Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс

Первую попытку связать индивидуальные реакции на стресс с личностны­ми особенностями сделали М. Фридман и Р. Розенман (Friedman, Rosen-man, 1959). Они отметили некоторые характеристики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями: наличие высокой соревновательно­сти, враждебности, нетерпения, большой подвижности, быстрой речи, от­сутствие желания выслушать другую точку зрения. Авторы выделили та­ких людей в отдельную группу и назвали ее тип А. Всех прочих они отнесли к типу Б.

Существуют и другие особенности, увеличивающие вероятность разви­тия заболевания. К ним относится, в частности, тип копинга, используемый в стрессовой ситуации. Например, в одном из экспериментов всех испыту­емых обезьян кормили продуктами с высокими концентрациями холесте­рина, что повышало вероятность развития сердечно-сосудистых заболева­ний. К тому же обезьяны находились в ситуации, где постоянно существо­вала угроза их поимки. Однако атеросклероз возник не у всех животных. Было показано, что обезьяны, которые обнаруживали максимальный страх, быстрее заболевали.

Выученная беспомощность

Не всегда личностные особенности имеют решающее значение в выходе из стрессовой ситуации. В отдельных случаях обстоятельства роковым образом изменяют личностные особенности. Это хорошо демонстрирует экспери­мент с выученной беспомощностью (Seligman, Beagley, 1975). Суть его заклю­чается в том, что две группы животных обучаются в двух различных ситуа­циях. Одной группе вслед за действием условного раздражителя, например, звука, в качестве отрицательного подкрепления подается на пол клетки ко­роткий, но сильный удар электрическим током. Очень скоро животные на­чинают связывать звук с безусловным подкреплением и обучаются эффек­тивно избегать удар, подпрыгивая в этот момент, цепляясь за боковые ре­шетки и т. д.

Другой группе также предлагается условный сигнал, за которым следует удар электрическим током, однако особенности подкрепления несколько изменены: какие бы действия ни предпринимало животное, оно все равно получит удар током. Этот вариант, таким образом, отличается наличием не­избегаемого негативного подкрепления. При появлении условного сигнала жи­вотные второй группы через некоторое время перестают искать выход из си­туации и обнаруживают тип поведения, который называется выученной бес­помощностью: они становятся пассивными в любых новых ситуациях, спо­собность к обучению резко падает, утрачивается любопытство (Seligman, Beagley, 1975). Таким образом, они обучаются тому, что их активность не поможет им выбраться из создавшегося положения. Они будут ждать помо­щи других.




Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс - student2.ru
Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс - student2.ru
Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс - student2.ru
Рис. 3.7. Распределение испытуемых опытной и контрольной групп по числу хронических заболеваний (Николаева и др., 1996).

Наши рекомендации