Основные закономерности развития аномальных детей.
Психолог Лев Семенович Выготский в 30-е годы разработал теорию сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. Эта теория отвергла представление об изолированном выпадении одной функции, вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывают ряд отклонений, создают целостную сложную картину атипичного аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. (Пример: глухота – первичный дефект, нарушение речи – вторичный.) Важно время возникновения первичного дефекта. (Пример: глухота после развития речи – речь без интонаций, легкие дефекты.).
Глухота врожденная и немота, т.е. вторичный дефект немота наступает, несмотря на наличие речевых возможностей (функций). Такой ребенок может овладеть речью только в условиях специального образования, используя сохранные анализаторы: зрение, кинестетические нарушения, тактильно – вибрационную чувствительность и др. Речь все равно неполноценна (нарушение произношения, ограничен словарный запас, не чувствует интонаций, усвоение грамматического строя и понимание речи хуже). Особенно сложно таким детям даются отвлеченные понятия. Трудности во владении устной речью приводят к нарушению словесно-логическому мышлению, проявляющиеся в затруднениях при языковых общениях и не понимание условий математических задач. Влияет на формирование характера и нравственных качеств (т.к. затруднено общение).
Слепые дети. Раннее поражение органов зрения значительно влияет на развитие слепых детей. В качестве вторичных отклонений недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных представлений, своеобразие походки, недостаточная выразительность мимики лица и т.д.
Олигофрения. Олигофрены – это дети со стойкими нарушениями участка (участков) коры головного мозга интеллектуальная недостаточность. Интеллектуальная недостаточность ведет к вторичным нарушениям высших познавательных процессов: активного восприятия. Словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти. Эти нарушения проявляются в процессе социального общения ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности проявляется в примитивных речах, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении.
Дети с дефектом речи. Косноязычие приводит к вторичным дефектам: расстройство письма, трудности в овладении звуковым составом слова.
Взаимодействие первичных и вторичных дефектов
Коррекционное воздействие на вторичные дефекты положительно влияет на состояние первичных дефектов.
Взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является примером обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью (т.е. преодоление вторичного дефекта) оптимально используются возможности остаточного слуха, в противном случае первичный дефект слуха усиливается.
Необходимо широко использовать педагогические воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.
Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое часто оказывается малоэффективным. Недооценка значения специального воспитания усугубляет вторичное отклонение в развитии аномального ребенка.
Соотношение первичного дефекта и вторичного отклонения
Чем дольше вторичное отклонение от первичного дефекта, тем легче оно компенсируется.
Зона ближайшего развития
Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.
Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.