Зависимость от работы (работоголия)
Работоголик отличается от человека, увлеченного своим делом, тем, что закрывается работой от проблем, которые ставит перед ним жизнь. Он использует благосклонное отношение руководителей и общества в целом, поощряющих получение результата, но не интересующихся личностными проблемами людей.
Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности I, посредством изменения своего психического состояния, которое в данном И случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не воспринима-|! ется аддиктом лишь как одна из составных частей жизни — она заменяет собой все возможные проявления личности: отдых, привязанность, любовь, развлечения (Короленко, 1993). Успех в работе недолго согревает душу ад-Дикта, готового осваивать все трудности профессии, но часто не способного к обычному общению и решению “простых” житейских проблем. В на-
чале жизненного пути работа доставляет удовольствие, но затем, как и при любом типе аддикции, развивается толерантность и абстинентный синдром все чаще возникает неудовлетворенность и, как следствие, все большее и большее поглощение работой.
Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой, а попадая в другие условия, чувствует себя слабым и ненужным, что порождает тревогу. Характерными особенностями личности работоголиков являются консерватизм, ригидность, болезненная потребность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, пер-фекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к критике (Леонова, Бочкарева, 1998).
Зависимость от игры (гэмблинг)
Азартные игры представляют собой один из самых эмоциональных видов зависимости. Игроки тратят огромное количество времени и денег в ожидании маловероятного выигрыша. Именно в азартных играх ярко проявляется особенность выработки оперантного обусловливания, когда случайное подкрепление усиливает предшествующее ему поведение. Оно воспроизводится тем более упорно, чем менее вероятным, но более желанным представляется выигрыш. Это явление можно наблюдать у тех, кто случайно получил приз или загадал желание, а оно было выполнено вследствие случайных причин. В дальнейшем взрослые и дети навязчиво будут повторять то, что они делали до получения этого приятного подарка судьбы.
Азартный игрок характеризуется всеми признаками аддикта: нарастанием состояния тревоги вне игровой ситуации, сильнейшим волнением, утратой контроля над своим поведением, отсутствием других интересов. В то же время игрок может одновременно с игрой быть зависимым от алкоголя или наркотиков. Более того, этот тип поведения способствует попаданию в криминальные сообщества. Показано, что патологические игроки чаще включены в криминальные структуры, что связано с потребностью найти деньги, чтобы тут же продолжить игру (Meyer, Stadler, 1999).
Так же, как и другие аддикты, игроки стремятся в игре уйти от проблем, которые встречаются им в этом мире. У них часто отмечается низкая самооценка. Чем стрессогеннее условия жизни, тем большее число людей стремится уйти в игру. Примерно 90 % студентов в США хотя бы раз играли в азартные игры (Shatter e. а., 1997). Линда Берман (Berman, Siegel, 1992) полагает, что дети обучаются снимать стресс через игру у своих родителей, которые демонстрируют в семье отсутствие эффективного копинга — снятия душевной тяжести с помощью спортивных упражнений, творчества, общения. Они наделяют детей фальшивой верой, что игра сможет избавить их от финансовых забот, и те начинают избегать реальности ради иллюзорного желания однажды разбогатеть раз и навсегда. Кроме того, в литературе и средствах массовой информации предлагается миф о связи игры с богатством, свободой, силой. Не решая проблем, подростки стремятся снять боль и тоску азартом игры. Для людей с низкой самооценкой выигрыш означает
бъективное доказательство значимости собственной личности Опрос ро-^телей в США показал, что только 9 % из них обеспокоены тем, что их дети играют. Остальные не видят в этом угрозы аддикции (Rambeck, 1998).
Кибераддикция
"ейчас этот тип поведения имеет разные названия- интернет-аддикция, не-паголизм, виртуальная аддикция. Все они отражают зависимость от компь-гера, выражающуюся в замене интересов реального мира на иллюзорный, виртуальный (рис. 19.12).
Термин интернет-зависимость предложил доктор Айван Голдберг [(Goldberg, 1996-1999) для описания непреодолимой потребности пребыва-шя в сети интернет. Он подчеркнул, что этот тип поведения полностью со-гветствует требованиям к нехимическим аддикциям, описанным в американском руководстве по психическим заболеваниям DSM-IV, поскольку абота на компьютере вызывает стресс и причиняет ущерб физическому, тсихологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу человека.
Предполагается, что это заболевание — Internet Addiction Disorder — войдет в новую версию — DSM-V в раздел нехимические аддикции.
Компьютеры стали реальностью нашей жизни. Они забирают все боль-ие и больше функций у человека, расширяя его кругозор и создавая усло-^ия для формирования зависимости. С одной стороны, компьютер помога-• собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой — тридает невиданные возможности, позволяя осуществить в виртуальном тространстве то, что никогда не удастся опробовать в реальности. В компь-этерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может об-заться с любым человеком мира в том облике, который придумывает сам {Шапкин, 1999). И тогда возникает соблазн сменить повседневную действительность, требующую ежедневной борьбы, на виртуальное существование
и виртуальное общение, которое не имеет никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в возрасте, ни в поле, ни в каком-либо другом параметре, описывающем человеческую жизнь. Чем слабее личность, чем безвольнее ее желания, чем меньше в ней упорства и трудолюбия, необходимых для достижения поставленных целей, тем с большей вероятностью она предпочтет эрзац всемогущества редкому ощущению победы над собой.
Рис 19 12 Пародия на интернет-аддиктов. |
Истинные фанаты интернета готовы играть по 30-50 часов в неделю,
ежедневно тратя на игру до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пребывание в виртуальной реальности меняет состояние человека.
Доктор М.Х. Орзак (Orzack, 1996-1999) выделила психологические и физиологические симптомы, характеризующие кибераддикцию. К психологическим симптомам относятся хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность прервать киберобщение, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущение пустоты и раздражения вне компьютера, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. Среди физических симптомов она выделила резь в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна — бодрствования.
Важно отметить, что, как и в других видах аддикции, здесь наблюдается и толерантность, и абстинентный синдром. На пике развития кибераддикции в сознании человека преобладают явления виртуального мира, что приводит к отрыву от реальности. Часто в это время прекращается духовный рост человека.
Предвестниками зависимости, отличающими ее от необходимости работы на компьютере, являются навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение очередного сеанса общения в интернете, увеличение времени, проводимого в нем. Около 1-5% работающих в интернете имеют этот тип расстройства. Среди них 67% составляют мужчины (Young, 1996-1999).
Таким образом, наряду с химическими типами зависимого поведения су
ществует целый ряд нехимических способов изменения сознания с целью
уйти от ежедневных проблем, решение которых требует душевных усилий.
Мы перечислили только ряд из них. Можно полагать, что типы аддикции
могут увеличиваться, поскольку фиксация поведения происходит по меха
низму оперантного обусловливания благодаря системе подкрепления, что
позволяет повторять любое поведение, единожды приведшее к ее возбуж
дению. Поскольку с развитием цивилизации возникает все больше возмож
ностей изменить свое состояние, не прилагая усилий, то и вероятность фор
мирования аддикции возрастает. t
Словарь
Абстинентный синдром —
адаптивное состояние, которое обнаруживается в интенсивных физиологических и биохимических нарушениях как следствие адаптации организма к наркотику.
Агонист —
вещество, усиливающее или имитирующее действие медиатора.
Антагонист —
вещество, препятствующее действию медиатора.
Аддикция—
(addiction — англ., склонность, пагубная привычка, зависимость) — специфическое поведение людей, в формировании которого участвуют социальные условия раннего развития, воздействующие на соответствующие физиологические механизмы. Общей чертой аддикции является стремление уйти от реальности, искусственно измененяя свое психическое состояние,
ограничивая его каким-то одним видом деятельности. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), в последнее время описаны сексуальная аддикция, работоголия, кибераддикция (стремление проводить время за компьютером).
Алиментарная аддикция —
тип поведения, при котором уход от реальности и изменение психического состояния достигается посредством получения удовольствия от приема пищи.
Виды опиатных рецепторов.
Мю-рецепторы найдены в нейронных путях, опосредующих болевые ощущения. Именно эти рецепторы блокируют налоксон Дельта-рецепторы обнаружены в структурах лимбической ристемы, они играют роль в регуляции эмоций. Каппа-рецепторы найдены в коре и обусловливают седативный эффект опиатов. Сигма-рецепторы обнаружены в гиппокампе, эпсилон — ; базальном переднем мозге и вокруг гипоталамуса.Таким образом, стимуляция опиатных ецепторов ведет к активации нескольких различных нейронных систем, имеющих разные функции. Они вызывают аналгезию, гипотермию, подавляют видоспецифические защитные тветы (например, затаивание), стимулируют систему подкрепления Именно этот последний i рецепторов объясняет формирование зависимости от опиатов.
Гэмблинг —
ате — англ., игра) — зависимость от азартных игр. Вид аддикции, при которой уход от ре-пьности и изменение состояния достигается возбуждением во время азартной игры.
Кибераддикция —
непреодолимая потребность пребывания в сети интернет или игры на компьютере.
{езокортикальная дофаминергическая система
ерет начало в вентральной области покрышки среднего мозга. У крыс проецируется в префрон-льную кору, лимбическую кору и гиппокамп. У приматов проекции много шире и охватыва-от фронтальную кору, а также ассоциативную кору в теменных и височных долях мозга.
{езолимбическая дофаминергическая система
начинается в вентральной области покрышки среднего мозга, расположенной в непосред-твенной близости к черному веществу. Проецируется через медиальный переднемозговой учок в структуры лимбической системы: миндалину, латеральную перегородку, конечную
[юлоску, гиппокамп и прилежащее ядро.