходимо предпринять при трав- матическом шоке?

а) введение антибиотиков;

б) уменьшение болей (иммобилизация, введение обезболивающих); в) прием жаропонижающих лекарств;

г) бережная транспортировка в лечебное учреждение; д) полноценное питание;

е) обильное питье.

18.Как помочь пострадавшему при аллергическом шоке? а) усадить больного;

б) дать внутрь жидкость;

в) прекратить контакт с аллергеном; г) наложить на рану повязку;

д) уложить больного и зафиксировать язык.

19.Отметьте предвестники обморока:

а) мелькание «мушек», «хлопьев снега» в глазах; б) учащение пульса;

в) повышение температуры тела; г) расстройство стула;

д) потеря сознания на месте происшествия; е) головокружение и подташнивание.

20.Укажите порядок оказания неотложной помощи при обмороке: а) усадить больного на стул;

б) расстегнуть больному воротник, ослабить поясной ремень и галстук;

в) оставить больного в закрытом помещении; г) приложить холод к голове;

д) уложить больного на спину с несколько опущенной головой; е) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

ж) вынести больного на свежий воздух или распахнуть окно.

21.Сколько времени необходимо для развития синдрома сдавли- вания при извлечении пострадавшего из-под завала?

а) достаточно 20–30 минут; б) не менее 1–2 ч;

в) 2–3 ч;

г) не менее 4–6 ч.

22.Отметьте признаки синдрома длительного сдавливания: а) повышение температуры, отеки, кровотечение;

б) пораженные конечности холодные на ощупь, бледные с синюш- ным оттенком, чувствительность снижена (отсутствует), отек, боль;

в) повышение температуры, боль, покраснение конечности;

г) кровотечение, холодные пораженные конечности, судороги.

23.Определите правильную последовательность оказания помо- щи при синдроме длительного сдавливания:

а) извлечь пострадавшего из-под обрушившихся тяжестей, нало- жить жгуты на поврежденные конечности, повязки, иммобилизация поврежденных конечностей, противошоковые мероприятия;

б) наложить асептические повязки на повреждения, извлечь из- под тяжестей, противошоковые мероприятия;

в) противошоковые мероприятия, наложить жгуты на поврежден- ные конечности, извлечь из-под тяжести, иммобилизация повреж- денных конечностей;

г) извлечь из-под обрушившихся тяжестей, наложить асептиче- ские повязки, противошоковые меры, иммобилизация поврежденных конечностей, наложение жгутов.

24.Для чего надо накладывать жгуты на поврежденные конечно- сти при синдроме длительного сдавливания?

а) для остановки кровотечения;

б) для иммобилизации поврежденных конечностей; в) для борьбы с шоком;

г) для предотвращения поступления ядовитых продуктов распада в кровь.

25.Отметьте признаки ушиба сустава: а) резкая деформация в области сустава;

б) значительное нарушение функции сустава; в) «хруст» при пальпации костей;

г) припухлость.

26.Отметьте признаки вывиха: а) сильное кровотечение;

б) отсутствие активных и невозможность пассивных движений; в) повреждение кожных покровов в области сустава;

г) патологическая (ненормальная) подвижность кости; д) изменение формы сустава.

27.Как помочь пострадавшему при вывихе? а) вправление вывиха не специалистом;

б) тугое бинтование;

в) иммобилизация конечности в том положении, которое она при- няла после травмы;

г) тепло на область поврежденного сустава.

28.Что относится к термическим ожогам?

а) испуг, электрический ток, воздействие температуры; б) воздействие газа, кислоты, щелочи;

в) воздействие высокой и низкой температуры; г) стресс, радиоактивное излучение, ранение.

29.Сколько выделяют степеней ожога? а) 2;

б) 5;

в) 3;

г) 4.

30.Отметьте характерные признаки ожога первой степени: а) покраснение, пузыри, резкая боль обожженных участков; б) боль, корочки-струпья, омертвение кожи;

в) покраснение, отек обожженных участков кожи, боль;

г) боль, обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей.

31. Что надо сделать при термическом ожоге с образованием пу- зырей и тканевой жидкости?

а) обработать место ожога 3%-м раствором борной кислоты; б) наложить стерильную повязку;

в) обработать место ожога 5%-м раствором йода; г) вскрыть пузыри;

д) смазать жиром (мазью);

е) обработать 33%-м раствором спирта.

32.Что относится к химическим ожогам? а) воздействие кислоты, щелочи;

б) стресс, радиоактивное излучение, ранение;

в) удар, сдавление, растяжение, сотрясение, ранение; г) воздействие высокой и низкой температур.

33.Что нужно сделать при ожоге кислотой кожных покровов? а) промокнуть места ожога стерильной ватой или марлей;

б) промыть струей воды, затем смочить 3%-м раствором борной кислоты;

в) промыть струей воды, затем смочить раствором уксусной эс- сенции;

г) промыть струей воды, обмыть 2%-м раствором питьевой соды, наложить сухую повязку.

34.Что нужно сделать при ожоге щелочью кожных покровов? а) промокнуть места ожога стерильной ватой или марлей;

б) промыть струей воды, обмыть 2%-м раствором борной (лимон-

ной) кислоты, столового уксуса;

в) промыть струей воды, обмыть 2%-м раствором питьевой соды; г) смазать места ожога вазелином (жиром).

35.Какие правила следует соблюдать при снятии одежды с по- страдавшего при термических ожогах?

а) если одежда пристала к коже, ее нужно обрезать вокруг раны; б) одежда с пострадавшего снимается, начиная с больной стороны; в) при сильном кровотечении следует быстро снять одежду с места

ранения;

г) при травмах голени и стопы бережно снять (начиная с пятки) обувь;

д) пострадавший самостоятельно снимает одежду и обувь.

36. Отметьте признаки поражения хлором: а) чувство жажды;

б) сильная боль в конечностях;

в) развитие отека легких, иногда пневмонии; г) покраснение кожи;

д) пульс частый, слабый, сердечная слабость;

е) общее возбуждение, страх, потеря координации движения; ж) повышение температуры тела.

37.Отметьте последовательность проведения необходимых меро- приятий в очаге химического поражения:

а) сделать непрямой массаж сердца; б) надеть противогаз;

в) ввести антидот;

г) обработать кожу содержимым ИПП; д) частичная санитарная обработка ИПП; е) применить искусственное дыхание;

ж) при поражении аммиаком обработать кожу раствором кислот; з) при поражении хлором обработать кожу раствором питьевой

соды;

и) вынести пострадавшего из очага химического поражения.

38.Как помочь человеку, пострадавшему от молнии? а) не торопиться с оказанием первой помощи;

б) немедленно начать прямой массаж сердца и искусственное ды- хание способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос»;

в) надеть на пострадавшего противогаз;

г) своевременно и правильно проводимые реанимационные ме- роприятия помогут спасти жизнь пострадавшего;

д) транспортировать пострадавшего в больницу на носилках в по- ложении на боку.

39.Что является причиной смерти при элекротравме? а) кровотечение;

б) болевой шок;

в) остановка сердца и дыхания; г) разрыв внутренних органов.

40.Как следует оказывать помощь при поражении электриче- ским током?

а) оценить состояние (при необходимости оживлять), наложить асептические повязки, отключить ток;

б) изолировать пострадавшего от тока, оценить состояние (при необходимости оживлять), наложить асептические повязки на места ожогов;

в) изолировать пострадавшего от тока, наложить асептические повязки на ожоги, оживлять;

г) наложить асептические повязки, принять меры по оживлению, изолировать пострадавшего от тока.

41.Какой вид утопления встречается чаще? а) асфиксический;

б) вторичный; в) первичный;

г) рефлекторный.

42.Определите правильно последовательность первой помощи при первичном утоплении:

а) сердечно-легочная реанимация (непрямой массаж сердца, ис- кусственная вентиляция легких);

б) противошоковые мероприятия;

в) дать понюхать нашатырный спирт;

г) растереть водкой, противосудорожная терапия;

д) извлечь из воды, очистить полость рта от содержимого; е) быстро прекратить искусственную вентиляцию легких; ж) растереть кожные покровы, обернуть сухим одеялом.

43.Как помочь человеку при гипертоническом кризе? а) отправить больного в поликлинику;

б) напоить горячим кофе или чаем; в) приложить тепло к стопам;

г) усадить больного;

д) дать таблетку, назначенную врачом (предпочтение отдают быст- родействующим сосудорасширяющим препаратам);

е) приложить горчичники к затылку; ж) приложить холод к переносице;

з) вызвать скорую медицинскую помощь.

44.Сколько различают степеней тяжести лучевой болезни? а) 2;

б) 7;

в) 4;

г) 3.

45. Укажите правильную последовательность проведения мер про- филактики лучевой болезни:

а) дать пострадавшему выпить адсорбирующие средства (адсор-

бер или активированный уголь);

б) промыть слизистые и открытые кожные покровы водой, снять верхнюю одежду;

в) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

г) принять таблетку йодида кальция (или выпить три капли на- стойки йода, разведенного в стакане воды);

д) наглухо застегнуть на все пуговицы и крючки свою одежду; е) защитить глаза с помощью очков-консервов;

ж) немедленно надеть респиратор (противогаз, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку);

з) после вывода из опасной зоны помыться и сменить одежду; и) провести дозиметрический контроль загрязненности тела;

к)росчно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение.

Практическое занятие № 8

ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ [9]

Цель работы:

– изучить вредное воздействие на человека ртути и ее соединений;

– научиться действиям по демеркуризации и соблюдению мер без- опасности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить материал занятия.

2. Законспектировать ответы на следующие вопросы:

а) Основные свойства ртути и ее воздействие на организм человека; б) Источники ртутной интоксикации и порядок сбора пролитой

ртути. Меры безопасности;

в) Химическая демеркуризация и порядок ее проведения; г) Оказание первой медицинской помощи.

3. Выбрать свой вариант тестов (табл. 8.1), который соответству- ет порядковому номеру фамилии студента в журнале учета занятий.

4. Представить преподавателю для контроля законспектированные ответы на поставленные выше вопросы. Подготовиться к опросу.

5. Заполнить таблицу тестами своего варианта и ответами на них. Сдать на проверку.

Таблица 8.1

Варианты заданий контрольных тестов

Номер варианта Номера вопросов Примечание
3, 4, 21, 13, 28  
1, 5, 10, 17, 22  
2, 6, 14, 22, 15  
7, 11, 23, 27, 3  
8, 12, 19, 22, 25  
9, 5, 10, 16, 22  
2, 4, 22, 13, 28  
7, 13, 23, 27, 4  
6, 12, 19, 20, 24  
2, 6, 14, 22, 15  
5, 13, 23, 27, 9  
7, 13, 10, 27, 12  
2, 12, 19, 21, 25  
1, 3, 10, 16, 22  
3, 13, 20, 26, 4  
26, 11, 23, 25, 3  
3, 12, 19, 4, 25  
2, 6, 13, 22, 15  
1, 5, 14, 17, 2  
1, 12, 19, 20, 25  
6, 12, 1, 22, 27  
11, 23, 27, 3,7  
2, 12, 1, 21, 24  
7, 11, 4, 27, 3  
9, 11, 23, 25, 3  
8, 13, 23, 26, 4  
1, 3, 10, 16, 21  
1, 12, 19, 20, 28  
7, 13, 23, 27, 4  
8, 12, 19, 4, 15  

Теоретическая часть

Ртуть – блестящий, серебристо-белый жидкий металл. Удель- ная масса его 13,546 кг/м3, температура плавления – 38,87 °С, тем- пература кипения – +357,25 °С, класс опасности – первый (чрезвы- чайно опасное химическое вещество). Опасный загрязнитель окру- жающей среды, в особенности воды, поскольку в результате дея- тельности населяющих воду микроорганизмов происходит образо- вание растворимой в воде и токсичной метилртути, накапливаю- щейся в рыбе.

В Республике Беларусь ежегодно происходит загрязнение окру- жающей среды ртутью, чаще – в местах массового пребывания лю- дей и в быту. При концентрации паров ртути в воздухе, равной 0,13–0,80 мг/м3, наступает острое отравление (при разливе ртути мак- симальная концентрация насыщенных паров в воздухе при температу- ре 20 °С достигает 15,2 мг/м3). Время жизни паров ртути в атмосфере составляет 3–5 суток, после чего она в виде органических соединений закрепляется на поверхности пола или земли. Предельно допустимые концентрации металлической ртути приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Предельно допустимые уровни загрязнения металлической ртутью и ее парами

Наименование показателя Единицы измерения Значение
ПДК в населенных пунктах (среднесуточная) мг/м3 0,0003
ПДК в жилых помещениях (среднесуточная) мг/м3 0,0003
ПДК воздуха в рабочей зоне (максимальная разовая) мг/м3 0,01
ПДК сточных вод (для неорганических соеди- нений в пересчете на двухвалентную ртуть) мг/мл < 0,005
ПДК водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения мг/л 0,0005
ПДК в почве мг/кг 2,1

Ртуть – типичный представитель кумулятивных ядов. Хорошо растворяется в азотной кислоте. Растворяет золото, серебро, цинк, образуя твердые растворы амальгамы.Активно реагирует с серово-

дородом, образуя сульфид ртути – нерастворимое нетоксичное со- единение, которое выводится из организма. Абсорбируется конст- руктивными материалами помещений, т. е. поглощается из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества-абсорбента. Испа- ряется при комнатной температуре. Процесс возрастает при повы- шении температуры. Пары ртути тяжелее воздуха в семь раз. Из всех соединений ртути наиболее опаcна сулема (НgCl2).

Различают три степени загрязнения ртутью:

1) незначительное загрязнение – содержание ртути не превышает

0,0001 мг в 1 г материала конструкции;

2) среднее загрязнение – 0,001 мг/г;

3) высокий уровень загрязнения – 0,01 мг/г и выше.

Помните: пары ртути имеют свойство накапливаться на оштука- туренных стенах и впитываться в лакокрасочные покрытия, а также

оседать в швах кирпичной окладки, чт цесс обнаружения и дезактивации.

значительно усложняет про-

В помещении объемом до 60 м3существует опасность ртутного отравления. При обнаружении ртути в помещении необходимо уда-

лить из него детей и обеспечить максимальное проветривание. Поэто- му, если обнаружено помещение, загрязненное ртутью (разбились ртутный термометр, люминесцентная либо ртутная лампа), позвоните по телефону службы спасения «101» и вызовите специалистов из Цен- тра санитарии и гигиены, дежурной службы по ГО, ЧС или УВД.

Пролитую ртуть лучше собирать в перчатках с помощью медной пластинки или листочка станиоля (оловянной фольги). Можно исполь- зовать древесные опилки. Сбор ртути проводят от периферии загряз- ненного участка к его центру. Необходимым условием этого сбора яв- ляется ограничение площади загрязнения. После тщательного сбора видимой ртути ищут скрытые источники ртутного загрязнения.

Допускается сметать капли ртути мокрой волосяной кистью или щеткой в эмалированный совок, извлекать депонированную ртуть из углублений и щелей при помощи полосок алюминиевой фольги, очищенной цинковой жести или латунной проволоки. Чтобы ртуть хорошо прилипала к медным изделиям, перед использованием их про- мывают обезжиренным растворителем, а после контакта стрьтюу – обрабатывают разбавленной азотной кислотой и промывают водой. Медными кисточками ртуть собирают под слой воды или других органических жидкостей.

Мелкие (пылевидные) капельки ртути (до 1 мм) собирают влаж- ной фильтрованной или газетной бумагой. Бумагу размачивают в во- де до значительной степени разрыхления, отжимают и в таком виде протирают загрязненные поверхности. Капельки ртути прилипают к бумаге, с которой их переносят в герметичную емкость.

Ветошь, загрязненную ртутью и помещенную в герметичную тару, отдают на утилизацию в санитарно-эпидемическую службу. Ее нельзя выбрасывать в мусоропровод!

Химическая демеркуризация.Даже самая тщательная уборка не обеспечивает полный сбор ртути с загрязненных поверхностей. По- этому необходимо воздействовать на металлическую ртуть различ- ными химическими соединениями, которые снизят скорость ее ис- парения путем перевода ртути в оксиды и соли с меньшей упруго- стью паров, а также облегчат ее последующее удаление с загряз- ненных поверхностей.

Для химической демеркуризации используют:

а) мыльно-содовый раствор (4%-й раствор мыла в 5%-м водном растворе соды);

б) 20%-й водный раствор хлорида железа;

в) 5–10%-й водный раствор полисульфида натрия или кальция; г) 20%-й водный раствор хлорной извести;

д) 4–5%-й раствор моно- и дихлорамина;

е) 5–10%-й водный раствор соляной кислоты;

ж) 10%-йдвноый раствор сульфата меди или иодида калия. Расход демеркуризатора на 1 м2 площади составляет 0,15–1 л.

Время обработки 1 м2 загрязненной поверхности включает:

1) нанесение демеркуризирующих растворов – 10 минут;

2) экспозиция демеркуризации – от 8 до 48 ч;

3) смыв и влажная уборка – 15 минут.

В зависимости от глубины проникновения ртути в различные материалы и конструкции их или удаляют из помещений, или про- изводят депонирование ртути с применением непроницаемых для ее составов: грунтовок, шпатлевок, эмалей и лаков.

Используется два основных способа очистки сточных вод от рту- ти и ее соединений, которые удовлетворяют санитарным требова- ниям. Один из них основан на осаждении ионов ртути в виде прак- тически нерастворимых сульфидов ртути, а второй – на использо-

вании сильноосновных катионов (например, сульфоуголь), полно- стью поглощающих ионы ртути.

Порядок проведения демеркуризации бытовых помещений.Ре- комендуется следующий порядок демеркуризации:

1) проведение первичного обследования помещения, подлежащего демеркуризации;

2) выявление источников, характера и объемов загрязнения;

3) оценка объемов демеркуризационных работ;

4) подготовка помещения к демеркуризации: вынос оборудова- ния и контроль степени загрязнения;

5) механический сбор металлической ртути, ликвидация потен- циальных источников ртути;

6) тщательная уборка помещений от пыли и интенсивное провет- ривание;

7) применение химических демеркуризаторов и смывающих средств;

8) интенсивное проветривание помещений, двухразовый контроль загрязнения;

9) увлажнение удаляемого со стен, потолка и пола материала;

10) складирование загрязненного ртутью мусора на водонепро- ницаемой подстилке и своевременный (не позже 2–3 суток) вывоз его в места, отведенные для захоронения твердых отходов, спец- транспортом.

Влажную уборку объекта проводят на заключительном этапе демеркуризации объекта. Моют поверхности нагретым до 70–80 °С мыльно-содовым раствором с расходом 0,5–1 л/м2. Раствор состоит из 4%-го мыла в 5%-м водном растворе кальцинированной соды. Вместо мыла допускается использовать 0,3–1%-й водный раствор моющих бытовых стиральных порошков. Тщательно обмывают по- верхности водопроводной водой и протирают их ветошью насухо.

Безопасность при проведении демеркуризационных мероприя- тий. Запрещается:

1) находиться на загрязненном ртутью объекте людям, не связан- ным с выполнением работ и не обеспеченных средствами индиви- дуальной защиты;

2) принимать пищу, пить, курить, расстегивать одежду и снимать средства индивидуальной защиты;

3) выливать собранную ртуть в канализацию;

4) держать, даже кратковременно, собранную ртуть вблизи нагре- вательных приборов;

5) хранить собранную ртуть, а также твердые и жидкие отходы на объекте;

6) хранить в рабочих помещениях все приспособления, посуду и инвентарь, используемые для сбора ртути и демеркуризации; они

могут храниться на объекте до завершения работ вныохтдель крытых помещениях.

за-

В качестве СИЗ следует использовать промышленные противо- газы типа «Г» или респираторы газо-пылезащитные при демеркури- зации относительно небольших количеств ртути.

После окончания демеркуризации работники должны: 1) очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой (не сни- мая средств защиты); 2) принять душ; 3) прополоскать полость рта 0,25%-м раствором перманганата калия; 4) тщательно почистить зубы.

Первая медицинская помощь при отравлении ртутью.Разли- чают острые и хронические отравления металлической ртутью. Ост- рые отравления ее парами чаще случаются в производственных усло- виях: в аварийных ситуациях или при грубых нарушениях правил техники безопасности. Но в последние годы все чаще происходят бытовые отравления ртутью.

Возможны также и отравления сулемой (HgCl2), используемой в медицине в качестве дезинфицирующего средства (1 : 1000), в сель- ском хозяйстве – для протравливания семян, в фармацевтической промышленности, в строительстве – для пропитки дерева и др. Она является высокотоксичным протоплазматическим ядом (смертель- ная доза 0,2–0,3 г).

Ртуть и ее соединения обладают выраженным нейротоксическим действием. При остром отравлении парами ртути первые признаки проявляются в период от 8 до 24 ч с момента отравления: а) общая слабость; б) головная боль; в) боль при глотании; г) повышение темпе- ратуры до 37,7–38 оС. На первый план выступают насморк, кашель, частый жидкий стул. Сонливость чередуется с периодами возбуж- дения, а на четвертые сутки развиваются симптомы почечной недо- статочности.

При попадании ртути и ее соединений внутрь организма челове- ка через желудочно-кишечный тракт отмечают более серьезные клинические проявления. Возникают резкие боли в животе по ходу пищевода, рвота, а через несколько часов – понос с кровью. При осмотре больного видна медно-розовая окраска слизистых оболочек рта и глотки. Набухают шейные лимфатические узлы. Во рту ощу- щается металлический вкус, отмечается слюнотечение, кровоточи- вость десен. Несколько позже появляется темная кайма сернистой ртути на деснах. Со второго–третьего дня развиваются симптомы почечной недостаточности («сулемовая почка»). Рано появляются возбудимость, повышение артериального давления. При анализе крови обнаруживается анемия.

Действия при о с т р о м о т р а в л е н и и р т у т ь ю: 1) уло- жить пострадавшего на носилки и вынести на свежий воздух; 2) про- мыть желудок (при попадании ртути внутрь), после чего дать боль- ному 20–30 г активированного угля и обильное питье для более быст- рого вывода ядовитых соединений с мочой; 3) вызвать рвоту, повто- рить эту процедуру и после очередного приема воды.

Воду лучше давать с растворенными в ней соединениями серы, размешанным порошком яичного белка или активированного угля. Сера преобразует ртуть в нерастворимые и практически нетоксич- ные сульфиды, которые выводятся с калом. Рекомендуется выпить молоко. Оказав пострадавшему первую медицинскую помощь, сле- дует вызвать врача или доставить его в лечебное учреждение.

Б ы т о в о е о т р а в л е н и е. Если пострадавший без сознания, необходимо уложить его так, чтобы голова была повернута набок. Это предотвратит попадание содержимого желудка в дыхательные пути. При западании языка, а также судорогах, когда челюсти креп- ко сомкнуты и препятствуют нормальному дыханию, нужно осто- рожно запрокинуть голову пострадавшего и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, чтобы он мог дышать. Необходимо срочно промыть желудок водой с 20–30 г активированного угля или дать несколько таблеток активированного угля (1 таблетка на 10 кг мас- сы телап),ивтыь молока и вызвать врача.

Х р о н и ч е с к о е о т р а в л е н и е. Характеризуется воспале- нием десен, болью в желудке, воспалением легких, слабостью, сонли- востью, головной болью. Отмечается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, апатия. Наблюдаются также снижение умствен-

ных способностей, ослабление внимания и памяти. Постепенно начи- нает развиваться дрожание кончиков пальцев рук, затем ног и всего тела. Снижается обоняние, кожная чувствительность, усиливается потливость, возникает нарушение ритма сердечной деятельности.

Хранение ртути.Хранение и перевозку ртути, используемой в промышленных целях, осуществляют в стальных баллонах, в ко- личестве не более 35 кг в каждом, а также в толстостенных керами- ческих или стеклянных баллонах емкостью 500 мл с металлической гофрированной пробкой и прокладкой из пластмассы.

В лабораторных условиях ртуть хранят в толстостенной стеклян- ной посуде с притертыми пробками на вакуумной смазке. Однако основным способом является хранение ее в запаянных стеклянных ампулах по 30–40 мл в каждой, которые помещаются в сварные стальные коробки. Не разрешается хранить ртуть в тонкостенной или любой открытой посуде.

Тесты

1.Что такое абсорбция?

а) поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверх- ностным слоем твердого тела или жидкости;

б) поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей мас- сой другого вещества;

в) поглощение вещества из газовой или жидкой среды твердым телом.

2.К какому классу опасности среди высокотоксичных веществ относится ртуть?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

3.В помещении какого максимального объема разбитый ртут- ный медицинский термометр может создать опасные для здоровья концентрации?

а) 20 м3;

б) 30 м3;

в) 50 м3;

г) 60 м3;

д) 100 м3.

4.В какой кислоте ртуть хорошо растворима? а) разбавленной серной кислоте;

б) разбавленной соляной кислоте; в) разбавленной азотной кислоте;

г) разбавленной фосфорной кислоте.

5.При каких концентрациях паров ртути в воздухе возможны острые отравления людей?

а) 0,05–0,93 мг/м3;

б) 0,13–0,80 мг/м3;

в) 0,10–0,55 мг/м3;

г) 0,28–0,45 мг/м3.

6.Можно ли отнести ртуть к кумулятивным ядам? а) да;

б) нет.

7.Через какое время проявляется поражающее действие ртути? а) через 5–10 ч;

б) через 8–24 ч; в) через 2–5 ч.

8.Какие основные пути поступления металлической ртути в ор- ганизм человека?

а) через органы дыхания;

б) через органы пищеварения; в) через кожные покровы;

г) через слизистые оболочки.

9.Указать рекомендуемую норму расхода мыльно-содового раст- вора при проведении влажной уборки в ходе демеркуризационных работ:

а) 0,2–0,3 л/м2;

б) 0,3–0,5 л/м2;

в) 0,5–1 л/м2;

г)1,0–1,5 л/м2.

10.Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта при обнаружении признаков поражения ртутью?

а) раствор хлорида кальция; б) раствор хлорида цинка;

в) раствор хлорида железа; г) раствор сульфида натрия.

11.Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта по окончании демеркуризационных работ?

а) раствор хлорида кальция;

б) раствор перманганата калия; в) раствор хлорида железа;

г) раствор иодида калия.

12.Во сколько раз пары ртути тяжелее воздуха? а) в 5 раз;

б) в 7 раз; в) в 10 раз; г) в 2 раза.

13.Взаимодействует ли ртуть с сероводородом? а) да;

б) нет.

14.Способна ли ртуть сорбироваться на конструкционных мате- риалах?

а) да;

б) нет.

15.Какой натуральный продукт является противоядием для ртути? а) молоко;

б) кофе;

в) яичный белок;

г) апельсиновый сок; д) крепкий чай.

16.Как

Наши рекомендации