Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом

(по данным В.Н. ПлатоноваДС.М Вайцеховского)

Физиологические симптомы Психические симптомы
Повышенная частота сердечных сокращений Узкая фокусировка внимания
Повышенное артериальное давление Чувство утомления
Учащенное дыхание Депрессивное дыхание
Повышенное мышечное напряжение Головокружение
Нервные движения Чувство паники
Бессонница Потеря самоконтроля
Тошнота Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания
Повышенное выделение адреналина Значительно сниженная сосредоточен­ность, большая нервозность
Нарушение координации движений Нежелание тренироваться, участвовать в соревнованиях, безразличие, подав­ленность

- этой целью используются различные средства, методы и приемы воз­действия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.

Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применя­ются:

а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спорт-;на, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одоб-

ние, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до гачала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнова-

шсобенно перед их началом, эти воздействия не дают положительно-> эффекта, а иногда приносят вред;

б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена — самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «ус-

окойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «молодец» и др.

в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт­смена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической ли­тературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, про­слушивание через наушники музыкальных произведений;

д) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполня­емых плавно, не спеша и т.п.);

з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение пси­хического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предсто­ящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревновани­ях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к кон­центрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настрой­ке на максимальное использование своих технико-тактических и физичес­ких возможностей, самоприказам типа «отдай все -- только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковремен­ной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холо-довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилак­тических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная трени­ровка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спорт­сменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние не­достаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявле­нии требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его воз­буждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

52.Интеллектуальная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

важную роль играет и интеллектуальная подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие Интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсме­на к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требо­вания к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить неко­торые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на по­знании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому ус­воению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной дея­тельности, способность к оперативной переработке информации, полу­ченной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в слож­ных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определен­ным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к фор­мированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психоло­гической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонен­тами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуаль­ных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность раз­нообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и сорев­новательной деятельности. Это могут быть:

- знания мировоззренческого, мотивационного и этического харак­тера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижении частности;

- знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и пра­вил поведения;

- знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (прин­ципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранногоспорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тре­нировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требовани­ях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-техни­ческих, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний б процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие ха­рактерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, са­мостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спорт­сменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировоч­ных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, техничес­кой, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфичес­ким требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выпол­нения специальных заданий и способов организации занятий, побуждаю­щих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совер­шенствованию средств и методов подготовки.

53.Интегральная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.(см. все виды подготовок)

54.Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.

На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса — этап, месяц (мезоцикл),

неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие.

Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

Мезоциклтренировки можно определить как серию микроциклов раз­ного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позво­ляет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов.

Средние циклы чаще всего состоят из 3 -6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов: этапа и периода годичного цикла, вида спорта, возраста и подготовленности спортсме­нов, режима учебы и отдыха, внешних условий тренировки {климатичес­ких, географических и др.), околомесячных биоритмов в жизнедеятельно­сти организма (например, менструальных циклов) и т.д.

Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и др. (Л.П. Матвеев).

Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема трениро­вочных нагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повы­шением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается под­готовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тре­нировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физи­ческих способностей, на совершенствование уже освоенных технико-так­тических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному со­держанию они могут быть общеподготовительными и специально-подгото­вительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности –

развивающими и поддерживающими. Каждый вид базового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа, но в раз­ных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4 мезоциклов — двух объемных, одного интенсивного и восстановительно­го: МЦобъемный + МЦобъемный + МЦинтенсивный + МЦвосстанови-тельный + Стабилизирующий состоит всего из двух объемных микроцик­лов (Л.П. Матвеев).

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходя­щую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно тре­нировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, ко­торые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственнотренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа.

Предсоревновательные мезоциклы типичны для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспе­чена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах.

Если соревнования не очень ответственные, то подготовка к ним обеспечивается в рамках сорев­новательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревно­вательных и восстановительных микроциклов.

При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

При необходимости обеспечить более основательную гренировочную работу на фоне подготовки к состязанию, эффективен ва­риант: МЦмодельно-соревноват. + МЦсобственно трениров. МЦсобствен-чо трениров. + МЦмодельно-соревн. + МЦсобственно трениров. + МЦподводящий (Л.Н. Матвеев).

В практике предсоревновательной подготовки используется также не традиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по «принципу маятника».

Соревновательные мезоциклы —форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря,(программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов). Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.

Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первые планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их основная задача — восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.Доп. Информация:Особенности построения структуры средних циклов тренировки у спорт­сменок.При проведении и организации тренировочных занятий с женщи­нами, прежде всего, необходимо учитывать особенности деятельности их организма в разные фазы специфического биологического цикла. В пери­од полового созревания в организме спортсменок происходят сложные, ритмически повторяющиеся биологические изменения, которые называ­ются овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он продолжается от пер­вого дня последней менструации до первого дня последующей. Встреча­ются спортсменки с укороченными биологическими циклами (21—22 дня), средними (20—24 дня), продолжительными (27—28, 29 и 30 дней) и дли­тельными (32—36 дней).

Весь ОМЦ принято делить на пять фаз: I — менструальную, II — пост­менструальную, III — овуляторную, IV — постовулярную, V — предмен­струальную. В зависимости от общей продолжительности ОМЦ длитель­ность каждой фазы будет различной. Показано, что изменения специальной работоспособности, а также отдельных двигательных качеств (силы, быс­троты, выносливости и т.д.) спортсменок зависят от функционального состояния их организма в различные фазы ОМЦ. Наибольшая приспособ­ляемость организма к большим физическим нагрузкам наблюдается в пост­менструальной и постовуляторной фазах, худшие адаптационные возмож­ности выявлены в овуляторной, предменструальной и менструальной фазах биологического цикла (В.И. Пивоварова, А.Р. Радзиевский, С.К. Фо­мин и др.). Поэтому при проведении учебно-тренировочных занятий со спортсменками нужно стремиться к тому, чтобы наибольший объем тре­нировочной нагрузки соответствовал тем фазам ОМЦ, в которых их орга­низм предрасположен к ее выполнению. Такой подход к построению тре­нировочного процесса содействует: 1) более рациональному распределению нагрузок различной направленности; 2) лучшей адаптации их организма к большим нагрузкам; 3) предупреждению возникновения перетренировки.

Следует подчеркнуть, что, прежде чем давать большие объемы нагруз­ки спортсменкам, необходимо выждать время становления ОМЦ — при­мерно один год (А.А. Середина).

Отличительные особенности в организации и планировании трениров­ки женщин должны главным образом проявляться в построении средних циклов. Именно здесь тренеру приходится учитывать особенности жен­ского организма в связи с фазами ОМЦ. В частности, показано, что при 28-дневной продолжительности ОМЦ спортсменки 10—12 дней нахо­дятся в относительно неблагоприятном функциональном состоянии.

В практике встречаются два подхода к планированию нагрузок спорт-шок. Некоторые тренеры фактически не следят за фазами ОМЦ и не планируют соответственно заранее нагрузку, а лишь снижают объем и ин тенсивность тренировок в течение 2-3 дней. Другие тренеры заранее пла­нируют динамику тренировочных нагрузок с учетом фаз ОМЦ Такой пол ход более целесообразен и перспективен, поскольку распределение нагрузки в соответствии со структурой ОМЦ создает определенные предпосылке для выполнения основной тренировочной работы в оптимальном состоя нии организма.

Примерная структура нагрузок в мезоцикле, построенном с учетом фаз ОМЦ

Таблица 25.2

Тип и продол- Фазы ОМЦ Величина  
жительность микроцикла и их продол­жительность нагрузки Направленность
Восстанови- Предменстру- Малая Аэробная
тельный или альная или средняя или смешанная
втягивающий (3—4 дня),    
(6—8 дней) менструальная    
  (3—5 дней)    
Ударный (7—9 дней) Постменстру­альная Максимальная или большая Комплексная, с последо­вательным решением за-
  (7—9 дней)   дач, или преимущественно
      с избирательной направ-
      ленностью (совершенство-
      вание скоростных, скоро-
      стно-сидовых качеств)
Восстанови- Овуляторная Малая Комплексная, с последо-
тельный (3—4 дня) (3—4 дня) или средняя вательным решением за-
      дач, или преимущественно
      с избирательной направ-
      ленностью (совершенство-
      вание скоростных, скоро -
      стно-силовых качеств)
Ударный (7—9 дней) Постовуля-торная Максимальная или большая Комплексная, с последо­вательным решением за-
      дач, или преимущественно
      с избирательной направ-
      ленностью (совершенство-
      вание скоростных, скоро-
      стно-силовых качеств)

Примечание. Количество дней в фазах приведено при 28-дневном цикле;

ирование двух ударных микроциклов в мезоцикле рекомендуется лишь для хо-ио подготовленных спортсменок (с последующим двухнедельным восстанови­тельным циклом).

В табл. 25.2 представлены примерные типы микроциклов, величина и направленность нагрузок с учетом фаз ОМЦ у спортсменок-легкоатлеток.

Вопрос о возможности тренировок или участия в соревнованиях в пе­риод овариально-менструального цикла каждой спортсменки решается ин­дивидуально тренером и врачом.

Мало подготовленные спортсменки не должны допускаться к соревно­ваниям в предменструальную и менструальную фазы. Продолжительность занятий в период менструации сокращается. Спортсменки, у которых в эти периоды наблюдается раздражительность, схваткообразные боли вни­зу живота, в области поясницы, головные боли, а также другие жалобы, освобождаются от тренировок и соревнований.

Здоровые, хорошо тренированные и высококвалифицированные спорт­сменки, тренирующиеся во время менструаций, могут выступать в сорев­нованиях только с разрешения врача. Практика спорта свидетельствует о том, что многие спортсменки выступают на крупнейших соревнованиях в период менструального цикла и показывают выдающиеся результаты (В. Киндорман, А.Н. Старцева, С.Я. Ягунова и др.). Однако к этому их надо готовить постепенно и продолжительно.

55.Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов.

В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура — это структура отдельно тренировочного занятия и ма­лых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура ~ структура больших тренировочных циклов.

Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с опреде­ленной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительно­го характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре мик­роцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его про­должительность может быть и иной: минимум — два дня, а максимум 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировочном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.

Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом - student2.ru

На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зависимости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специальноподготовительные), первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых — специальной подготовки.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклымоделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний.

В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении пред­соревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура трени­ровочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чере­дования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой — регулировочными (Р-циклы).

Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Дли­тельность специализированных микроциклов в основном определяется про­должительностью предстоящих соревнований, а контрастных — условия­ми восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализиро­ванных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев­нований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой об­становки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре­зультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

Соревновательные микроциклыстроятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов опреде­ляется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или ко­манда, общим количеством стартов и паузами между ними. Содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной дея­тельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, сред­ними и длинными интервалами между состязаниями.

В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следую­щий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей на­правленности, а в день игры — предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавли­вающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировоч­ных занятий. В день после игры — восстанавливающее занятие, в следую­щий — развивающее, а на третий -- поддерживающее. В день игры -предигровое! Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь поло­жительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интер­валом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межиг­ровым интервалом. Он состоит из 5—7 тренировочных занятий, из которых два — восстанавливающие, одно — поддерживающее, два — развивающие и одно — предигровое (раскатка).

Восстановительные микроциклыследуют обычно за напряженными со­стязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагруз­кой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной на­грузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптаци­онных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко использу­ются различные восстановительные средства — педагогические, психологические и медико-биологические.

Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2, Для избирательного восста­новления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут пре­дельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предва­рительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тре­нировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособнос­тью и восстановительными процессами, есть несколько типов восстановительных микроциклов:

восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно -под­держивающие; восстановительно -подготовительные, восстановительно-про­филактические и др.

55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.(Васюкевич).Мезоцикл - это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3х до 6-ти недель.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет:

1) Систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки;

2) Обеспечить оптимальную динамику нагрузок;

3) Обеспечить целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки;

4) Обеспечить соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями;

5) Достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.

Факторы, обуславливающие количество и структуру соревновательных мезоциклов:1)специфика вида спорта, 2)особенности спортивного календаря 3)квалификация спортсмена 4)степень подготовленности.

Типы:

ВТЯГИВАЮЩИЕ мезоциклы – направлены на постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Основное средство – общенподготовительные упражнения. В определенном объеме используются специально-подготовительные упражнения для увеличения возможностей систем и механизмов.

БАЗОВЫЕ мезоциклы – направлены на повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма спортсмена; развитие физических качеств; становление технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств, большей по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с применением больших нагрузок.

КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление интегральной подготовки, в процессе которой синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсмена, приобретенные в процессе предыдущих мезоциклов. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений и повышается интенсивность занятий.

ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки, совершенствование технических возможностей. Тренировочная работа направлена на развитие спортивной формы и сочетается с участием в прикидках и контрольных соревнованиях. Этих мезоциклов может быть несколько в течении года продолжительность их 3-6 недель.

1- й вариант: на основе ударных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности.

2- й вариант: на основе восстановительных микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление непосредственной подготовки и участие в соревнованиях. Это форма построения тренировки в период основных соревнований. Он включает как минимум 3 МЦ: подводящий к соревнованиям, цикл непосредственного участия в соревнованиях и восстановительный микроцикл. Количество и длительность малых циклов зависят от программы и значимости соревнований. Общая направленность соревновательных мезоциклов – стабилизация высокой спортивной формы и стремление достигнуть наивысших спортивных результатов.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫподразделяются на:

1)восстановительно-подготовительные - плани­руют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их Основная задача — восстановление спортсменов после серии

основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

2)восстановительно-поддерживающие - также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.

56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность.Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.

В основе концепции пер

Наши рекомендации