Классификации речевых нарушений
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.).
Клинико-педагогическая классификация основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинически. Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.
1. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:
1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.
брадилалия – патологически замедленный темп речи.
тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ринолалия– нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
афазия-полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма
дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.
Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности. Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей. Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:
1) Нарушение средств общения:
ФФНР – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
ОНРу детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2) Нарушение в применении средств общения:
Заикание – нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
16. Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений
Выделяют 2 вида классификации речевых нарушений: клинико – педагогическая и психолого – педагогическая.
Приведенные классификации отражают современное состояния
теории логопедии. Между ними нет противоречий они дополняют
друг друга.
Задача логопедии - совершенствовать систематизацию речевых
нарушений.
Приведенные классификации разработаны преимущественно по
отношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. с. к тем
случаям, когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и
интеллекте. Однако эта категория детей не однородна но своему
составу, так как к ней относятся и дети с ЗПР, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Важно решить вопрос о том, применимы ли разработанные в логопедии классификации к нарушениям речи у названных категорий детей или необходимы новые поиски.
Не менее важным и сложным является также вопрос о систематизации речевых нарушений у умственно отсталых и слабослышащих детей.
Наиболее приемлемой для указанных случаев является клинико- педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду квалифицировать дефект речи в разных формах аномального развития и осуществить логопедическое воздействие с опорой на принцип индивидуального подхода. В свою очередь, те признаки, которые положены в основание психолого-педагогической систематизации, помогут в организации групповых
форм логопедической работы при разных формах аномалий, но при
общности проявлений речевого дефекта.