Формирование толерантного отношения у дошкольников.

Дошкольный возраст характеризуется рядом особен­ностей [9]:

— осознанием, пониманием и объяснением собственных переживаний и эмоциональных состояний других людей (Л.С. Выготский);

— становлением личности ребенка через освоение обществен­но значимых ценностей, норм и установок (В.С. Мухина);

— формированием «Я-концепции», самосознания, мыслей и переживаний о жизни, единства личности (Д.И. Фельд­штейн).

В целом исследователи считают дошкольный возраст переломным этапом в формировании осознанной регуляции поведения и рождении личности ребенка.

Детский возраст оптимален для формирования боль­шинства личностных качеств, лежащих в основе толерант­ного отношения, поскольку именно в этот период:

— происходит интенсивное психическое развитие детей;

— начинает проявляться интерес к сфере социальных отно­шений, освоению культурных норм и правил поведения;

— начинают развиваться произвольность и саморегуляция;

— становится самоценным общение со сверстниками;

— появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми, в признании и уважении с их стороны;

— появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно ре­шать конфликтные ситуации, умение регулировать свою активность (соблюдать очередность, учитывать права других детей, распределять роли в игровой деятельности, согласовывать свои действия с действи­ями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений в общей деятельности) [2].

Более того, по мнению С.К. Болдыревой и Д.В. Колесова, «суще­ствует врожденная толерантность — неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на толерантность, и приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность, когда последняя определяется сформированными у него установка­ми, привычками, мировоззрением» [7].

О.И. Крушельницкая считает, что «если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, не сформируют у них навыки то­лерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто» [22].

Учитывая гендерные особенности развития детей, О.А. Карабанова отме­чает, что у девочек формирование толерантности происходит быстрее, чем у мальчиков. Девочки больше стремятся к сотрудничеству, чем к соревнованию, менее агрессивны, настойчивы, конфликтны и легче идут на компромисс. О.А. Карабанова объясняет это тем, что «...девочкам с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность»[42].

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей: эмоциональность, нестандартность, непринужденность, инициатив­ность и т.д. Однако главная особенность — выраженная потребность в признании и уважении со стороны детей своего возраста. Сверстник для дошкольника — самый предпочитаемый и привлекательный партнер по общению.

Толерантное отношение детей дошкольного возраста по отношению к свер­стникам с ОВЗ мы понимаем как качество личности, проявляющееся в позитивном отношении, принятии особенностей и готовности к оказанию помощи.

Структура толерантного отношения, с нашей включает в себя следующие компоненты [37].

Таблица 2

Структура толерантности

Компоненты
Когнитивный Эмоционально - волевой Мотивационный Поведенческий
Содержательные характеристики компонентов
- открытость новому, гибкость мышления; - адекватность самооценки; Знания: - особенностей детей с ОВЗ; - способов вступления с ними в контакт; - проявления сочувствия, поддержки и оказания им помощи; - правил поведения в обществе детей с ОВЗ - умение распознавать эмоциональные состояния сверстников; - принятие детей с ОВЗ такими, какие они есть; - способность к эмпатии; - самоконтроль и саморегуляция, умение сдерживать свои негативные побуждения; - умение регулировать свою активность - отсутствие психологических барьеров, стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ; - готовность к взаимопомощи и сочувствию; - потребность к взаимодействию, сотрудничеству, признанию и уважению со стороны сверстников - мобильность поведения, социальная активность; - легкая адаптация в инклюзивной развивающей группе; - уверенность в себе; - умение конструктивно решать проблемные ситуации
Соотношение со схемой формирования толерантности по С.К. Бондыревой, Д.В. Колесову
Положительная оценка индивидом объекта (значимость объекта для индивида) Положительное отношение индивида к объекту Положительное побуждение (намерение) в отношении объекта Толерантное поведение (естественная толерантность, толерантность идентификации, способность исходить (в своих действиях) из самого себя, из своих оценок)

С нашей точки зрения, для успешного формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста необходимо создание следующего комплекса условий [39]:

— организация инклюзивной развивающей среды;

— формирование толерантного отношения одновременно с развитием высших психических функций;

— участие родителей в процессе формирования толерантного отношения.

Условие 1. Организация инклюзивной развивающей среды

Понятие развивающей среды, в т.ч. инклюзивной, для детей до­школьного возраста многоаспектно: Л.С. Выготский рассматривал ее как источник психического развития детей; В.В. Давыдов — как условие, процесс и результат психического развития дошкольников; В.А. Петровский — как единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей; А.В. Мудрик — как способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребности в деятельности; В.А. Левин — как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [9].

Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ невозможно без организации их совместной деятельности, например в ДОО или детском психологиче­ском центре.

С нашей точки зрения, инклюзивная среда таких организаций должна быть органично включена в вертикально-горизонтальную структуру инклюзивной среды социума [37].

Таблица 3

Вертикально-горизонтальная структура инклюзивной среды социума

Уровни Возраст Вертикаль Горизонталь
0-3 -комплексная помощь детям с ОВЗ и их родителям по адаптации в правовом поле, в сфере конкретных форм помощи со стороны органов социальной защиты, в области мер медицинской помощи и сопровождения, в поле психологических проблем; - решение вопроса о выборе образовательного и развивающего маршрута, в т.ч. об определении формы и степени инклюзии в образовательную и развивающую среду с учетом особенностей психического развития детей - техническое оснащение ДОО и детских психологических центров для создания безбарьерного пространства (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры и психомоторного развития, комнаты для логопедических и развивающих занятий со специалистами помогающих профессий, медицинский кабинет, спортивный зал и т.д.); - организация разностороннего взаимодействия специалистов помогающих профессий, детей с нормативным развитием, детей с ОВЗ, родителей; - профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий для организации инклюзивной развивающей среды; - разработка адаптированных образовательных программ и развивающих методик; - разработка индивидуальных планов занятий (совместно с родителями); - регламентированное нормативно – правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного и развивающего процесса
4-7 - воспитание, социализация и психическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ДОО (детских садов) и детских психологических центров; -обоснованное и дифференцированное определение индивидуальных образовательных и развивающих маршрутов; - организация инклюзивной развивающей среды
7-17 - полная, частичная или временная инклюзия в образовательный и развивающий процесс с учетом возможностей каждого школьника с ОВЗ; - организация инклюзивной развивающей среды в условиях общеобразовательных школ и детских психологических центров
- профориентация; - определение траектории дальнейшего профессионального образования
17-21 - профессиональное образование выпускников с ОВЗ и их дальнейшее трудоустройство

Четкая организация преемственности этапов позволит на протяжении всего периода образования, адаптации, социализации и профессионализа­ции детей с ОВЗ обеспечить их полисубъектное сопровождение (особый тип взаимодействия, развивающий творческую активность субъектов, их способность к диалогу и интеграции).

Структуру инклюзивной развивающей средыдошкольного образова­тельного учреждения или психологического центра можно представить во взаимосвязи четырех компонентов: психологического, методологическо­го, материально-технического и информационно-методического [1]:

1. Психологический компонент

Необходимое условие совместной развивающей деятельности де­тей — толерантность всех участников образовательного процесса по отношению к детям с ОВЗ: специалистов, детей с нормативным развитием, родителей. Ориентирами для организации психологически ком­фортной инклюзивной среды должны служить закономерности пси­хического развития детей дошкольного возраста, специфика дефекта детей с ОВЗ, психологические особенности мальчиков и девочек [39].

2. Методологический компонент

При организации инклюзивной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

· договоренности, согласия и взаимных обязательств семьи, общества и государства;

· информативности (разнообразия тематики материалов и оборудования);

· вариативности (возможности использовать среду для различных развивающих занятий);

· полифункциональности (богатого выбора возможностей развития, обеспечения всех составляющих развивающего процесса);

· трансформируемости (возможности многофункционального исполь- зования пространства);

· психологической целесообразности (необходимости и достаточности наполнения развивающей среды).

3. Материально-технический компонент

ДОО или психологический центр должны быть оснащены всем необходимым для занятий с детьми. Материалы и оборудование должны и иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, психологическим и и эстетическим требованиям.

4. Информационно-методический компонент

Инклюзивная развивающая среда должна включать необходимый диагностический и развивающий материал для педагогов и родителей: документацию, научно-методическую литературу, интернет - ресурсы и т.д.

Таким образом, под инклюзивной развивающей средой дошкольного образовательного учреждения или психологического центра мы понимаем взаимосвязь материально-технического, методологического, информационно-методического и психологического компонентов, обеспечивающих необходимые условия для совместной деятельности детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ [7].

То есть, для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста необходимо реальное взаимодействия детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ в грамотно организованной инклюзивной среде.

Наши рекомендации