Зависимость от работы (работоголия)

Работоголик отличается от человека, увлеченного своим делом, тем, что зак­рывается работой от проблем, которые ставит перед ним жизнь. Он исполь­зует благосклонное отношение руководителей и общества в целом, поощ­ряющих получение результата, но не интересующихся личностными пробле­мами людей.

Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности I, посредством изменения своего психического состояния, которое в данном И случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не воспринима-|! ется аддиктом лишь как одна из составных частей жизни — она заменяет со­бой все возможные проявления личности: отдых, привязанность, любовь, развлечения (Короленко, 1993). Успех в работе недолго согревает душу ад-Дикта, готового осваивать все трудности профессии, но часто не способно­го к обычному общению и решению “простых” житейских проблем. В на-

чале жизненного пути работа доставляет удовольствие, но затем, как и при любом типе аддикции, развивается толерантность и абстинентный синдром все чаще возникает неудовлетворенность и, как следствие, все большее и большее поглощение работой.

Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой, а попадая в другие условия, чувствует себя слабым и ненужным, что порождает тревогу. Характерными особенностями личнос­ти работоголиков являются консерватизм, ригидность, болезненная потреб­ность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, пер-фекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к крити­ке (Леонова, Бочкарева, 1998).

Зависимость от игры (гэмблинг)

Азартные игры представляют собой один из самых эмоциональных видов за­висимости. Игроки тратят огромное количество времени и денег в ожида­нии маловероятного выигрыша. Именно в азартных играх ярко проявляет­ся особенность выработки оперантного обусловливания, когда случайное подкрепление усиливает предшествующее ему поведение. Оно воспроизво­дится тем более упорно, чем менее вероятным, но более желанным представ­ляется выигрыш. Это явление можно наблюдать у тех, кто случайно полу­чил приз или загадал желание, а оно было выполнено вследствие случайных причин. В дальнейшем взрослые и дети навязчиво будут повторять то, что они делали до получения этого приятного подарка судьбы.

Азартный игрок характеризуется всеми признаками аддикта: нарастани­ем состояния тревоги вне игровой ситуации, сильнейшим волнением, утра­той контроля над своим поведением, отсутствием других интересов. В то же время игрок может одновременно с игрой быть зависимым от алкоголя или наркотиков. Более того, этот тип поведения способствует попаданию в кри­минальные сообщества. Показано, что патологические игроки чаще вклю­чены в криминальные структуры, что связано с потребностью найти день­ги, чтобы тут же продолжить игру (Meyer, Stadler, 1999).

Так же, как и другие аддикты, игроки стремятся в игре уйти от проблем, которые встречаются им в этом мире. У них часто отмечается низкая само­оценка. Чем стрессогеннее условия жизни, тем большее число людей стре­мится уйти в игру. Примерно 90 % студентов в США хотя бы раз играли в азартные игры (Shatter e. а., 1997). Линда Берман (Berman, Siegel, 1992) по­лагает, что дети обучаются снимать стресс через игру у своих родителей, ко­торые демонстрируют в семье отсутствие эффективного копинга — снятия душевной тяжести с помощью спортивных упражнений, творчества, обще­ния. Они наделяют детей фальшивой верой, что игра сможет избавить их от финансовых забот, и те начинают избегать реальности ради иллюзорного желания однажды разбогатеть раз и навсегда. Кроме того, в литературе и средствах массовой информации предлагается миф о связи игры с богат­ством, свободой, силой. Не решая проблем, подростки стремятся снять боль и тоску азартом игры. Для людей с низкой самооценкой выигрыш означает

бъективное доказательство значимости собственной личности Опрос ро-^телей в США показал, что только 9 % из них обеспокоены тем, что их дети играют. Остальные не видят в этом угрозы аддикции (Rambeck, 1998).

Кибераддикция

"ейчас этот тип поведения имеет разные названия- интернет-аддикция, не-паголизм, виртуальная аддикция. Все они отражают зависимость от компь-гера, выражающуюся в замене интересов реального мира на иллюзорный, виртуальный (рис. 19.12).

Термин интернет-зависимость предложил доктор Айван Голдберг [(Goldberg, 1996-1999) для описания непреодолимой потребности пребыва-шя в сети интернет. Он подчеркнул, что этот тип поведения полностью со-гветствует требованиям к нехимическим аддикциям, описанным в амери­канском руководстве по психическим заболеваниям DSM-IV, поскольку абота на компьютере вызывает стресс и причиняет ущерб физическому, тсихологическому, межличностному, семейному, экономическому или со­циальному статусу человека.

Предполагается, что это заболевание — Internet Addiction Disorder — вой­дет в новую версию — DSM-V в раздел нехимические аддикции.

Компьютеры стали реальностью нашей жизни. Они забирают все боль-ие и больше функций у человека, расширяя его кругозор и создавая усло-^ия для формирования зависимости. С одной стороны, компьютер помога-• собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой — тридает невиданные возможности, позволяя осуществить в виртуальном тространстве то, что никогда не удастся опробовать в реальности. В компь-этерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может об-заться с любым человеком мира в том облике, который придумывает сам {Шапкин, 1999). И тогда возникает соблазн сменить повседневную действи­тельность, требующую ежедневной борьбы, на виртуальное существование

зависимость от работы (работоголия) - student2.ru

и виртуальное общение, которое не имеет никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в возрасте, ни в поле, ни в каком-либо другом параметре, описывающем че­ловеческую жизнь. Чем слабее лич­ность, чем безвольнее ее желания, чем меньше в ней упорства и трудо­любия, необходимых для достиже­ния поставленных целей, тем с боль­шей вероятностью она предпочтет эрзац всемогущества редкому ощу­щению победы над собой.

Рис 19 12 Пародия на интернет-аддиктов.

Истинные фанаты интернета го­товы играть по 30-50 часов в неделю,

ежедневно тратя на игру до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пре­бывание в виртуальной реальности меняет состояние человека.

Доктор М.Х. Орзак (Orzack, 1996-1999) выделила психологические и физио­логические симптомы, характеризующие кибераддикцию. К психологическим симптомам относятся хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность прервать киберобщение, увеличение количества времени, про­водимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущение пу­стоты и раздражения вне компьютера, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. Среди физических сим­птомов она выделила резь в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спи­не, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной ги­гиеной, расстройства сна, изменение режима сна — бодрствования.

Важно отметить, что, как и в других видах аддикции, здесь наблюдается и то­лерантность, и абстинентный синдром. На пике развития кибераддикции в со­знании человека преобладают явления виртуального мира, что приводит к от­рыву от реальности. Часто в это время прекращается духовный рост человека.

Предвестниками зависимости, отличающими ее от необходимости работы на компьютере, являются навязчивое стремление постоянно проверять электрон­ную почту, предвкушение очередного сеанса общения в интернете, увеличение времени, проводимого в нем. Около 1-5% работающих в интернете имеют этот тип расстройства. Среди них 67% составляют мужчины (Young, 1996-1999).

Таким образом, наряду с химическими типами зависимого поведения су­
ществует целый ряд нехимических способов изменения сознания с целью
уйти от ежедневных проблем, решение которых требует душевных усилий.
Мы перечислили только ряд из них. Можно полагать, что типы аддикции
могут увеличиваться, поскольку фиксация поведения происходит по меха­
низму оперантного обусловливания благодаря системе подкрепления, что
позволяет повторять любое поведение, единожды приведшее к ее возбуж­
дению. Поскольку с развитием цивилизации возникает все больше возмож­
ностей изменить свое состояние, не прилагая усилий, то и вероятность фор­
мирования аддикции возрастает. t

Словарь

Абстинентный синдром —

адаптивное состояние, которое обнаруживается в интенсивных физиологических и биохи­мических нарушениях как следствие адаптации организма к наркотику.

Агонист —

вещество, усиливающее или имитирующее действие медиатора.

Антагонист —

вещество, препятствующее действию медиатора.

Аддикция—

(addiction — англ., склонность, пагубная привычка, зависимость) — специфическое поведе­ние людей, в формировании которого участвуют социальные условия раннего развития, воз­действующие на соответствующие физиологические механизмы. Общей чертой аддикции яв­ляется стремление уйти от реальности, искусственно измененяя свое психическое состояние,

ограничивая его каким-то одним видом деятельности. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладко­го), в последнее время описаны сексуальная аддикция, работоголия, кибераддикция (стрем­ление проводить время за компьютером).

Алиментарная аддикция —

тип поведения, при котором уход от реальности и изменение психического состояния дос­тигается посредством получения удовольствия от приема пищи.

Виды опиатных рецепторов.

Мю-рецепторы найдены в нейронных путях, опосредующих болевые ощущения. Именно эти рецепторы блокируют налоксон Дельта-рецепторы обнаружены в структурах лимбической ристемы, они играют роль в регуляции эмоций. Каппа-рецепторы найдены в коре и обуслов­ливают седативный эффект опиатов. Сигма-рецепторы обнаружены в гиппокампе, эпсилон — ; базальном переднем мозге и вокруг гипоталамуса.Таким образом, стимуляция опиатных ецепторов ведет к активации нескольких различных нейронных систем, имеющих разные функции. Они вызывают аналгезию, гипотермию, подавляют видоспецифические защитные тветы (например, затаивание), стимулируют систему подкрепления Именно этот последний i рецепторов объясняет формирование зависимости от опиатов.

Гэмблинг —

ате — англ., игра) — зависимость от азартных игр. Вид аддикции, при которой уход от ре-пьности и изменение состояния достигается возбуждением во время азартной игры.

Кибераддикция —

непреодолимая потребность пребывания в сети интернет или игры на компьютере.

{езокортикальная дофаминергическая система

ерет начало в вентральной области покрышки среднего мозга. У крыс проецируется в префрон-льную кору, лимбическую кору и гиппокамп. У приматов проекции много шире и охватыва-от фронтальную кору, а также ассоциативную кору в теменных и височных долях мозга.

{езолимбическая дофаминергическая система

начинается в вентральной области покрышки среднего мозга, расположенной в непосред-твенной близости к черному веществу. Проецируется через медиальный переднемозговой учок в структуры лимбической системы: миндалину, латеральную перегородку, конечную

[юлоску, гиппокамп и прилежащее ядро.

Наши рекомендации