Физиологическая психология —

наука, задачей которой является изучение психологических возможностей животных в экс­периментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга В настоящее время представляет собой науку о физиологических основах психической деятельности че­ловека и животных

Сеть нейронов в головном мозге (В мире науки 1992 № 11-12)

Мозг и психические процессы

Все многообразие взглядов па взаимоотношения между мозгом и психичес­кими процессами можно свести к трем подходам. Первый предполагает, что психические явления обусловлены исключительно активностью мозга, т. е. за всеми психическими изменениями стоят те или иные процессы, проис­ходящие в мозговой ткани. Предполагается, что не все соотношения этих изменений можно измерить и продемонстрировать в настоящее время, но совершенствование технических возможностей науки приведет в дальней­шем к их обнаружению и пониманию.

Второй подход заключается в том, что только низшие психические процессы связаны с мозгом, тогда как духовная жизнь человека определяется высшим су­ществом (например, Богом). И, наконец, третий подход вытекает из предполо­жения, что мозг является лишь приемником некоторых процессов, которые воз-i никаюг где-то во вселенной и транслируются через организм человека.

Психофизиология как наука о взаимоотношениях мозга и психики пол-Гостью опирается на первый подход. Она использует в своем анализе тео­ретические позиции, которые построены на фактах, соответствующих тре­бованиям науки в ее современном смысле слова. Это означает, что такие факты могут быть выявлены любым человеком, если он будет для их полу­чения соблюдать соответствующие условия (рис. 1.1). И хотя современная психофизиология способна объяснить лишь те факты, которые связаны с функционированием отдельных нейронов или их цепей, исследователи уве­рены, что в дальнейшем накопление знаний позволит понять и причину та­ких явлений, как, скажем, любовь и ненависть (Dclgado, 1998).

Проблема соотношения психического и физиологического называется психофизиологической. Она до сих пор не имеет решения. В данном учеб­нике описаны многочисленные факты взаимного влияния мозга и психи­ки. Тем не менее причинно-следственная связь между ними не поддается | описанию на современном уровне состояния науки.

Наиболее простое решение этой проблемы связано со сведением психи­ческого к физиологическому, то есть отрицанием специфичности психичес­ких процессов. Эту точку зрения разделяет узкий круг специалистов.



Физиологическая психология — - student2.ru

Физиологическая психология — - student2.ru

Рис 1.1. Регистрация регионального кровотока в различных участках головного мозга (Burt Glinn/Magnum, см.: Carlson, 1992).

Другая группа исследователей описывает психические процессы как осо­бые в нервной системе, существенно отличающиеся от остальных, но тем не менее являющиеся нервными.

И, наконец, есть точка зрения, что физиологические и психические про­цессы имеют различные закономерности, не сводятся друг к другу, хотя пси­хическая активность обусловлена деятельностью мозга.

Значительный вклад в обоснование этой точки зрения внес австрийский анатом Франц Иосиф Галль. Он создал науку кефалоскопию, более известную в наше время как френология. Он полагал, что способности людей в той или иной области определяются объемом нервной ткани мозга, которая отвечает за эти способности. Большие скопления нервной ткани, с его точки зрения, де­формируют находящуюся над ней черепную кость, вызывая развитие шишек на голове. И хотя сейчас эти представления могут вызывать лишь улыбку, в на­чале XIX века в магазинах можно было встретить муляжи головы с раскрашен^ ными участками черепа, ответственными за те или иные способности (рис. 1.2).

Выдающийся ученый Чарльз Дарвин чуть было не поплатился своей бу­дущей карьерой из-за пристрастия его современников к легким предсказа­ниям (по шишкам на голове, линиям на руке и т. д.). Капитан корабля “Бигль” (на котором Дарвин путешествовал, сделал важные открытия, а впоследствии на их основе создал теорию эволюции) увлекался предсказа­нием способностей людей по рисунку линий на стопе. Стопа ученого явно не внушала ему доверия, и теория эволюции могла бы не возникнуть, если

Рис. 1.2. Френологическая карта с обозначением зон мозга, ответственных за различные пси­хические функции. Эмоции.

I. Склонности.1. Деструктивность. 2. Привлекательность. 3. Чадолюбие. 4. Прилипчивость.
5. Постоянство. 6. Воинственность. 7. Скрытность. 8. Восприимчивость. 9. Конструктивность.

II. Чувства.10. Осторожность. 11. Конформность. 12. Самооценка. 13. Доброжелательность.
14. Благоговение. 15. Непоколебимость. 16. Добросовестность. 17. Надежда. 18. Восхищен-
ность. 19. Идеализирование. 20. Радость. 21. Подражание.

Интеллект

I. Восприятие22. Индивидуальность. 23. Форма. 24. Размер. 25. Вес и устойчивость. 26. Цвет.
27. Местоположение. 28. Порядок. 29. Счет. 30. Вероятность. 31. Время 32. Гармония. 33. Язык.

II. Рефлексивность.34. Сравнение. 35. Причинность.

бы капитан, подбирая состав команды для плавания, опирался исключитель­но на этот метод.

Тем не менее открытия, сделанные Ф.И. Галлем, столь значительны, что он известен в науке как серьезный исследователь. Он обнаружил разницу между строением белого и серого вещества мозга, описал передние и задние кореш­ки спинного мозга и показал, что неразумно приписывать коре мозга функции секреторной железы, как делали до него многие выдающиеся ученые.

Известно, что вес мозга человека варьирует от 1,5 до 1,8 кг; таким обра­зом, даже в норме разница в весе мозга составляет около 300 г. Еще боль­ший диапазон в весе мозга обнаружен у выдающихся деятелей мировой культуры. Например, вес мозга французского писателя А. Франса составлял около 900 г, тогда как у И.С. Тургенева он был 2 кг 400 г. По некоторым дан­ным, у известного французского естествоиспытателя Л. Пастера было только одно (левое) полушарие мозга, на месте второго имелись лишь зародыше­вые пузыри (Этинген, 1988). Это свидетельствует о том, что не только вес мозга предопределяет качество психической активности человека.

Среднее количество нейронов — специализированных клеток мозга — со­ставляет 100 млрд, что сопоставимо с числом звезд в системе Млечного Пути. Однако уже подчеркивалось, что сложность строения головного моз­га и его функций нельзя объяснить только числом клеток. Все больше под­тверждений получает гипотеза, объясняющая взаимосвязь интеллекта не с количеством нейронов, а с числом и особенностью связей между ними. Для


Физиологическая психология — - student2.ru

Физиологическая психология — - student2.ru понимания этого процесса необходимо ознакомиться со структурой нервной системы и условиями ее работы.

Начиная с трудов Л.С. Выготского (1982-1984), деятельность мозга опи­сывается как система совместно функционирующих высокодифференциро­ванных областей мозга, формирующих новые типы межцентральных отно­шений. А.Р. Лурия (1973) представил работу мозга в виде трех структурно-функциональных образований — блоков. Их совместное участие необходи­мо в любой деятельности. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, второй — ответственен за получение, переработку и хране­ние информации, третий блок связан с программированием и контролем психической деятельности. К первому блоку он относил мозговые структу­ры, расположенные по средней линии, включающие неспецифические об­разования разных уровней. Во второй блок включены корковые и подкор­ковые структуры задних отделов полушарий мозга, в третий — корковые и подкорковые отделы премоторных и префронтальных областей.

Наши рекомендации