Определение стоматологического просвещения, его цель и задачи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Формы стоматологического просвещения

По видам и организационным формам стоматологическое просвещение подразделяется на: индивидуальное, групповое, массовое и целевое. Наиболее популярной формой (92%) санитарно-просветительной работы являются индивидуальные беседы во время приема у стоматолога, реже – лекции и чаще – стенды и санитарные бюллетени. Словесная форма не эффективна у детей младшего возраста и может быть рекомендована для людей 20-45 лет.

При проведении санитарно-просветительской работы по профилактике стоматологических заболеваний рекомендуется придерживаться определенных тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и со стояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков развития

зубочелюстной системы.

Ведущая форма работы с взрослым населением — это убеждение и пропаганда, акцентирование внимания на том что взрослые являются примером для детей и подростков. Поэтому начинать санитарно-просветительскую работу следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к состоянию зубов и органов полости рта у детей, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.

Примерами группового санитарного просвещенияи обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая, стоматологическая помощь в организованных коллективах, занятия с беременными женщинами в школе молодых матерей, посвященные важности профилактики стоматологических заболеваний и правильному питанию детей.

Массовое санитарное просвещениеи обеспечение здоровья - охватывает все большие группы населения района, города, республики, например передачи по телевидению по вопросам профилактического значения гигиены полости рта. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены, доступные для приобретения их широкими слоями населения.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая. Она позволяет добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и средств. Индивидуальные беседы занимают гораздо больше времени. Наиболее эффективные методы – беседы, выступления, лекции. Еще более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако медицинская эффективность таких бесед, как показывает опыт, небольшая.

Целевоестоматологическое просвещение – работа с детьми, родителями, учителями, средним медперсоналом, руководством, общественными деятелями (агитация, очно).

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ

ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Стоматологическое просвещение среди медицинского персонала

Стоматолог является инициатором и организатором выявления факторов риска в группах населения; выбирает профилактические мероприятия; совместно с руководителями учреждения, здравоохранения, администрацией составляет проект программы профилактики; контролирует выполнение мероприятий; анализирует эффективность программы и вносит коррективы. Акушер-гинеколог и педиатр проводят санитарно-просветительную работу в школах будущих матерей и молодых родителей.

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ БЕРЕМЕННЫХ

И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Определение стоматологического просвещения, его цель и задачи.

По данным ВОЗ среди причин заболеваний человека 20 % составляют наследственные факторы, 25% - условия окружающей среды, 55% - образ жизни (система поступков, совершаемых на основе его ценностной ориентации). Т.е. степень риска большинства заболеваний зависит от многих решений человека.

Обеспечение здоровья— это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья. Санитарное просвещение и обеспечение здоровья — две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств. Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания можно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Санитарное просвещение– это система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методам пропаганды, агитации и обучения.

Стоматологическое просвещение (СП)- это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.

Основная цельэтой работы - это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.

Конечная цель СП –не знания, а убеждения и поступки слушателя в результате

приобретенных им знаний.

Стоматологическое просвещение в своей основе должно опираться на 2 основных направления: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение

правил и методов здорового образа жизни.

Основные задачи СПсводятся к следующему:

1. Разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний.

2. Информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;

3. Убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;

4. Обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную стоматологическую помощь.

Каждый медицинский работник ежемесячно 4 часа рабочего времени должен использовать для санитарно-просветительской работы среди населения. В стоматологическом просвещении должны участвовать, помимо врачей-стоматологов

и гигиенистов стоматологических, психологи и педагоги.

Выделяются три основных направления стоматологического просвещения:

– пропаганда знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний,

- агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения,

- гигиеническое воспитание и обучение.

В настоящее время низкая эффективность профилактики стоматологических заболеваний является причиной высокой распространенность кариеса (до 98%) и заболеваний пародонта. Одним из путей выхода из этого положения является привлечение к профилактической работе среднего медицинского персонала и обеспечение рабочими местами. Позволяющими оказывать данную качественную помощь населению. Зарубежный опыт демонстрирует стойкое улучшение стоматологического здоровья в странах, где специальность «гигиенист стоматологический» занимает прочные позиции в системе здравоохранения.

Роль стоматолога и гигиениста состоит в инициировании разработки программы, методической помощи персоналу, осуществлении санитарного просвещения населения, практическом выполнении медицинских профилактических мероприятий и контроле эффектности профилактики.

Наши рекомендации