Рецепты консервированной крови


176. Rp.: Совместимой крови 2000,0 (3000,0)

Раствор натрия цитрата сте­рильного 5% — 100,0 (150,0)

М. D. S. Внутривенно (при кро-вопотере). Лошади (ко­рове).

176. Rp.: Аутокрови 2000,0 (3000,0) Раствор хлорида кальция стерильного 10% — 100,0 (150,0) М. D. S. Внутривенно (при кро-вопотере). Лошади (ко­рове).

177. Rp.: Autosangui 500,0 (1000,0) Sol. Calcii chloridi crys-tallisati sterilis 10% — 60,0 (100,0) Penicillini 50 000 (100 000) ED

Oxytetracyclini hydrochlo-
ridi 0,1 (0,2)
M. D. S. Внутривенно. Лошади
(корове). Перед операцией
или в послеоперационный
период для повышения

свертываемости, пополне­
ния крови, стимуляции
зритропоэза и подавления
инфекции. Собакам и

овцам — по 100—200 мл (М. В. Плахотин).



178. Rp. Autosangui 2000,0 (3000,0) Sol. calcii chloridi crys-tallisati 10% — 100,0 (150,0)

Penicillini 200 000 ED (300 000 ED)

Sol. streptocidi albi solub, 10% — 10,0 (15,0) M. D. S. Внутривенно на 2 инъ­екции для тех же целей (М. В. Плахотин).

КРОВОЗАМЕЩАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

180. Rp.: Sol. natrli chloridi 0,85% —

1000,0 (2000,0) Glucosi 50,0 (100,0)

M. f. solutio. Sterilisetur!

D.S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). Для пополнения кровяного русла после кровотечения.

181. Rp.: БК-8 (белковый препарат)

3000,0 (4000,0) D. S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). Для пополнения кровяного русла и парен­терального белкового пи­тания.

182. Rp.: Natrii chloridi 15,0

Kalii chloridi 0,2 Calcii chloridi crystallisati 0,1

Aquae bidestillatae 1000,0 M. f. solutio. Sterilisetur!

179. Rp.: Autosangui 500,0 (1000,0) Sol. Calcii chloridi sterilis 10% — 50,0 (100,0) Morphocyclini 0,2 (0,4) Sol. glucosi sterilis 5% — 50,0 M. D.S. Внутривенно для тех же целей (М. В. Плахотин).

D. S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). Для пополнения кровяного русла.

183. Rp.: Natrii chloridi 75,0

Kalii chloridi 0,4 Magnesi chloridi 0,1 Natrii phosphatis 0,0518 Glucosi 10,0

Aquae bidestillatae 1000,0

M. f. solutio. Sterilisetur!

D. S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). Для пополнения кро­вяного русла при интокси­кациях. Перед употреблени­ем смешать в соотношении 4:1 с БК-8.

184. Rp.: Реополиглюкина 3000,0

(4000,0) D. S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). По 80—100 капель в минуту для пополнения кровяного русла после ос­тановки кровотечения.

Реополиглюкин заслуживает применения при тромбозе и эмболии артерий и вен, болезнях сосудов, после операций на них для предупреждения тромбозов. Если необходимо, вливание повторяют через 3—4 дня. Реополиглюкин, как низко­молекулярный декстран, введенный в кровь, покрывает интиму сосудов, особенно в местах повреждения, обволакивает элементы крови, что приводит к увеличению их отрицательного заряда; обладает мягким антикоагулянтным действием. Не вы­зывает неблагоприятного влияния после многократных внутривенных введений.

185. Rp.: Раствор гидролизина (Л-103) 150,0 (200,0) D. S. Внутривенно. Собаке, ов­це. Вводить со скоростью 50—60 капель в минуту (крупным животным — 1500/3000 мл) за 10—15 минут перед операцией с целью предупреждения шо­ка, при значительных кро-вопотерях вводить по 80— 100 капель в минуту,

186. Rp.: Полиглюкина — 3000,0 (4000,0) D. S. Внутривенно. Лошади (ко­рове). Для пополнения кровеносного русла после остановки кровотечения* Вводить капельным спо­собом 80—100 капель в минуту.



СРЕДСТВА, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФИБРИНА И ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕГО ФИБРИНОЛИТИЧЕСКИ

167. Rp.: Dicumarini 0,05 (0,1) Sacchari 0,5

М. f. pulvis

D. t. d. N 3 (5)

S. Собаке. По 1 порошку в день. При тромбофлеби­тах или перед операцией на кровеносных сосудах (контролировать индекс протромбина, не снижать ниже 30—40%). Лошади— на прием 0,5—0,8, коро­ве — 0,5—1,0.

188. Rp.: Heparini 500 ED

Aquae destillatae 10,0 M. f. sol. Sterilisetur! D. S. Для обмывания опери­руемых концов кровенос-

ных сосудов с целью пре­дупреждения образования в них тромбов.

189. Rp.: Heparini 30 000 (50 000) ED

Aquae destillatae 10,0 M. f. solutio. Sterilisetur! D. S. Лошади (корове). Для внутримышечного введе­ния перед операциями на сосудах или при лечении тромбофлебитов. Две инъ­екции в день с 4-часовым перерывом. При падении индекса протромбина до 30% или кровотечении вве­дение прекратить.

Значительным фибринолитическим действием обладает гирудин, содержащий­ся в слюне пиявок. Это высокомолекулярный полипептид. В противоположность гепарину действует исключительно как антитромбин и не вступает в связь ни с каким другим фактором свертывающей системы крови. На него не действует антагонист гепарина — протамин.

Гепарин, как мукополисахарид класса мукопротеин-полисернистых эстеров, имеет разные точки приложения в свертывающей системе крови. Он действует как антитромбин и как антипротромбин.

Присвежих асептических тромбофлебитах целесообразно использовать меди­цинские пиявки и подсаживать их в зоне тромбофлебита. Животных перед этим тщательно моют с мылом, затем выбривают зону подсадки и после удаления остатков мыла с помощью тампонов кожу смазывают сахарным сиропом и под­носят пиявок. Насосавшиеся крови пиявки отпадают. Свежие тромбы рассасыва­ются на 3-й и 5-й день после 1—2 повторных подсадок пиявок.

РАНЫ

Асептические операционные раны заживают по первичному натяжению, без нагноения обычно в течение семи дней, при условии тщательной остановки крово­течения, припудривании их бактериостатическими порошками, правильном нало­жении швов, обеспечении покоя, создании гигиенических условий содержания и полноценного кормления.

Случайные и огнестрельные раны заживают двуфазно, по вторичному натя­жению при более или менее выраженном нагноении.

Случайные и огнестрельные раны, как правило, загрязнены и содержат раз­личных микробов. Наиболее опасны раны, проникающие в полости и внутренние органы и раны крупных кровеносных сосудов. Резаные, колотые и особенно опе­рационные раны содержат меньше мертвых тканей, чем рубленые, рваные, ушиб­ленные и огнестрельные. Чем больше в ране мертвых тканей, тем скорее наступает перераздражение нервных центров, приводящее к нарушению трофической иннер­вации и развитию нейродистрофии, способствующей дальнейшему омертвению тканей в зоне раны и развитию раневой инфекции. Все это приводит к ухудше­нию общего состояния и утяжеляет течение раневой болезни.

На основе физико-химических данных, протекающих в ране, И. Г. Руфинов разделяет раневой процесс на фазу гидратации, или биологического очищения ра­ны, и фазу дегидратации, или регенеративно-восстановительных явлений.

 

Первая фаза (период после ранения) характеризуется нарастанием воспали­тельной реакции, гидратационных явлений и биофизико-химическими изменения­ми, сопровождающимися развитием местного ацидоза; изменением соотношений электролитов (увеличение К и уменьшение Са); повышением осмотического и он-котического давления, содержания гистамина, ацетилхолина и других физиологи­чески активных веществ; увеличением проницаемости капилляров, развитием гид­ратации (набухание) тканей; выраженным ферментолизом, фагоцитозом, актив­ной защитной реакцией физиологической системы соединительной ткани и многи­ми другими изменениями.

Все это направлено на локализацию зоны повреждения, борьбу с микробами и, главное, на биологическое очищение раны от мертвых тканей и инородных предметов. Мертвые ткани подвергаются ферментативному расщеплению под влиянием протеолитических, липолитических и других ферментов организма, про­дуктов жизнедеятельности микрофлоры раны и фагоцитоза, которые играют важ­ную роль в подавлении инфекции. В результате в ране накапливается гнойный экссудат, содержащий токсические продукты тканевого распада и жизнедеятель­ности микробов. Гной и мертвые ткани служат сильными раздражителями. Он выделяется во внешнюю среду и в значительном количестве всасывается в лим­фатические и венозные сосуды, что приводит к возникновению гнойно-резорбтив-ной лихорадки, характеризующейся повышением температуры тела, ухудшением функции всех систем и общего состояния животного. Чем больше в ране мертвых тканей и активнее происходит их расщепление ферментами организма и микро­флоры, тем больше образуется гноя, тем тяжелее протекает гнойно-резорбтивная лихорадка. Раневой процесс приобретает гиперергическое течение. В ранах про­грессируют некротические процессы, ухудшаются иммунобиологические и другие механизмы защиты, активизируется раневая инфекция, раневая болезнь приобре­тает тяжелое и затяжное течение.

При небольшом количестве мертвых тканей раневой процесс протекает нор-моргически при умеренном отеке, отсутствии дополнительного некроза тканей, небольшом скоплении гноя и слабовыраженной гнойно-резорбтивной лихорадке. Рана к 3—5-му дню частично очищается от мертвых тканей, и раневой процесс постепенно переходит во вторую фазу.

Вторая фаза раневого процесса, в отличие от первой, характеризуется сни­жением признаков воспаления, кислой реакции раневой среды, дегидрата­цией и преобладанием регенеративных процессов над некротическими. В этой фазе различают два периода. В первом периоде преобладает процесс гранулиро­вания, во втором — эпидермизации и рубцевания раны.

В первом периоде постепенно нормализуется трофика, снижаются местный ацидоз, активность ферментов, фагоцитарная реакция, осмотическое и онкотиче-ское давление, количество калия, гистамина, физиологически активных веществ, нормализуется крово- и лимфообращение, проницаемость капилляров, возникает и усиливается дегидратация (отбухание) тканей и рассасывание отека. Все это обе­спечивает благоприятные условия для роста, созревания грануляционной ткани и нарастания на созревшие ее слои покровного эпителия. По мере развития здоро­вых грануляций резко уменьшается количество и изменяется качество раневого экссудата. Он становится более густым и слизистым. В нем увеличивается коли­чество гистиоцитарных клеток и уменьшается количество лейкоцитов.

Здоровые грануляции — мелкозернистые, розовые, не кровоточат. Они служат биологическим барьером, препятствующим проникновению микробов в здоровые ткани и даже всасыванию токсических продуктов. Как только вся раневая по­верхность покроется здоровыми грануляциями, минует опасность развития ране­вой инфекции, нормализуется температура и улучшается общее состояние жи­вотного.

По мере заполнения ран грануляциями раневой процесс переходит во второй период, характеризующийся затуханием воспалительной реакции, снижением аци­доза до нейтральной реакции раневой среды и постепенной ее нормализации до рН 7,3—7,4. В грануляционной ткани усиливаются явления дегидратации, в ре­зультате чего она созревает. Ее коллагеновые и эластические волокна уплотняют­ся и укорачиваются. На созревшие нормальные грануляции нарастает эпители­альный покров, Зона его роста представлена беловато-перламутровой каймой

шириною от 2 до 5 мм. Грануляционный слой, покрытый эпителием, продолжает дегидратироваться под влиянием сдвига рН среды в щелочную сторону. Это при­водит к концентрическому рубцеванию (стягиванию) раны. В тех случаях, когда воспалительная реакция и ацидоз раневой среды удерживаются на достаточно высоком уровне, необходимой дегидритации не происходит, грануляции становят­ся гидремичными, ярко-красными, крупнозернистыми, легко кровоточивыми, на них не нарастает кожный эпителий. Этого не происходит и при перезрелых из­лишне дегидратированных — бледных, плотных рубцующихся грануляциях.

При нормальном течении раневого процесса второй период заканчивается полной эпителизацией раны. Формирование же и перестройка рубца продолжает­ся: периферические его части разрыхляются, а центральные — склерозируются. Рубец уменьшается, но становится более прочным и подвижным.

У лошадей и плотоядных биологическое очищение случайных и огнестрельных ран протекает по типу гнойно-ферментативного расплавления мертвых тканей с накоплением в них гнойного экссудата.

У рогатого скота и свиней очищение ран осуществляется преимущественно гнойно-секвестрационным путем. Сформировавшаяся фибрино-тканевая масса подвергается секвестрации. Наряду с этим происходит и ферментативное рас­плавление ее, но значительно слабее, чем у лошадей и плотоядных животных.

У грызунов и птиц биологическое очищение ран осуществляется по типу сек­вестрации. После ранения кровь довольно быстро свертывается и вместе с мерт­выми тканями превращается в фибрино-тканевую массу, а затем в фибрино-тка-вевой струп, прочно защищающий рану от загрязнения. Струп удерживается на ране до полной секвестрации. В зоне секвестрации разбиваются процессы грану­лирования и эпидермизации. Струп полностью отторгается после того, как рана заполнится грануляциями и покроется эпидермисом.

Итак, заживление ран у грызунов и птиц протекает обычно под струпом. Такой тип заживления можно наблюдать и у других животных преимущественно при кожных и неглубоких ранах с небольшой потерей тканей и малой зоной мерт­вых тканей.

Описанные биологические особенности заживления ран у разных видов жи­вотных необходимо учитывать при лечении случайных и огнестрельных ран.

Лечение асептических операционных ран сводится: к соблюдению асептики при проведении операций, остановке кровотечения, недопущению излишнего травмиро­вания и оставлению в ране размятых, размозженных и некротизированных тканей, правильному наложению, особенно кожных, швов и защитной антисептической повязки, предоставлению покоя и препятствию последующего загрязнения зоны раны.

Лечение случайных и огнестрельных ран. В первой фазе проводят комплекс­ное лечение. Предоставляют покой, улучшают содержание, кормление; останавли­вают кровотечение, возмещают потери крови; применяют новокаин-антибиотиковые блокады для охраны нервных центров от перераздражения и предупреждения яв­лений нейродистрофии в зоне раны. На этом фоне делают хирургическую обра­ботку в целях профилактики инфекции, очищения раны от загрязнений и мертвых тканей.

С последующим применением дренирования, антисептизации применяют средства, повышающие общую сопротивляемость организма и стимулирующие регенеративно-восстановительные процессы, рану ушивают или оставляют откры­той. Хирургическую обработку выполняют по типу рассечения, частичного и пол­ного иссечения раны. По времени эти виды хирургической обработки подразделя­ют: на первичную раннюю, выполняемую в первые 6—12 часов после ранения; первичную отсрочную делают в пределах 24—36 часов; первичную позднюю — по­сле этих сроков. Если первичная обработка раны была выполнена не достаточно совершенно, выполняют вторичную хирургическую обработку: раннюю, отсрочную или позднюю. Чем раньше и полноценнее сделана хирургическая обработка, тем совершеннее профилактируется раневая инфекция и другие осложнения.

Хирургической обработке предшествует механическая и антисептическая под­готовка окружности и самой раны: кожный покров и рану смазывают 5%-ным спиртовым раствором йода; удаляют видимые загрязнения, закрывают рану сте­рильной марлевой салфеткой; выстригают и выбривают шерстный покров (предуп­реждать попадание шерсти в рану); промывают рану перекисью водорода или 0,5%-ным раствором калия перманганата, 2%-ным раствором хлорамина либо фурацилина 1 : 5000; тщательно осушают рану и кожный покров; делают новокаин-антибиотиковую инфильтрацию окружности раны, беспокойным животным допол­нительно инъецируют аминазин, ромпун (см. разделы «Наркоз» и «Местное обезбо­ливание») .

У птиц и грызунов хирургическую обработку производить нецелесообразно (см. выше — особенности заживления ран у них).

Хирургическая обработка, выполняемая по типу рассечения, обеспечивает оп­тимальные условия для стока раневого отделяемого и улучшает аэрацию раны. Последующее дренирование ее, применение гипертонических растворов средних солей в сочетании с антисептическими, хлорсодержащими, окисляющими и други­ми средствами (см. рецептуру) предупреждает развитие инфекции, улучшает ус­ловия биологического очищения раны от мертвых тканей и выведение инородных предметов.

Хирургическая обработка, выполняемая по типу частичного иссечения раны, предусматривает иссечение мертвых тканей и обеспечение наиболее оптимальных условий для стока раневого отделяемого. С этой целью расширяют рану раневыми крючками и иссекают мертвые ткани ножницами или скальпелем. Для лучшего их выявления рану орошают метиленовой синью и другими красителями (см. рецеп­ты). Чтобы не повредить крупные сосуды, нервы и анатомические полости, распо­ложенные вблизи стенки и дна раны, мертвые ткани в этих местах оставляют или иссекают частично. Останавливают кровотечение. Рану обильно припудривают сложным порошком (см. рецепты), тампонируют с упомянутыми и другими сред­ствами, ушивают на две трети и защищают антисептической повязкой.

При полной хирургической обработке раны проводят тщательную механиче­скую и антисептическую подготовку. В просвет раны вводят тампон, пропитанный синтомициновой эмульсией или другими противомикробными средствами (см, рецепты). Отступя от краев на 5-6 мм разрезают кожу и экономно иссекают стенку и дно раны в пределах здоровых тканей. Затем останавливают кровотече­ние торзированием и наложением кетгутовых лигатур, удаляют сгустки крови, припудривают рану одним из бактериостатических порошков. Затем при ранней первичной хирургической обработке накладывают глухие швы на всю рану, при отсроченной — вставляют дренаж с бальзамическим линиментом А. В. Вишнев­ского или линиментом синтомицина, другими противомикробными средствами и ушивают рану на две трети. При отсутствии признаков инфекции на 4—5-й день рану зашивают наглухо.

Воспалившиеся раны тщательно исследуют: определяют положение, вели­чину ниш, карманов, гнойных затеков, количество мертвой ткани; выясняют, какие органы и в какой степени повреждены и некротизированы, а также определяют степень функциональных нарушений органов и систем животного. Исходя из этого намечают комплекс лечебных мероприятий и осуществляют позднюю хирургиче­скую обработку. Удаляют инородные предметы, вскрывают ниши, карманы и гной­ные затеки. После остановки кровотечения выстилают рану салфеткой Микулича, смоченной 96°-ным спиртом, и заполняют выстланную полость стерильными ват­ными или ватно-марлевыми шариками, обильно пропитанными бальзамическим линиментом А. В. Вишневского, приготовленным на рыбьем жире, или линиментом синтомицина. При значительном кровотечении к бальзамическому линименту А В. Вишневского на каждые 100 мл добавляют 5 мл скипидара, смачивают дренажи и туго тампонируют рану. Первую перевязку делают на 2-й день. Если в ране мало мертвых тканей, применяют рыхлое дренирование с упомянутым ли­ниментом, без скипидара. В таких случаях последующие перевязки делают при благоприятном течении раневого процесса через 5—7 дней при использовании линимента синтомицина через 2 дня.

При наличии в ране значительного количества мертвых тканей, начиная с первой перевязки, ее рыхло дренируют марлевыми дренажами, пропитанными ги­пертоническими растворами средних солей или мочевины (см. рецепты). Если не­обходимо усилить противомикробное действие, к ним добавляют антисептики (см. рецепты). Для ускорения очищения раны от мертвых тканей, вместо гипертониче­ских растворов, применяют протеолитические ферменты (см. раздел «Ферменто-терапия ран»). Описанное лечение сочетают с местной и общей антибиотико- и сульфаниламидотерапией.

При острогнойной, анаэробной и гнилостной раневых инфекциях до хирур­гической обработки по типу частичного иссечения и рассечения ран животному дают антибиотики, сульфаниламидные препараты, длительно орошают рану ги­пертоническими растворами с риванолом или с фурацилином (аэробная инфекция), С окисляющими или с хлорсодержащими средствами (гнилостная и анаэробная инфекции). После хирургической обработки, кроме упомянутых средств, местно применяют антимикробные порошки, ферменты; средства, понижающие местный и общий ацидоз, нормализующие антитоксическую и другие функции печени, способ­ствующие нейтрализации и выведению из организма продуктов тканевого распада и токсинов микробов (См. Газовая флегмона).

Ниже приведены рецепты с учетом фазности раневого процесса.

Наши рекомендации