Значение изучаемой темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности.

Заболевания, при которых наблюдается инфильтрация легочной ткани, в сочетании с кровохарканьем, бронхитическим и бронхообструктивным синдромами довольно часто встречаются в практике терапевтов, хирургов, фтизиатров, педиатров, инфекционистов. Своевременно и качественно проведенных дифференциальный диагноз между пневмонией, раком легкого, абсцессом легкого, бронхоэктазами, туберкулезом легких, ТЭЛА, эозинофильным инфильтратом позволяет назначить правильное лечение и спасти жизнь пациентов.

3. Цель практического занятия:продолжение изучения темы «бронхиты»,изучение особенностей течения бронхитического синдрома у больных с бронхоэктазами, понятие о раке легкого.

Студент должен знать:

- определение понятия бронхоэктазы, рак легкого;

- этиологию данных заболеваний (предрасполагающие и провоцирующие факторы);

- синдромы при бронхоэктазах, раке легкого;

- план и методы обследования больного с указанными заболеваниями.

Студент должен уметь:

-собрать анамнез у больного с бронхоэктазами, раком легкого;

-провести осмотр больного, пальпацию и перкуссию грудной клетки, аускультацию легких;

- интерпретировать данные дополнительных методов обследования (ОАК, анализ мокроты, спирография, рентгенография);

4. Самоподготовка к занятию.

Цель самоподготовки: повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного и теоретическим аспектам темы.

1.Студент должен знать анатомию и физиологию системы органов дыхания, функцию внешнего дыхания в норме и патологии; содержание темы: бронхиты, понятия бронхитического и бронхообструктивного синдромов.

2.Студент должен уметь собрать анамнез у больного с патологией органов дыхания, провести осмотр, пальпацию, перкуссию грудной клетки, аускультацию легких, различать типы дыхания, сухие и влажные хрипы.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

· строение и функция системы органов дыхания, физиология внешнего и тканевого дыхания;

· строение и функции эпителия бронхов, особенности строения бронхов различных калибров;

· особенностях воспалительных реакций.

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине

пропедевтика внутренних болезней:

1. лекционный материал по теме: симптомы бронхитов;

2. сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;

3. конспекты работы на практическом занятии по теме.

Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.

Изучить материал, решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы, выполнить задание в рабочих тетрадях.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1.Бронхоэктатическая болезнь, определение, основные синдромы, план обследования больного.

2.Бронхоэктазы при других заболеваниях.

3.Рак легкого, синдромы, методы обследования.

4.Дифференциальный диагноз бронхоэктазов, абсцесса легкого, рака легкого, ХОБЛ, пневмонии и бронхиальной астмы.

5.Бронхитический синдром при различных заболеваниях органов дыхания.

6.Принципы лечения острого и хронического бронхита.

1. Бронхоэктатическая болезнь, определение, основные синдромы, план обследования больного.

Бронхоэктазы – это патологическое состояние мелких и средних бронхов, выражающееся в длительном расширении их просвета, в структурных изменениях их стенок (хроническое воспаление слизистой оболочки и атрофия эластических и мышечных элементов). Выделяют врожденные и приобретенные бронхоэктазы. Патогномоничный признак – частые пневмонии одной и той же локализации, которые возникают в периоды обострения заболевания.

Бронхоэктатической болезнью называют заболевание, морфологическим субстратом которого являются врожденные (дезонтогенетические) бронхоэктазы, и характеризующееся рецидивирующим течением в виде обострений, протекающих с кашлем, обильной гнойной мокротой, возможным поражением паренхимы легких.

Основные синдромы:

– Бронхитический (характерные симптомы – кашель с обильным, до 500 мл в сутки, отделением гнойной мокротой «полным ртом»);

– Бронхообструктивный (одышка, эпизоды удушья, сухие хрипы);

– Легочного кровотечения;

– Лабораторно-воспалительный (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, ускоренное СОЭ);

– Рентгенологические признаки только на компьютерной томографии – локально утолщенные бронхи с зоной пневмофиброза, при обострении – инфильтрации.

План обследования: ОАК, микроскопия мокрота, мокрота на микобактерии туберкулеза, СПГ, ФБС, КТ грудной клетки.

Наши рекомендации