Формы учебно-тренировочной работы

Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки учащихся являются: теоретические и практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, судейская практика, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Большое внимание должно уделяться общеподготовительным упражнениям, что связано с особенностями окостенения костей верхних, нижних конечностей и эпифизов позвонков. Неправильная поза или односторонняя физическая нагрузка могут привести к сутулости и сколиозу. Поскольку большинство ударных действий теннисист выполняет в основном одной рукой, необходимо на каждом занятии выполнять гимнастические упражнения с целью коррекции осанки.

Условия реализации программы

Для занятий по игровой подготовке необходимо наличие соответствующего материально-технического обеспечения: зала или открытой площадки с размерами игровой части, называемой кортом, – 23,77м x 8,23м (допускается использование площадок указанного размера для игровой подготовки по правилам мини-тенниса – см. 4), тренировочная стенка, теннисный инвентарь – мячи, ракетки, теннисная сетка.

Место проведения занятий должно быть хорошо освещено и соответствовать установленным нормам, свет должен быть равномерным над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза играющих. Пол в спортивном зале и на открытых площадках, используемых для занятий, должен иметь ровное деревянное или специальное покрытие. Стены (фон) должны быть однотонного зеленого или синего цвета.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные методы работы.

1. Метод словесного описания упражнений

Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).

2. Метод показа упражнений

Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей с отставанием в умственном развитии этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).

3. Метод целостного разучивания упражнений

Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком. Он часто используется на занятиях первого и второго годов обучения, когда осваиваются относительно простые элементы.

Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.

4. Метод расчлененного разучивания

Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного
действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем
соединении в целое упражнение. Он в основном используется на занятиях старших групп, выполняющих упражнения на кортах.

5. Метод изменения условий обучения

Этот метод подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (упражнения выполняются не ракеткой, а рукой; упражнения со скакалкой в условиях депривации зрительного анализатора).

6. Игровой метод

Данный метод предполагает использование спортивных игр, развивающих необходимые для тенниса качества (скорость реакции, координация в пространстве, техника функционального бега).Оценка результатов:

Говоря о механизме оценки результатов, надо отметить, что оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и

количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии:

- определяются упражнения, подлежащие оценке;

- определяются критерии оценки элементов.

Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Высшим спортивным результатом обучения детей-олигофренов по данной программе является достижение соревновательного уровня подготовки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

При организации учебной работы необходимо иметь следующие документы: программа, учебный план, годовой график распределений учебного материала, расписание занятий и т.д.

Каждый педагог дополнительного образования должен иметь рабочий план, конспекты занятий, вести журнал учёта учебно-тренировочной, воспитательной работы.

Каждый этап подготовки имеет свои задачи.

I. Задачи для групп начальной подготовки 1-го года обучения:

1. Набор детей с медицинским допуском к занятиям теннисом. Поощрение педагогом всех детей, проявивших на занятиях трудолюбие, терпение и дисциплину.

2. Укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки - использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.

3. Развитие физических качеств и способностей: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, устойчивости интереса к занятиям, волевых качеств.

4. Обучение основам техники игры - хватка ракетки, стойка, упражнения с мячом и ракеткой, имитация ударов по частям и в целом.

5. Отбор детей для последующего этапа обучения на основе выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке и по технической подготовке.

II. Задачи для групп начальной подготовки 2-го -- 3-го годов обучения:

1Дальнейшее укрепление здоровья занимающихся на основе занятий физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в теннисе упражнений, методов и средств.

2Развитие специфичных для тенниса физических качеств -
быстроты движений, скоростной и скоростно-силовой выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений, имитации ударов, перемещений.

3Продолжение обучения основам техники игры - стойки, перемещения, имитация ударов у игровой стенки, упражнения на тренажерах и приспособлениях, изучение подач и основных приемов игры на корте, изучение тактики, игра на счет, участие в соревнованиях.

4Отбор детей для последующего этапа обучения на основе выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке и по технической подготовке.

Планирование тренировочного процесса:

Все занятия состоят из 3-х частей – подготовительной (разминки), основной и заключительной. В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и подведению к решению основной части занятия. Для решения первой задачи применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания, подвижности в суставах и т.п., что необходимо для выполнения заданий основной части. Для разогревания используют общеподготовительные упражнения - легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале участвует небольшое количество мышечных групп, затем следует переходить к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их количество. Длительность этой части разминки во многом зависит от возраста занимающихся, этапа подготовки, места и условий проведения занятий.

Во второй части разминки выполняются упражнения, помогающие настроиться на выполнение задач основной части занятия. В основной части занятия решаются задачи конкретного тренировочного занятия: обучения техническому действию, совершенствования технического действия или тактико-технических действий, воспитание физических качеств. В заключительной стадии необходимо решать задачу восстановления занимающегося после выполненной им работы в основной части занятий. В этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе, включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.

Обучение в теннисе включает в себя теоретическую, физическую, техническую и психологическую подготовку. Каждый из этих видов подготовки имеет определенное содержание и характеризуется рядом требований.

Психологическая подготовка представляется педагогическими воздействиями, которые обеспечивают формирование у обучаемых определенных психологических качеств: социально-моральных, личностных. Занимаясь в группе, ребенок вступает в отношения с педагогом и с коллективом, подвергаясь воздействиям с их стороны, и, в свою очередь, влияя на коллектив. Дети с отклонениями в развитии особенно нуждаются в этих отношениях, т.к. они также помогают и в жизни в обществе.

К основным методам психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, убеждение. В процессе психологической подготовки у юных теннисистов должны формироваться такие качества, как целеустремленность, настойчивость, воля к победе, выдержка, самообладание, способность предельно мобилизовать свои возможности.

Теоретическая подготовка идет одновременно с практической во всех разделах программы и является их неотъемлемой составной частью. Общеразвивающие упражнения, как движения отдельных частей тела и их сочетаний, выполняемые с различной амплитудой, частотой и степенью мышечных напряжений, широко применяются на всех этапах подготовки детей.

Программный материал

Теоретическая подготовка

• Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на развитие систем организма, двигательного аппарата человека.

· Правила поведения учащихся на занятиях. Простейшие приспособления для тренировки.

· Правила содержания инвентаря. Ремонт ракеток. Спортивная одежда и обувь.

• Правила техники безопасности и профилактика травматизма в теннисе. Гигиена. Режим дня спортсмена. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом.

· Оценка учащимися своего самочувствия, уровня физической подготовленности.

· Краткое содержание занятий. Простейшие упражнения по освоению элементов техники.

· Контроль и самоконтроль занимающихся на основе нормативов. Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений.

· Задания для самостоятельных занятий. Проверка их выполнения, в т.ч. у тренировочной стенки.

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания условий успешной специализации. Для занятий физической подготовкой должна отводиться обязательная часть времени.

Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей.

Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, выносливость, двигательно-координационные способности, быстрота реакции, силовые способности. Для этого применяются широкий комплекс

общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:

- упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: Сжимание, разжимание, сгибание, разгибание, вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание, вращения голеностопных суставов, затем коленных и тазобедренных;

- упражнения для мышц живота и спины: повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;

- общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений – махи руками, ногами – вперед-вверх, в стороны-вверх;

- упражнения с преодолением собственного веса:

o выталкивания туловища разгибом в локтевых суставах в наклоне от стены, от скамейки, от пола;

o поднимания на носки;

o приседания на двух ногах при разном положении ног;

o приседания на одной ноге;

o пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног;

o находясь в полуприседе, ноги широко расставлены – перенос веса тела с левой ноги на правую;

o подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лёжа на спине;

o подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа на спине;

- упражнения с набивными мячами (вес до 1 кг) (броски двумя руками из-за головы, справа сбоку, слева сбоку, снизу);

- упражнения с резиновыми бинтами (амортизаторами);

- из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъём согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;

- ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;

- всевозможные упражнения на гимнастической скамейке, стенке;

- подвижные игры без мяча: «салки»; с мячом: футбол, баскетбол, ручной теннис (игра без ракетки теннисным мячом через теннисную сетку на поле подачи по правилам тенниса)

5.2.2.2. Специальная физическая подготовка

Для развития специальных физических качеств (координационные способности, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в теннисе мышц туловища, ног и рук.

Для воспитания скоростных качеств рекомендованы следующие упражнения:

- ловля и отбивание мяча (волейбольного, баскетбольного, теннисного);

- различные виды функционального бега: на месте, семенящий бег, бег на короткие дистанции на время – 10, 15, 20 метров, челночный бег 6x8 метров (бег с переменой направления от одной боковой линии корта до другой), бег со сменой направления (зигзагом), бег скрестным шагом в различных направлениях, бег спиной.

Для воспитания скоростно-силовых качеств могут быть рекомендованы:

- прыжки: с места толчком обеих ног, через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную мелом на полу), боком вправо-влево, со скакалкой;

- выпрыгивания из приседа;

- прыжки "кенгуру" с подтягиванием колен к груди;

- многоскоки на одной и двух ногах, с ноги на ногу;

- прыжки в приседе вперёд, назад, влево, вправо.

Упражнения для развития координационных способностей:

- из упора присев, поочередно переставляя руки, прийти в положение упора лежа и обратно;

- кувырки вперед, назад, в стороны;

- различные прыжки (с подбиванием мяча в пол рукой, ракеткой, двумя руками) на месте; на скамейку со скамейки; с продвижением вперед и перепрыгиванием через препятствие и т.п.;

- всевозможные подбивания мяча ракеткой разными сторонами струнной поверхности, в различных сочетаниях и т.д.Для развития силы мышц ног и туловища могут быть рекомендованы:

- имитация передвижений в игровой стойке вправо-влево и вперёд-назад.

Для развития мышц рук и верхней части туловища могут быть рекомендованы:

- упражнения с набивными мячами разного веса: метание двумя, одной рукой в различных направлениях,

- метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную цель;

- имитация ударов без ракетки, с ракеткой и т.п.;

- упражнения с амортизаторами и резиновыми бинтами с двигательной структурой упражнений; близкой к двигательной структуре ударов в теннисе;

- имитация ударов с использованием простейших тренажёров.

В конце каждого года обучения проводятся соревнования-тестирования по специальной физической подготовке согласно контрольным нормативам, приведённым в табл. 5 (учитывается средний результат из 3-5 попыток).

*Относительный показатель – улучшение результатов контрольных испытаний по отношению к исходному уровню, выраженное в процентах.

**РДО - величина падения палки, выпущенной из руки педагога до места ее захвата учеником (результат измеряется в см).

Техническая подготовка

На возрастном уровне групп начальной подготовки неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных задании вупражнениях с мячом и ракеткой.

Техническая подготовка обеспечивает наиболее эффективное решение принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:

- основные хватки ракетки;

- оптимальные по величине и форме замах;

- качественный подход к мячу;

- своевременный момент удара ракеткой по мячу;

- контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара.

Основными принципами работы педагога дополнительного образования являются последовательность заданий и упражнений, переход от простого к сложному. В конце каждого года обучения также проводятся соревнования-тестирования по технической подготовке согласно контрольным нормативам, приведённым в табл. 6.

Тактическая подготовка.

Тактическая подготовка осуществляется в тренировочных занятиях, контрольных играх. Кто делает меньше ошибок, тот и выигрывает встречу. Вот почему уже с первых шагов в овладении ударами с отскока следует совершенствоваться в точности попадания мяча в мишень, установленную в различных местах площадки.

Инструкторская и судейская практика.

Уже на этапе начальной подготовки занимающиеся должны получить представление о том, какие бывают соревнования и, в первую очередь, о счете в теннисе. Обучаемые должны понимать структуру тренировочного занятия, а именно, что оно состоит из разминки, основной части и заключительной, уметь самостоятельно проводить разминку, в том числе и с группой.

Подвижные игры – одна из составных частей тренировочного занятия, которую вполне может проводить помощник тренера в лице его ученика.

Участие обучаемых в тренировочном процессе в качестве инструктора (помощника педагога) чрезвычайно полезно для них, т.к. расширяет их ролевой репертуар, помогает оценивать и поощрять достижения, определять недостатки и способы их устранения из позиции стороннего наблюдателя. Роль инструктора также способствует развитию способности самоконтроля и самооценки, что важно при коррекции признаков олигофрении.

Приобретение навыков судейства при игре «на счет» по принципу «каждый судит свою площадку», что предполагает развитие качеств объективности (честности) и способности быстро переключаться с роли игрока на роль судьи и обратно.

Приобретение навыков судейства начинается с судейства соревнований внутри группы и только потом уже на соревнованиях более высокого ранга.

64. Управление системой подготовки в избранном виде спорта сбор информации, анализ полученных данных, коррекция тренировочного процесса.

Тема: Основы теории управляемых систем (для самостоятельной работы)

Цель:показать, что тренировочный процесс необходимо рассматривать как самоуправляемую систему.

Теоретические сведения

Управление— это изменение состояния системы посредством управляющих воздействий, которые направлены на достижение цели.

Система (от гр. systema — целое, составленное из частей) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, решающую общую определенную задачу. Элемент системы — это структурная единица системы, составная ее часть. Каждая система имеет свои характеристики. Характеристики системы — это признаки или свойства элементов системы (рост, вес и т.д.). Выделяют два вида характеристик системы: существенные (наиболее информативные) и несущественные (неинформативные).

Состояние системы — это комплекс значений ее существенных характеристик в данный момент. Описание системы или моделирование — это выделение ее существенных характеристик.

В физическом воспитании и спорте под системой понимают объект изучения — спортсмена, группу спортсменов. Каждая система имеет определенное состояние в любой момент времени. Различают начальное состояние (до начала управления), конечное и ряд промежуточных состояний. Порядок смены состояний системы рассматривается как поведение системы.

Цель управления — это перевод системы из одного состояния в другое (из исходного в желаемое) и состоит либо в заданном конечном состоянии, либо в обеспечении заданной линии поведения (например, при исполнении гимнастического упражнения). Цель при управлении достигается с помощью управляющих воздействий, которые изменяют состояние в необходимом направлении. Кроме управляющих всегда существуют сбивающие воздействия, мешающие достижению цели. Вследствие неточности управляющих воздействий и сбивающих воздействий достижение цели происходит с отклонениями от заданного требования. Ликвидация отклонений осуществляется посредством коррекции — соответствующих дополнительных исправлений управляющих воздействий.

Все живые системы — самоуправляемые. Самоуправляемые системы характеризуются тем, что управление ими протекает по основным законам управления и вносится в систему не извне, а осуществляется изнутри, самой системой. Так, спортсмен сам выполняет движения и сам управляет своими движениями. Движениями спортсмена можно управлять и со стороны, через волю спортсмена (указания тренера спортсмену) и путем физического воздействия (тренажер, страховка, поддержка).

Самоуправляемая система включает в себя две подсистемы — управляющую и исполнительную, которые соединены каналами прямой и обратной связи, между собой и внешним окружением.


1. Сбор информации о спортсмене, о среде обитания, где тренируется, соревнуется.
2. Анализ полученной информации.
3. Принятие решений о стратегии подготовки спортсмена, составление программ и планов подготовки.
4. Реализация программы и планов подготовки.


5. Контроль за ходом реализации программ, внесение необходимых коррекций в планировании, составление новых программ и планов.

65. Технические средства и инвентарь, используемые в избранном виде спорта для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Применение тренажерных устройств в технической и тактической подготовке, требования к их построению и использованию для развития двигательных качеств в избранном виде спорта.(см. книгу по оснащению залов аэробики)Тактическая подготовка спортсмена в избранном виде спорта (понятие, виды, основные направления, сдачи, средства, методы, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).

Тактическая подготовка-спец.пед.процесс. определяющий поведение спортсмена и его действия в условиях соревновательной деятельности. Содержание:

1.изучение сущности основных положений спортивной тактики(спец. лит-ра, просмотр соревнований).

2.Овладснис тактическими действиями.(методы: словесные, наглядные)

3.соверщенствование тактического мышления.

4.Изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовки.

5.Практическая реализация тактической подготовленно­сти! инд.стиль борьбы)

Техническая подготовка спортсмена в избранном виде спорта (понятие, виды, основные направления, задачи, средства, методы, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).

Техника - система действий спортсмена, направленная на достижение спортивного результата. Спортивная техника отличается специа­лизацией характерной для вида спорта. Техника как система движений может быть направлена на достижение максимально метриче-ски измеряемого результата, на достижение определенной формы структуры движения и на достижение конечного эффекта. Критерия­ми буду! являться сложность, артистичность. Техника движений характеризуется динамичностью, ритмичностью, кинематическими характеристиками. По степени освоения знаний техническая подготовка делится на 3 уровня:!.Наличие двигательных представлении о приемах и действиях.2.возникновение двигательного умения.3.Образования двигательного навыка/

Организация учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса - Комплектование спортивных групп, организация учебно-трени­ровочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с за­нимающимися осуществляется дирекцией и тренерским советом спортивных школ. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива. - Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям тяжелой атлетикой детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов, перешедших из других видов спорта, проявив­ших способности к тяжелой атлетике и отвечающих требованиям по уровню спортивной и физической подготовленности для поступления в спортивные школы. - В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответствую­щим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти учащиеся имеют определенный разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в тече­ние учебного года. - В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными на­грузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача. - В случае, если спортсмен входит в основной состав сборной ко­манды края (области) и выше и регулярно показывает высокие ре­зультаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в груп­пу высшего спортивного мастерства. - При выполнении нормативов по спортивной подготовке необ­ходимо оценивать технику выполнения классических упражнений (ры­вок, толчок), в первую очередь обращая внимание на скоростно-силовые и координационные способности. - Наряду с нормативами по спортивной подготовке при комплек­товании учебных групп учитывается выполнение учащимися норма­тивов по общей физической подготовке. - Набор и прием в спортивные школы осуществляется приемными комиссиями этих школ. Зачисление учащихся оформляется приказом на основании протокола комиссии. - Работа в спортивных школах проводится круглогодично на ос­новании данной программы. - Поступившие в спортивные школы распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности. - Основными формами проведения учебно-тренировочной рабо­ты в спортивных школах являются: - групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачета); - практические занятия и тренировки в соответствии с требовани­ями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы; - индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов; - участие тяжелоатлетов в спортивных соревнованиях и восстано­вительных мероприятиях; - учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учеб­но-тренировочных сборах; - просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, круп­ных спортивных соревнований; - тренерская и судейская практика. - В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи. Большое значение для реализации целей спортивной подготовки тяжелоатлетов имеет использование в работе спортивных школ пере­довых методов обучения, тренировки и организации учебно-трени­ровочного и воспитательного процесса с помощью единой методи­ческой системы, доведенной до уровня поурочных программ. Программа служит руководящим документом по организации и руководству учебно-тренировочным процессом для тяжелоатлетов всех возрастных групп, разрядов и различных половых признаков. Твор­ческое применение системы программ будет способствовать совершен­ствованию методики подготовки отечественных тяжелоатлетов. В мно­голетних программах учтено все лучшее и передовое, что имеется на сегодняшний день в теории и методике спортивной подготовки. 1.3. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса 1. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планиру­ется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе. 2. Планирование учебных занятий и распределение учебного ма­териала в группах проводится на основании учебного плана и годо­вого графика распределения учебных часов, которые предусматрива­ют круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий. 3. Учебным планом предусматриваются теоретические и практи­ческие занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренер­ской и судейской практики, восстановительные мероприятия и учас­тие в соревнованиях. 4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей тяжелой атлетики, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, тео­ретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам и судейству соревнований. 5. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой тя­желоатлетических упражнений, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют конт­рольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соот­ветствии с годовым календарным планом. 6. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделя­ется на подготовительные, соревновательные и переходно-восстановительные этапы. 7. В спортивных школах по тяжелой атлетике должны быть следу­ющие документы планирования и учета работы. По планированию: - годовой план работы (разделы: организационный, врачебно-педагогического контроля, воспитательной работы, подготовки обще­ственных кадров и др.); - план комплектования групп; - перспективный план учащегося; - учебная программа; - учебный план; - план учебно-тренировочных занятий на год; - план работы на месяц или период подготовки; – план уроков; – - учетная карточка показателей роста физической, специальной, технической подготовленности учащихся; – - расписание занятий; – - календарный план спортивно-массовых мероприятий

66. Организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта.

Преподаватели несут ответственность за: выполнение мероприятий по охране труда и противопожарной безопасности; рациональное расходование материалов, сырья, электроэнергии и воды; хранение, исправность, использование печатной машинки, спортивного оборудования и инвентаря, действующего компьютера, магнитофона, телевизора, видеомагнитофона и другого оборудования и инвентаря находящегося на кафедре. технику безопасности сохранность личного имущества студентов выполняют служебные обязанности по требованию заведующего кафедрой.

Преподавательский состав кафедры осуществляет планирование, организацию и проведение теоретических и практических учебных занятий по физическому воспитанию с закрепленными группами студентов на высоком идейном и профессиональном уровне; работу с отстающими студентами, руководство самостоятельными занятиями студентов (разработка заданий, методических материалов, комплексов упражнений, консультативная помощь и т. п.); прием у студентов контрольных упражнений и нормативов, зачетов; научную и учебно-методическую работу, разрабатывает методические материалы по разделам учебной программы, конспекты, положения о спортивных соревнованиях, комплексы производственной и утренней гигиенической гимнастики, методические указания, учебные, наглядные пособия и др.; систематическую работу по повышению своего идейно-политического и профессионального уровня; учет пройденного учебного материала, анализ динамики состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, выполнения студентами разрядной классификации на всем периоде обучения в вузе; участие в организации и проведении, судействе внутренних и внешних спортивных соревновании, туристских походов и других массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; повышение мастерства студентов-спортсменов; подготовку спортивных команд и отдельных спортсменов, руководство ими в процессе спортивных соревнований; учет результатов медицинского свидетельствования студентов и систематический контроль за их состоянием в процессе учебно-тренировочных занятий; ежегодное составление индивидуальных планов и отчетов об их выполнении; другие виды работ, связанные с физическим воспитанием. Министерство общего и профессионального образования РФДимитровградский институт технологии, управления и дизайнаУльяновского государственного технического университета

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель кафедры находятся в штатном расписании кафедры и работают под руководством заведующего кафедрой «Физвоспитания».

Преподавательский состав кафедры осуществляет:

планирование, организацию и проведение теоретических и практических учебных занятий по физическому воспитанию с закрепленными группами студентов на высоком идейном и профессиональном уровне;Ш работу с отстающими студентами, руководство самостоятельными занятиями студентов (разработка заданий, методических материалов, комплексов упражнений, консультативная помощь и т. п.);Ш прием у студентов контрольных упражнений и нормативов, зачетов;Ш научную и учебно-методическую работу, разрабатывает методические материалы по разделам учебной программы, конспекты, положения о спортивных соревнованиях, комплексы производственной и утренней гигиенической гимнастики, методические указания, учебные, наглядные пособия и др.;Ш систематическую работу по повышению своего идейно-политического и профессионального уровня;Ш учет пройденного учебного материала, анализ динамики состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, выполнения студентами разрядной классификации на всем периоде обучения в вузе;Ш участие в организации и проведении, судействе внутренних и внешних спортивных соревновании, туристских походов и других массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;Ш повышение мастерства студентов-спортсменов;Ш подготовку спортивных команд и отдельных спортсменов, руководство ими в процессе спортивных соревнований;Ш учет результатов медицинского свидетельствования студентов и систематический контроль за их состоянием в процессе учебно-тренировочных занятий;Ш ежегодное составление индивидуальных планов и отчетов об их выполнении;Ш другие виды работ, связанные с физическим воспитанием.Преподавательскому составу запрещается допускать к практическим занятиям, выполнению контрольных нормативов, а также к участию в соревнованиях и туристских походах студентов, не прошедших медицинского обследования.Для обеспечения всех участков работы кафедры физического воспитания заведующий кафедрой может возложить на наиболее квалифицированных преподавателей, с их согласия обязанности ответственных за разделы работы по физическому воспитанию на кафедре и факультете.

Ответственный за учебную работу по физическому воспитанию осуществляет:

Ш проверку и подготовку к утверждению графиков учебного процесса, планов работы кафедры, учебных отделений, методических комиссий и преподавателей и реализацию их в учебно-воспитательном процессе;Ш контроль за организацией и качеством проведения учебных занятий, организацию взаимопосещения занятий, проводимых преподавателями, и открытых занятий с последующим обсуждением на кафедре их итогов;Ш анализ качества и эффективности учебной работы, обобщение и внедрение передового опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;Ш контроль за проведением профессионально-прикладной физической подготовки в учебном процессе;Ш распределение почасового фонда, контроль за его расходованием;Ш организацию проведения контрольных соревнований

Наши рекомендации