Строение кожи и ее рецепторов
Кожа — наружная оболочка, покрывающая организм человека, выполняет, с одной стороны, функцию защиты от внешних воздействий, с другой — воспринимает эти внешние воздействия, поставляя в мозг информацию о многих параметрах среды. Кожа реагирует на давление, вибрацию, изменения температуры, повреждение ткани (боль). Чувство давления возникает в результате механической деформации кожи. Ощущение вибрации сопровождает движение по неровной поверхности.
Эпкдермис |
Общая поверхность кожи достигает двух квадратных метров. Кожа включает верхний слой, или эпидермис, собственно кожу и подкожную клетчатку. Рецепторы имеются в каждом из этих слоев, однако их набор различается на покрытых волосами (рис. 6.21) и безволосых участках кожи (рис. 6.22).
На покрытых волосами участках кожи, которые составляют 90 % всей
Рис. 6 21 Сечение через покрытый волосам” ее поверхности, находятся свобод-участок кожи, демонстрирующее располо- ные нервные окончания и тельца женные в ней рецепторы (Carlson, 1992) • Руффини. Свободные нервные оконча-
-!169
Рис. 6.25. Гипотетическое объяснение передачи соматосенсорной информации (Carlson, 1992). |
кия представляют собой немиелини-зированные или слабо миелинизиро-ванные волокна. Они располагаются вдоль мелких сосудов или вокруг волосяных сумок, обеспечивая ощущение боли и чувствительность к изменению температуры. Тельца Руффи-ни реагируют на низкочастотную вибрацию (рис. 6.21).
Участки кожи, на которых отсутствуют волосы, имеют более сложный набор из свободных нервных окончаний и аксонов, которые заканчиваются внутри специализированных рецепторов (Iggo, Andreas, 1982). Большое разнообразие рецепторного набора безволосой поверхности кожи может отражать специфичность этих участков, которые человек активно использует в познании мира (пальцы, ладони, подошвы). Остальная поверхность кожи участвует в восприятии более пассивно.
На безволосых участках кожи располагаются тельца Панина (рис. 6.23). Они являются самыми большими сенсорными окончаниями на теле. Их размер (приблизительно 0,5 х 1,0 мм) позволяет видеть эти рецепторы невооруженным глазом. Тельца Па-чини находятся на безволосой коже, поверхности гениталиев, грудных железах и в различных внутренних органах. Они чувствительны к прикосновению и представляют собой почти 70 лукоподобных слоев, расположенных вокруг одной миелини-зированной аксонной терминали. На прикосновение отчасти реагируют также Мейснеровы тельца и диски Меркеля. Мейснеровы тельца располагаются в сосочках кожи — местах внедрения собственно кожи в эпидермис. Каждое из них иннервирует-ся двумя—шестью аксонами. Диски Меркеля найдены у основания эпи-
Рис. 6.22. Сечение через безволосый участок кожи, демонстрирующее расположенные в ней рецепторы (Carlson, 1992).
Рис. 6.23. Тельце Пачини представляет собой почти 70 лукоподобных слоев, расположенных вокруг одной миелинизированной аксонной терминали (Левенстайн, 1974).
Рис. 6.24. А. Генераторный потенциал возникает на ограниченном участке рецепторной мембраны нервного окончания в ответ на механическое раздражение участка. Этот потенциал быстро исчезает на нераздражаемой поверхности мембраны, но если он достаточно силен, чтобы достичь первого перехвата на проводящем волокне, то он приводит к возникновению нервного импульса. Б. Два (1 и 2) или несколько генераторных потенциалов, вызванных раздражением отдельных участков мембраны, суммируются и создают сильный потенциал у первого перехвата (Левенстайн, 1974).
дермиса поблизости от протоков потовых желез. Особенно много их встречается на кончиках пальцев и губах (рис. 6. 22).
Чувства сдавливания и вибрации вызываются движением кожи. Наиболее изученным рецептором прикосновения является тельце Пачини, которое реагирует на вибрацию. Описан процесс превращения энергии давления в энергию электрического возбуждения в аксоне этого рецепто-
ра. При отклонении тельца Пачини относительно аксона его мембрана деполяризуется (рис. 6.24). Если эта деполяризация достигает порогового потенциала, в первом перехвате Ранвье миелинизированного волокна возникает ПД (Левенстайн, 1974).
Движущийся кончик нервного окончания тельца Пачини, по-видимому, вызывает рецепторный потенциал открытием ионных каналов на мембране, стенки которых закреплены под мембраной белковыми филаментами (тонкими волокнами), имеющими длинные углеводородные цепи. При изменении размера нервного окончания растет натяжение углеводородной цепи, которая открывает канал (рис. 6.25). Большая капсула тельца Пачини служит для усиления давления, о наличии которого сигнализирует рецептор. Тельце Пачини может адаптироваться, т. е. при длительном воздействии умеренного сигнала перестает на него реагировать и не посылает информацию в мозг (именно поэтому люди не чувствуют одежду, которую носят на своем теле).
Восприятие температуры
Оценка состояния тепла или холода организмом не является абсолютной, поскольку это всегда определение того, насколько больше или меньше относительно кожи температура объекта. Если поместить одну руку в таз с холодной водой, а другую — с теплой, а потом обе вынуть, то для одной руки температура воздуха в помещении будет теплой, для второй — холодной.
Исследование температурных рецепторов методически достаточно затруднено, поскольку при любом экспериментальном изменении температуры сдвигается метаболическая активность соседних клеток. Уже говорилось, что рецепторы, реагирующие на давление, могут отвечать и на изменение температуры. Многие исследователи полагают, что на температурные изменения в большей мере реагируют свободные нервные окончания (Sinclair, 1981), хотя эту же функцию выполняют и колбочки Краузе. Остается неясным, каким образом температурные изменения приводят к появлению электрического импульса в нервном окончании (Carlson, 1992).
Температурные рецепторы найдены не только на поверхности тела, но
и на внутренних органах (например, в гипоталамусе). Существуют отдельные рецепторы, реагирующие на тепло или холод, причем относительное число тепловых рецепторов меньше. И тех и других больше всего выявлено на поверхности шеи и головы.
Рецепторы, отвечающие за чувствительность к теплу и холоду, лежат в коже на разной глубине (Bazett, e. а., 1932): тепловые на глубине примерно 0,30 мм от поверхности кожи, а холодовые — на глубине 0,17 мм. Это объясняет тот факт, что при интенсивной тепловой стимуляции человек сначала может почувствовать прохладу, а затем — тепло.