Шкала вегетативных нарушений

Номер вопроса 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
-1,51 - 1,6 -0,54 0,5 1,45
- 1,56 - 1,51 -0,34 0,68 1,23
- 1,33 -0,44 1,18 1,31 0,87
- 1,3 -1,58 -0,1 0,81 0,77
- 1,08 - 1,5 - 0,71 0.19 0,92
-1,8 -1,4 -0,1 0,5 1.22
-1,15 -1,48 - 1 0,43 0,63
-1,6 -0,5 -0,3 0,62
- 1,34 - 0,7 -0,17 0,42 0,85
-0,9 - 1,32 -0,41 0,42 1,19
-1,56 - 0,43 - 0,1 0,48 0,76
- 1,3 -0,97 - 0,4 -0,1 0,7
- 1,11 -,044 0,78 0,45
- 1,51 -0,57 -0,26 0,32 0,63
- 1,34 - 0,78 0,2 0,31 1,4
-0,97 - 0,66 - 0,14 0,43 0,77
-0,93 -0,3 0,13 0,93 0,6
- 1,2 - 1,34 -0,3 0,42
- 1,08 -0,83 -0,26 0,24 0,55
-0,9 - 1,15 - 1 -0,1 0,25
- 1 -1,26 -0,22 -0,43 0,27
-0,7 -0,42 -0,55 0,18 0,4
           

Интерпретация: суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатель больше +1,28 указывает на уровень здоровья, меньше -1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств.

Тестовый контроль знаний:

1.Психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений, называется:

- акцентуация характера;

- невроз;

- гиперестезия;

- психоз.

2.К факторам, влияющим на возникновение невроза, относятся:

- факторы биологической природы;

- факторы интеллектуальной природы;

- факторы психологической природы;

- факторы социальной природы.

3.Плохое самочувствие, упадок физических сил, отсутствие бодрости, разбитость, слабость, непереносимость физических и психических нагрузок, выраженное снижение работоспособности – всё это проявления:

- истерического невроза;

- профессиональной дискенезии;

- неврастении;

- психосоматического расстройства.

4.Одним из постоянных симптомов неврастении является:

- высокое артериальное давление;

- потеря зрения;

- головная боль (по принципу «стягивающего обруча»);

- оглушенность.

5.Выделяют две формы неврастении:

- астеническая;

- гиперстеническая;

- гипостеническая;

- монотонная.

6.Функциональное, обратимое расстройство, проявляющееся спектром самой разнообразной психогенно обусловленной симптоматики, возникающее при наличии особой личностной структуры (большая внушаемость и самовнушаемость, повышенный эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, эмоциональная лабильность, аффективная незрелость с признаками психического инфантилизма), это:

- психастения;

- дереализация;

- истерический невроз;

- неврастения.

7.Потеря вкуса, тошнота, рвота, полное отсутствие аппетита (анорексия), гастралгии, одышка, мнимая беременность, мнимая смерть, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:

- двигательным нарушениям;

- вегетативным нарушениям;

- психическим нарушениям;

- сенсорным нарушениям.

8.Разнообразные параличи, парезы, гиперкинезы, явления астазии – абазии, истерические припадки, истерическая походка, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:

- двигательным нарушениям;

- вегетативным нарушениям;

- психическим нарушениям;

- сенсорным нарушениям.

9.Расстройства чувствительности в виде анестезии, гиоестезии, гиперестезии с болевыми ощущениями в различных частях тела, при истерическом неврозе данные нарушения относятся к:

-двигательным нарушениям;

- вегетативным нарушениям;

- психическим нарушениям;

- сенсорным нарушениям.

10.Иллюзии, галлюцинации, амнезия, вплоть до тотальной, при истерическом неврозе данные симптомы относятся к:

-двигательным нарушениям;

- вегетативным нарушениям;

- психическим нарушениям;

- сенсорным нарушениям.

11.Такие личностные особенности, как повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, склонность к постоянным сомнениям по любому пустяку, пониженная самооценка являются предрасполагающими факторами при формировании:

- истерического невроза;

- неврастенического невроза;

- невроза навязчивых состояний;

- психосоматического заболевания.

12.Фобический невроз характеризуется как:

- навязчивые мысли;

- навязчивые страхи;

- навязчивые действия;

- навязчивые влечения.

13.Навязчивые влечения и навязчивые действия характеризуют:

- истерический невроз;

- обсессивный невроз;

- фобический невроз;

- компульсивный невроз.

14.Разнообразные навязчивые мысли, идеи и представления характеризуют:

- истерический невроз;

- обсессивный невроз;

- фобический невроз;

- компульсивный невроз.

15.Болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье, со склонностью приписывать себе заболевание по незначительному поводу, проявление:

- невроза страха;

- неврастении;

- ипохондрического невроза;

- невроза навязчивых состояний.

16.Внезапно возникающий и ни с чем не связанный диффузный страх или сильная немотивированная тревога составляют основу:

- невроза навязчивых состояний;

- истерического невроза;

- ипохондрического невроза;

- невроза страха.

17.Все неврозы и неврозоподобные состояния:

- обратимы;

- не поддаются лечению;

- передаются по наследству;

- являются острой формой шизофрении.

18.Навязчивые состояния могут проявляться следующими феноменами:

- навязчивыми мыслями – обсессиями

- навязчивыми сновидениями – сомнофобиями

- навязчивыми страхами – фобиями

- навязчивыми действиями – компульсиями

Ответы:

№ вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ
1,3,4
   
   
2,3    

Тема занятия №12: Психологические основы психотерапии.

Место проведения: учебная аудитория.

Продолжительность: 2 часа

Цель:Ознакомить с основными направлениями психотерапии. Изучить основные методы психотерапии. Представить обзор современных направлений.

Студент должен знать:

1. Виды психологической помощи

2. Цели и методы психотерапии

3. Показания к психотерапии

4. Личностный подход в психотерапии

5. Групповая психотерапия

6. Основные направления в психотерапии

7. Современные направления психотерапии

Студент должен уметь:

1. Различать виды психологической помощи применительно к больному.

2. Вести учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов.

3. Подобрать методы психотерапии исходя из проблемы больного.

Темы проектов, рефератов:

1. Методы психотерапии с детьми.

2. Влияние психотерапии на состояние личности.

3. Аналитическая терапия. Основы и методы.

4. Арт-терапия. Основные направления.

5. Виды и методы современной психотерапии.

6. Нейролингвистическое программирование в рамках психотерапии.

7. Семейная психотерапия.

8. Групповая психотерапия.

9. Телесно-ориетированная и танцевальная терапия.

10. Трансактный анализ.

11. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии.

12. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.

13. Поведенческое направление в психотерапии.

14. Классический психоанализ

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. П.И Сидоров, А.В.Парняков. Клиническая психология, М., 2008г.

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г.

3. В.Н Ананьев. Психология здоровья. СПб., 2006г.

4. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Питер 2005г.

5. Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с.

6. А. А. Александров. Современная психотерапия. М, 1998, 335 с.

7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. М., 1985, 304 с.

Дополнительная литература:

1. В.Н Ананьев. Психология здоровья. СПб., 2006г.

2. В.Н.Ананьев. Практикум по психологии здоровья. СПб.,2007г.

3. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Питер 2005г.

4. Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с.

5. А. А. Александров. Современная психотерапия. М, 1998, 335 с.

6. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988, 400 с.

7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. М., 1985, 304 с.

8. В.Т. Кондратенко, Д.И. Донской. Общая психотерапия. Минск, 1997, 464 с.

9. В.Д. Менделевия, Д.А. Авдеев, С.В.Киселев. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, 76 с.

10. Н. Пезешкиан. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995, 336 с.

11. Ю. С. Шевченко. Психокоррекция: теория и практика. М., 1995,224 с.

12. С. Уолен, Р. ДиГусепп, Р. Уэсслер. Рационально-эмотивная психотерапия. М.» 1997, 257 с.

13. В. Франкл. Человек в поисках смысла, М., 1990, 368 с.

14. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Семейная психотерапия. Л., 1990,192

15. К.Юнг. Психологические типы. М., 1995,616 с.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Дайте определение психотерапии.

2. Что вы понимаете под психологической помощью?

3. Какие виды психотерапии вы знаете?

4. Способы воздействия психотерапевта на человека?

5. Когда и по отношению к кому можно применить психотерапию?

Виды психологической помощи

Оказание психологической помощи — одна из наи­более значимых проблем в клинической психологии. Она необходима здоровым людям (клиентам) с разнообраз­ными житейскими проблемами, находящимся в кризис­ном состоянии, а также больным (пациентам) с различ­ными психическими и соматическими заболеваниями, имеющими психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характеро­логические и личностные отклонения.

Психологическая помощь — область практического при­менения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации.

В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появ­ления у него психологических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психо­логическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окруже­нию, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.

Основными способами оказания психологической по­мощи в клинической психологии являются психологи­ческое консультирование, психологическая коррекция (пси­хокоррекция) и психотерапия. Все они направлены на различные стороны личности, но различаются по целям и способам воздействия. Все виды психологической помо­щи могут применяться раздельно и в сочетании.

Психологическое консультирование- главной целью его является научно организованное информирование клиента (пациента) о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь (принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей). Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие, так как учитывает цели пациента. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида, расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей, внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.

Психологическая коррекция (псикоррекция)- понимается как деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипули­рования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегу­ляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия- система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Цели и методы психотерапии

Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:

1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.

2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в том случае, когда речь идет о групповой психотерапии, при которой каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы).

Показания к психотерапии

Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.

Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть чем более выражена психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов. Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами. Во-первых, это возможная вторичная невротизация — манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание. Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами. В-третьих, возможны психологические и социально-психологические последствия. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования. В-четвертых, в процессе хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни личностных особенностей (повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности), нуждающихся в корригирующих воздействиях. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Наши рекомендации