Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса

ISBN 5-7695-3089-8

Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В., 2006 Образовательно-издательский центр «Академия», 21 Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», лого­педам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.

Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, большое значение голоса для общения и выполнения профессио­нальных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, пев­цами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходи­мость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.

Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями, как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частно­сти, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рас­сматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических забо­леваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гиги­ене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится наруше­ниям голоса в детском возрасте.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звукопроизношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и ме­дико-биологических учебных предметов, а также собственных на­блюдений студентов в процессе посещений коррекционных и ле­чебных учреждений.

Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенно­стей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.

В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:

получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:

- анализ причин и механизмов данного вида речевых рас­стройств,

- выделение психолого-педагогических критериев дифферен­циации основных клинических форм нарушений голосовой функ­ции,

- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;

приобретение навыков:

- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,

- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обсле­дования,

- разработки комплексной программы коррекционного психо­лого-педагогического воздействия,

- составления планов-конспектов индивидуальных и фронталь­ных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,

- обоснованного выбора методических средств и приемов кор­рекции и компенсации нарушений голоса;

усвоение знаний:

- критериев и методов диагностики различных форм наруше­ний голоса,

- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,

- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,

- методов организации логопедической работы при осложнен­ных и неосложненных формах нарушений голоса;

овладение умениями:

- планирования и организации логопедической работы с деть­ми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,

- организации взаимодействия в системе «логопед—воспита­тель—психолог—медицинский работник—родители» в общем рус­ле коррекционной работы,

- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.

Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообразования и голосооформления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В после­дующих главах даны сведения о наиболее распространенных рас­стройствах голоса. Во второй и третьей представлены функцио­нальные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики го­лосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих гла­вах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучаемых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.

Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особен­ности профессионального использования голоса и даются реко­мендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при неко­торых видах соматических заболеваний.

Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облег­чить изучающим данный курс и подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, реко­мендуемой для дополнительного изучения проблемы.

ГЛАВА 1

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»

Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фра­зы (а, б, в) и выберите правильный ответ.

1. Голосовой аппарат — это:

а) центральная часть речевой функциональной системы;

б) периферическая часть речевой функциональной системы;

в) проводниковая часть речевой функциональной системы.

2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:

а) дислалии;

б) дизартрии;

в) ринолалии.

3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:

а) мягкая атака;

б) твердая атака;

в) придыхательная атака.

4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:

а) полость рта;

б) полость носа;

в) придаточные пазухи носа.

5. Рациональным способом дыхания принято считать:

а) ключичное;

б) верхнереберное;

в) нижнереберное и брюшное.

6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движе­ния голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.

7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:

а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;

б) давлением воздушной струи во время выдоха;

в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.

8. Гортань в детском возрасте расположена:

а) на уровне IV—VI шейных позвонков;

б) на уровне IV—V шейных позвонков;

в) на уровне V—VII шейных позвонков.

9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:

а) неполное окостенение хрящей гортани;

б) слаборазвитые голосовые мышцы;

в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.

10. Высота звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых скла­док;

в) длина озвученного выдоха.

11. Сила звука — это:

а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;

б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;

в) длина озвученного выдоха.

12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:

а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);

б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);

в) голосовых складок.

13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдого­лоса является:

а) уменьшение длительности звучания фразы;

б) понижение основного тона голоса;

в) носовой оттенок голоса.

14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяже­лые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:

а) в срединном (медиальном) положении;

б) в боковом (латеральном) положении;

в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).

15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию двигательной функции гортани;

в) устранение носового оттенка голоса.

16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением го­лоса является:

а) фонастения;

б) истерическая афония;

в) ринофония.

17. Основным симптомом истерической афонии является:

а) понижение основного тона голоса;

б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;

в) охриплость.

18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психо­генная) афония — это:

а) органическое периферическое нарушение голоса;

б) функциональное центральное нарушение голоса;

в) функциональное периферическое нарушение голоса.

19. Основным симптомом спастической дисфонии является:

а) напряженная, судорожная фонация;

б) увеличение времени максимальной фонации;

в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.

20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:

а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

б) включение заместительных механизмов фонации;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­нации.

21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных наруше­ний голоса направлены на:

а) включение заместительных механизмов фонации;

б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;

в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фо­нации.

22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:

а) декомпенсированной форме хронического ларингита;

б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;

в) компенсированной форме хронического ларингита.

23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:

а) увеличения силы выдоха;

б) увеличения возвратного импеданса;

в) напряжения мышц глотки.

24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:

а) диплофония;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) трудности регуляции основного тона.

25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:

а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;

б) слабость, утомляемость голоса;

в) першение, кашель.

26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голо­са могут быть:

а) нарушения функции эндокринной системы;

б) нарушения правил гигиены голоса;

в) заболевания верхних дыхательных путей.

27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:

а) вокалисты;

б) актеры;

в) педагоги.

28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:

а) повышенный уровень тревожности;

б) психастения;

в) эмоциональная лабильность.

29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:

а) беседу с родителями;

б) осмотр оториноларинголога;

в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).

30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функ­ции в детском возрасте является:

а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;

б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;

в) повышение голосовой нагрузки.

Ключ к тестовым заданиям

Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.

Номер вопроса Варианты правильных ответов
А Б В
  +  
+    
+    
+    
    +
    +
  +  
  +  
+ +  
  +  
+    
  +  
+ +  
  +  
  +  
+    
  +  
  +  
+    
+    

Окончание таблицы

Номер вопроса Варианты правильных ответов
А Б В
    +
    +
+ +  
+   +
  +  
+    
    +
+   +
+ +  
+ +  

ЛИТЕРАТУРА

Агафонова Т.Д., Иванченко Г.Ф., Орлова О.С. Состояние психоэмо­ционального статуса при функциональных нарушениях голоса и корри­гирующая терапия. — М., 2002.

Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. Логопедия ; методиче­ское наследие: пособие для логопеда и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой. — Кн. 1. — М., 2003.

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де­тей. - М., 2005.

Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М., 2002.

Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.

Вильсон Д, К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

ДайнякЛ. Б. Хронические ларингиты //Заболевания гортани у детей. — М., 1982.

Детский голос / под ред. В.И.Шацкой. — М., 1970.

Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2003.

Егоров A.M. Гигиена певца. — М., 1955.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг // «Мир ме­дицины». — СПб., 2000.

Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

Ермолаев В.Г., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. —Л., 1970.

Ермолаев В. Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В. П. Руководство по фониат­рии. — Л., 1970.

Лаврова Е. В. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.

Лаврова Е. В. Методика восстановления голоса при некоторых нару­шениях функции голосового аппарата : дис. канд. пед. наук. — М., 1974.

Лаврова Е. В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах горта­ни: методические рекомендации. - М., 1977.

Левидов И. И. Болезни голоса как результат нерационального его вос­питания. — Л., 1933.

Логопедия: Методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизноситсльной стороны речи. — Ч. I: Нарушения голоса. Дислалия. — М., 2003.

Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М, 2001. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.

Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса : дис. канд. пед. наук. — М., 1985.

Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и кор­рекции нарушений голоса у людей речевых профессий : дис. д-ра пед. наук. — М, 1998.

Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986.

Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932.

Таптапова С. Л. Коррекционно-ледагогическая работа при наруше­ниях голоса. — М., 1984.

Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резек­ции гортани или ее удаления. — М., 1985.

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ. - М„ 2003.

Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профес­сиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964.

Шустер М. А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса

1.1. Фонопедия как раздел логопедии

1.2.Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления.

1.3. Акустические параметры голоса

1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции

1.5.Методы исследования строения и функций голосового аппарата

1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса

Глава 2. Функциональные нарушения голоса

2.1. Функциональные дисфонии и афонии

2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония

2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения

2.4. Функциональная афония

2.5. Коррекция функциональных дисфонии

Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера

3.1. Органические нарушения голоса

3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата

3.3.Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани

3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани

3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани

3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств нагортани

3.7. Восстановление голоса после удаления гортани

3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония

Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей

4.1. Нарушения голоса у детей

4.2. Нарушения мутации

4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений

Г л а в а 5. Профессиональные нарушения голоса

Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях

Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»

Ключ к тестовым заданиям

Литература

Учебное издание

Лаврова Елена Викторовна

Коптева Оксана Дмитриевна

Уклонская Дарья Васильевна

Нарушения голоса

Учебное пособие

Редактор Е.А. Кречетова

Ответственный редактор С. А. Шаренкова

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина

Корректоры Э. Г. Юрга, В. И. Рейбекель

Диапозитивы предоставлены издательством

Изд. № 101112393. Подписано в печать 17,07.2006. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Тираж 3000 экз. Заказ №1718].

Издательский центр «Академия», www.acadcmia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

ISBN 5-7695-3089-8

Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В., 2006 Образовательно-издательский центр «Академия», 21 Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», лого­педам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.

Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, большое значение голоса для общения и выполнения профессио­нальных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, пев­цами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходи­мость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.

Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями, как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частно­сти, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рас­сматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических забо­леваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гиги­ене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится наруше­ниям голоса в детском возрасте.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звукопроизношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и ме­дико-биологических учебных предметов, а также собственных на­блюдений студентов в процессе посещений коррекционных и ле­чебных учреждений.

Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенно­стей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.

В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:

получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:

- анализ причин и механизмов данного вида речевых рас­стройств,

- выделение психолого-педагогических критериев дифферен­циации основных клинических форм нарушений голосовой функ­ции,

- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;

приобретение навыков:

- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,

- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обсле­дования,

- разработки комплексной программы коррекционного психо­лого-педагогического воздействия,

- составления планов-конспектов индивидуальных и фронталь­ных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,

- обоснованного выбора методических средств и приемов кор­рекции и компенсации нарушений голоса;

усвоение знаний:

- критериев и методов диагностики различных форм наруше­ний голоса,

- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,

- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,

- методов организации логопедической работы при осложнен­ных и неосложненных формах нарушений голоса;

овладение умениями:

- планирования и организации логопедической работы с деть­ми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,

- организации взаимодействия в системе «логопед—воспита­тель—психолог—медицинский работник—родители» в общем рус­ле коррекционной работы,

- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.

Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообразования и голосооформления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В после­дующих главах даны сведения о наиболее распространенных рас­стройствах голоса. Во второй и третьей представлены функцио­нальные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики го­лосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих гла­вах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучаемых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.

Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особен­ности профессионального использования голоса и даются реко­мендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при неко­торых видах соматических заболеваний.

Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облег­чить изучающим данный курс и подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, реко­мендуемой для дополнительного изучения проблемы.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

1.1.Фонопедия как раздел логопедии

Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятель­ности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникнове­ния и развития фонопедии

Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фак­тор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Го­лос не только представляет собой результат взаимодействия ды­хательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражаю­щихся в изменении его акустических параметров.

Совокупность высказанных положений позволяет рассматри­вать голос как идентификационную и диагностическую катего­рию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоцио­нальное состояние, социальное положение и этническое проис­хождение.

В латинском языке от глагола «sonare» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в антич­ные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обо­значает понятие «личность». В немецком языке от слова «stimme» ('голос') произошло «Stimmung» ('настроение').

Идентификационные качества голоса были известны и исполь­зовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции на­ряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе си­ловых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютер­ный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «вла­дельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.

Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.

Для представителей многих профессий голос становится ос­новным орудием труда, инструментом, потеря или порча которо­го могут коренным образом повлиять на социальный статус чело­века, ограничить возможности его самореализации. Помимо ути­литарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включе­ния важнейшей жизненной функции — дыхания. В период ранне­го детства голос еще не обладает ярко выраженными индивиду­альными характеристиками и приблизительно идентичен у маль­чиков и девочек.

В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают по­ловое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голо­су человек обретает широкие возможности передачи информа­ции, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.

Звучание голоса проявляется в разных формах:

- непроизвольной, в виде крика, стона;

- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения рече­вой коммуникации;

- певческой, которая отличается от разговорной формы боль­шим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особы­ми эстетическими качествами;

- промежуточной между разговорным и певческим голосом яв­ляется ораторская форма, которая широко реализуется в профес­сиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.

Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально зна­чимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.

С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстети­ческий продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные ва­рианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом ак­тивного интереса в области PR-технологий.

Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фонопедия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспита­ние навыков правильного голосоведения с помощью педагоги­ческих приемов при постоянной активизации мышечного аппа­рата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е. В., 1975).

Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функ­ции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голо­сового аппарата или в его функционировании.

Специфическое направление фонопедии — педагогическое со­провождение людей, использующих голос профессионально (ак­теров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).

Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппара­та, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.

Вопросы и задания

1. Определите основные сферы применения голоса и формы его ис­пользования.

2. В чем состоит социальное значение голосовой функции?

3. Являются ли логопеды профессионалами голоса?

4. Сформулируйте, в чем заключаются задачи и основные направле­ния работы логопеда-фонопеда.

5. Составьте список профессий, представители которых используют голос профессионально. Определите профессии с наиболее высокими требованиями к качеству голоса.

6. Запишите в тематический словарь определение «фониатрия», а так­же содержание объекта и предмета фонопедии.

1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления

Строение и механизмы функционирования голосового аппарата • Компоненты фонации — голосообразование и голосооформление • Дыхание как энергетическая база фонации. Физиологическое и фонационное дыхание. Типы дыхания • «Опора» звука, «атака» звука • Теории голосообразования

Учитывая многоплановость использования и многообразие форм проявления голоса, можно предположить, что его материальной основой должен быть невероятно сложный по строению анатоми­ческий инструмент, способный обеспечить вариативность силы, тональности, богатство индивидуальных оттенков. Однако голо­совой аппарат не имеет собственной системы органов, т.е. орга­нов, специально и исключительно предназначенных для проду­цирования голоса.

С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхатель­ной системы. Это утверждение достаточно просто проверить, про­анализировав те ощущения, которые мы испытываем при произ­несении любого звука или слова. Такое наблюдение подтвержда­ет, что полноценный голос рождается в момент форсированного выдоха, в ходе которого из организма выводятся отработанные газообразные продукты обмена. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анали­затора в виде звуковой волны.

Голосовой аппарат является частью респираторной системы, и его функционирование, как в норме, так и при патологических состояниях подчиняется общим закономерностям ее работы и осу­ществляется при непосредственном участии центрального и пе­риферического отделов нервной системы. Органы голосового ап­парата состоят из различных тканей — костей, хрящей, сухожиль­ных элементов грудной клетки, слизистой оболочки дыхательных путей, системы гладких и поперечнополосатых мышц, богатой сети двигательных и чувствительных нервных волокон.

Работа фонаторного механизма подчиняется закономерностям двигательной условно-рефлекторной функции, действующей на раз­личных уровнях центральной нервной системы (Максимов И., 1987).

Фонация — сложный психофизиологический акт, который формируется из функциональных составляющих — голосообразо­вания и голосооформления.

Голосообразование — это компонент фонации, в результате ко­торого достигается основная цель — производится гортанный звук.

Голосообразование совершается непосредственно в гортани, как уже отмечалось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок.

Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого пер­вичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акусти­ческий продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкрет­ному субъекту характеристики (тембр).

Для анализа механизма возникновения и распространения зву­ковой волны работу голосового аппарата как части дыхательной системы удобно рассматривать как некий духовой инструмент, в котором есть меха (легкие), нагнетающие воздух; мембрана (го­лосовые складки гортани), которые, подобно струне, совершают колебания и рождают звук, и резонаторы — глотка, полость рта, околоносовые пазухи, усиливающие одни и гасящие другие виды звуковых волн.

Непосредственным источником звука является гортань. Ее го­лосовые складки (колеблющиеся струны) уникальны по своей структуре.

Современные исследования обнаружили, что голосовая мы­шца — единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в трех проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей их тончай­ших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания, как всей своей мас­сой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 коле­баний в секунду.

Перед началом голосообразования голосовые складки смыка­ются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из подскладочной области или преддверия гортани, под его давле­нием благодаря собственной эластичности голосовые складки на­чинают колебаться и <

Наши рекомендации