Обучающие ситуационные задачи по теме.

Задача 1

Больная жалуется на слабость, головокружение, сердцебиение при подъёме на 2-й этаж. Выпадение волос, извращение вкуса (ест уголь, мел), отсутствие аппетита. Страдает запорами, отмечает примесь крови в кале. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 6 месяцев, кормит грудью.

Объективно: кожа бледная, волосы тусклые, секущиеся, ногти ломкие, ЧСС -100 в мин (при нагрузке), ЧДД – 20 в мин. АД – 100/70 мм рт.ст., тоны сердца приглушены, на верхушке короткий систолический шум без луча проведения.

А) Выделите основной клинический синдром.

Б) Какое заболевание предполагаете, обоснуйте?

В) Какие дополнительные исследования необходимы для подтверждения диагноза?

Задача 2

Больной предъявляет жалобы на слабость, головокружение, утомляемость, сердцебиение и одышку при физической нагрузке, жжение языка, чувство ползания мурашек, онемения в конечностях, чувство тяжести в эпигастрии, поносы.

Объективно: кожные покровы и видимые слизистые бледные, с желтушным оттенком, температура 37,2°. Тоны сердца приглушены, ритмичны. Пульс 84 в мин, ритмичный.Ад -100/70мм рт.ст. Язык малиновый, гладкий, живот при пальпации мягкий, чувствителен в эпигастрии. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2см. край печени гладкий, эластичный, безболезненный.

ОАК: эритроциты – 1,2*1012/ л, гемоглобин -60 г\л, цветовой показатель -1,5, лейкоциты – 3,8*109/л, соэ -38мм\ч.В мазке крови: пойкилоцитоз. выраженный анизоцитоз с преобладанием макроцитов, мегалобластов.

А) Выделите основной клинический синдром.

Б) Оцените ОАК.

В) Каково ваше мнение о заболевании.

Г) Какие дополнительные исследования следует провести для подтверждения диагноза?

Эталоны ответов

№1 А) Основной клинический синдром - анемический.

Б) Предположительно диагноз – железодефицитная анемия – поставлен на основании: жалоб на слабость, сердцебиение, одышку, извращение вкуса; данных анамнеза – геморроидальные кровотечения, период лактации: объективных данных - бледность кожи, ломкость волос,ногтей, склонность к тахикардии, гипотонии, приглушенность тонов, короткий систолический шум на верхушке без луча проведения.

В) Дополнительные исследования: ОАК, содержание сывороточного железа, ферритина в крови.

№2 А) Синдром анемии ( имеются симптомы гипоксии мозга и сердца).

Б) В ОАК: снижено количество эритроцитов, гемоглобина, увеличен цветовой показатель (гиперхромная анемия), СОЭ ускорено.

Картина мазка характерна для мегалобластной анемии, связанной с дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты.

В) На основании наличия у больной анемического синдрома, симптомов поражения желудка (возможно атрофический гастрит) и нервной системы( парастезии, онемение в конечностях), ощущения жжения и изменения языка, характерных для дефицита витамина В12, увеличения печени, результатолв ОАК можно думать о В12 дефицитной анемии.

Литература

1.Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. В.Х. Василенко с соавт. М., 1989г.

2.Клинические лекции.

3.Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов « Семиотика заболеваний системы крови» / Под ред. М.А. Зубарева,2006г

4.Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.Т.1 Диагностика болезней системы крови: - М: мед. лит, 002-560с.

5.Руководство по гематологии /Под ред. Воробьева А.И. М, 1985г, ТI,II.

6.Срутынский А.В. Баранов А.П. Ройтберг Г.Е. Галоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Учебное пособие – М: МЕД пресс –информ, 2004г – 2-е изд, перераб. и доп. – 304с.

7.Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону. Под ред. Э.Фаучи, Ю. Браунвальда и др. Т2- Пер. с англ – М, Практика – Мак – Гроу – Хилл, 2005 – 764- 891с.

.Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.

Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин.

В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15-20 мин.

Г) демонстрация методики общего осмотра преподавателем на студенте в учебной комнате - 15 мин;

Д) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего осмотра, исследование кожи, степени питания, костно-мышечной системы аускультация сердца, пальпация печени, селезенки, анализ ОАК, биохимического анализа крови. – 20 мин;

Е) обсуждение полученных в результате расспроса данных – 10 мин;

Ж) итоговое тестирование – 10 мин;

З) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.

Длительность занятия - 2академических часа.

Место проведения занятия: учебная комната и палата

Оснащенность занятия: таблицы, схема истории болезни, тесты, ситуационные задачи

Форма отчетности

-устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем

-результаты тестирования

-результат решения ситуационных задач

-результаты обследования больного, анализ ОАК, биохимического анализа крови, определение того или иного синдрома.

Методические разработки для студентов

III курса подготовила ассистент кафедры

Зорина Г.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ МЕДИЦИНИСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АКАД. Е.А. ВАГНЕРА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой,профессор

_________В.Ю.Мишланов

«___»__________2009г.

Наши рекомендации